Вербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение основных средств вербальных коммуникаций.
Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;
- средства вербальной коммуникации;
- особенности вербальной коммуникации.

Содержание работы

Введение
Понятие и сущность вербальной коммуникации
Средства вербальной коммуникации
Особенности вербальной коммуникации
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 31.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Понятие и сущность вербальной коммуникации

Средства вербальной коммуникации

Особенности вербальной коммуникации

Заключение

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Разнообразие  видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений  участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых  жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых  совещаний и переговоров до выступления  в средствах массовой информации. При этом речевое общение через  образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.

     В зависимости от сочетания различных  способов, приемов и стилей общения  в коммуникативистике принято выделять два основных вида коммуникации: вербальную и невербальную.

     «Как  считают специалисты, коммуникативное  взаимодействие людей на три четверти состоит из вербального общения. В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Для  этого каждая культура создала свою языковую систему, с помощью которой  ее носители имеют возможность общаться и взаимодействовать. В науке  различные формы языкового общения  получили название вербальных средств  коммуникации. Под вербальной коммуникацией  понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. К наиболее известным вербальным средствам  общения относится, прежде всего, человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу  жизненно важной информации». Однако человеческая речь является лишь только одним из элементов языка, и поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем всей языковой системы в целом.

     Скажем  пару слов о невербальной коммуникации. «Как правило, она дополняет речь (правда, есть исключение: язык глухонемых и тайная жестикуляция), поэтому не следует слишком идеализировать ее возможности. Невербальная коммуникация хорошо выражает эмоциональное состояние коммуниканта или реципиента, но не пригодна для передачи абстрактных понятий и смысловых нюансов, имеет примитивную «мешочную» грамматику, трудоемка в исполнении, требует повышенного внимания при восприятии, не обладает алфавитом для записи». Именно последнее преимущество вербальной коммуникации — возможность составления письменных текстов — обусловило развитие документных коммуникационных каналов, ставших характерным отличием цивилизованных народов от варварских племен.

Основной целью  данной работы является изучение основных средств вербальных коммуникаций.  
Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:  
- раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;  
- средства вербальной коммуникации;

- особенности вербальной коммуникации.   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и сущность вербальной коммуникации

  Вербальная  коммуникация – взаимодействие, построенное  на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

  Вербальные  коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как  менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и  невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами  по общению подсчитано, что современный  деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч  слов в час.

  Вербальные  коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия  предполагает усвоение языка. По своим  коммуникативным возможностям они  гораздо богаче всех видов и форм невербальных коммуникаций, хотя в  жизни не могут полностью их заменить. Следует отметить, что развитие вербальных коммуникаций первоначально непременно опирается не невербальные средства коммуникации.

  Виды  вербального общения:

  • познавательное (когнитивное) – осуществляется с целью освоения новой информации и применения ее в практической деятельности; убеждающее – ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником;
  • экспрессивное – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию;
  • суггестивное – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций; ритуальное – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.

  При анализе вербальной коммуникации важно  всё время иметь в виду, что  это общение, которое ведут между  собой личности, обладающие определёнными  намерениями, то есть диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров. Именно это  предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимание смысла того, что говорит другой, в конечном счёте – понимание, познание другой личности. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга. Само воздействием может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, то есть прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнёра.

  Профессиональное  владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней  Греции, считалось неотъемлемым качеством  вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам  ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого  общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

  Результативность  вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет  ораторским искусством, а также его  личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая  профессиональная составляющая человека.

  Средства  вербальной коммуникации

  Вербальная  коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система  фонетических знаков, включающих два  принципа – лексический и синтаксический.

  Речь  является самым универсальным средством  коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее  всего теряется смысл сообщения. Но этому должна сопутствовать высокая  степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

  При помощи речи осуществляется кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

  Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования, так  как «говорящий» сначала имеет  определённый замысел, а затем воплощает  его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В  этом случае особенно отчётливо проявляется  значение ситуации совместной деятельности: её осознание включено в сам процесс  декодирования; раскрытие смысла сообщения  немыслимо вне этой ситуации.

  Так, речь – это вербальная коммуникация, то есть процесс общения с помощью  языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя  речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую.

  Виды  речевой деятельности:

  – внутренняя, внешняя;

  – устная, письменная;

  – монологическая, диалогическая.

  Все виды речи тесно взаимодействуют  друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические  особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

  Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. Письменная речь находит выражение в тексте. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь – процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений).

  Отсюда  понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в  индивидуальной жизни человека. Процессы анализа и синтеза видимого и  слышимого слова различны. Отсюда следует, что переходы от одного к  другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.

  Слышимая  речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся  на таком расстоянии, что могут  услышать сказанные слова, что накладывает  отпечаток на характер речи.

  При изменении условий, например при  разговоре, по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной  и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий  не имеет возможности подать реплику  и получить на нее ответ.

  Устная  речь может быть диалогической и  монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами  собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или  заранее известно говорящим, или  очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание  разговорной речи, как правило, требует  естественный ответ на побуждение собеседника  или существует как реакция на происходящее вокруг. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и  требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление  и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается  план, отбираются нужные слова и  предложения и, часто, письменно  фиксируется план устной речи.

  Монологическая  речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности  мысли, строгой логики и последовательности. Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

  Таким образом, посредством речи не просто «движется» информация, но и участники  коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, то есть стремятся достичь  определенного изменения поведения.

  Хотя  речь и является универсальным средством  общения, она приобретает значение только при условии включения  в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое  употреблением других, неречевых  знаковых систем. Поэтому коммуникативный  процесс оказывается неполным, если не рассматривать его невербальные средства. 
 

Информация о работе Вербальная коммуникация