Вербальная и невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не “процент использования”, а универсальность этого способа для человека, всеобщую “переводимость” любых коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

Файлы: 1 файл

осн теор комм.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

У нас есть два языка, которыми мы пользуемся с самого детства ‒ это язык слов и язык тела. Именно язык тела, если мы его сознательно не контролируем, передает наши желания и мысли подчас лучше, нежели слова, так сказать, в их истинном значении.

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не “процент использования”, а универсальность этого способа для человека, всеобщую “переводимость” любых коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

Изучение основ невербальной коммуникации берет свое начало в глубокой древности ‒ в научных трактатах античных ученых и мыслителей по ораторскому искусству и мастерству. В современном научном знании, в частности, психологии, наибольшее внимание данному виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика, социолингвистика и т.д.

Вербальная коммуникация ‒ это устные и письменные сообщения. Вербальная коммуникация может осуществляться в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например речи, жестов, азбуки Морзе и др. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.

Невербальная коммуникация ‒ это общение, состоящее в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

 

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом потоке коммуникация характеризуется активностью только одного из коммуникантов. Такая речь называется монологической. Речь считается диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации.

Диалог – это форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью и малой степенью организованности. В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения, больше, чем двух.

Обычно диалог противопоставляется монологу.

Монолог – это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность.

Спор является особой разновидностью речевой коммуникации. Спор – это столкновение мнений, разногласие в точках зрения, по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Разновидностями спора являются полемика и дискуссия. Способами подтверждения своей правоты могут быть убеждение и доказательство. В целом же стратегия аргументации строится на основе выбора принципа коммуникации, стиля общения, коммуникативной модели, наиболее адекватной конкретной ситуации в зависимости от коммуникативного намерения (цели), в соответствии с принципами критического мышления, законами логики и правилами доказательного рассуждения.

Под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего. Акты речевой коммуникации при этом всегда обусловлены набором параметров, необходимых для их осуществления: сфера общения, ситуация общения, вид коммуникативного контакта, ролевые установки, характеристики участников общения, способы выражения (изложения) предметного содержания в говорении. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно ‒ речевой, необходимо именно наличие слушателя. Как правило, говорящий выступает в роли инициатора сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своём представлении авторитета коммуникатора, такое же - умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста. Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего.

Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

Американский журналист Г.Лассуэлл предложил простейшую модель для изучения убеждающего воздействия:

    1. Кто? (передаёт сообщение) ‒ Коммуникатор
    2. Что? (передаётся) ‒ Сообщение (текст)
    3. Как? (осуществляется передача) ‒ Канал
    4. Кому? (направлено сообщение) ‒ Аудитория
    5. С каким эффектом? ‒ Эффективность

Представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают не только устную, но и письменную форму общения.

Письменно‒речевая коммуникация, имея сходные черты с устно‒речевой, отличается большей подготовленностью, независимостью от условий протекания, употреблением развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Часто именно письменно‒речевые тексты становятся основой для продуцирования устной речи.

 

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Наряду с вербальными средствами коммуникации, как уже отмечалось выше, большое значение имеют невербальные средства.

Термин «невербальное» обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

  1. Оптико‒кинетическую
  2. пара ‒ и экстралингвистическую
  3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса
  4. визуальный контакт

Оптико‒кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико‒кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела.

Именно общая моторика отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико‒кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придаёт общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации.

  • Паралингвистическая система ‒ это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность
  • Экстралингвистическая система ‒ включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия ‒ движения глаз. В социально‒психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и так далее.

Невербальное поведение содержит в себе огромную информацию о человеке, обладающую высокой степенью достоверности, поскольку сознательно его контролировать чрезвычайно сложно, а то и совсем невозможно. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различными культурой и традициями.

Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения. При этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как “автономный текст”, существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.

Каждый компонент невербальной коммуникации можно рассматривать как определенный код. Кодирование и декодирование сигналов невербальной коммуникации является сложной задачей, успешное решение которой зависит как от внешней ситуации общения, так и от специальных способностей и социального интеллекта субъектов взаимодействия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности неречевых знаковых систем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается неполным, если отсутствуют его невербальные средства. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

Между вербальным и невербальным сообщениями возможны соотношения трех типов:

  1. невербальное сообщение согласуется с вербальным, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словами, дополняется одновременным увеличением дистанции);
  2. невербальное сообщение противоречит вербальному (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом невербальное поведение показывает, что человек ему неприятен);
  3. невербальное сообщение касается совершенно иного предмета, чем вербальное (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером).

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес. Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Скаженик Е.Н., «Деловое общение». Таганрог: ТРТУ: 2006 ‒ 488с.
  2. М.Галликер, Д. Ваймер, «Психология взаимопонимания. Взаимность и диалог», Гуманитарный центр: 2013 ‒ 240с.
  3. Панфилова А.П. ,«Теория и практика общения», Академия: 2012 ‒ 288с.
  4. Ефимова Н.С., «Психология общения», Инфра-М: 2015 ‒ 192с.
  5. Столяренко Л.Д. «Психология общения», ФЕНИКС: 2015 ‒ 317с.
  6. Дж. Рассел, «Массовые коммуникации», VSD:2013 ‒ 80с.
  7. Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации», Рефл-Бук: 2006 ‒ 656с.
  8. Джо Наварро, Тони Скьярра Пойнтер, «Громче слов. Как понять невербальные сигналы», Попурри: 2011 ‒ 288с.
  9. М. Нэпп, «Невербальное общение», Питер: 2014 ‒ 464с.
  10. Коволенко М.Ю., «Деловые коммуникации»,ЮРАЙТ: 2014 ‒ 468с.

 


Информация о работе Вербальная и невербальная коммуникация