Важность языка для обмена информацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:53, доклад

Описание работы

Язык - это важнейшее средство передачи и хранения информации: основная часть информации , циркулирующая в обществе
Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества.

Файлы: 1 файл

Важность языка для обмена информацией.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Важность языка  для обмена информацией 

 

 

2й слайд 
Язык - это важнейшее средство передачи и хранения информации: основная часть информации , циркулирующая в обществе

 

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества.

 

3й слайд 
Давным-давно люди  
стали задумываться над загадкой языка, тайной его происхождения. Существует  
множество догадок о появлении и назначении языка.  
 
Одни считают,  
что язык — это бесценный дар Бога; другие убеждены, что способность к речи  
возникла сама по себе; третьи рассматривают язык, как результат многовекового  
превращения обезьяны в человека, ведь именно способность мыслить и говорить  
отличает нас от других живых существ. Пока  
ученые не пришли к единому мнению, и загадка остается загадкой, но в одном  
они единодушны: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми.  

4й слайд

В Древней Греции и  Риме уже развивалась культура родного слова. Древний мир взрастил мастеров художественной речи. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Крепло сознание того, что речь — могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться.

 
Всё яснее и отчетливее формировалось  понимание многосторонней роли языка  в развитии художественной литературы, науки, журалистики. Всё полнее оценивалась самобытность, богатство и красота русского языка, участие народа в его развитии.

 

5й слайд

В  нем выражены мысли о языке как средстве общения и познания действительности,  о единстве языка и мышления, об изначальной связи языка с жизнью общества.

   

Марксистское  понимание роли языка в жизни  людей кратко и ясно  передано

известными  словами  В.  И.  Ленина  —  «язык   есть   важнейшее   средство

человеческого  общения».  Потребность  общения   была   основной   причиной

возникновения языка в далеком прошлом. Эта  же потребность является основной

внешней причиной развития языка на всем протяжении жизни общества.

 

Потребность общения  была основной причиной возникновения языка в далеком прошлом. Эта же потребность является основной внешней причиной развития языка на всем протяжении жизни общества.

 

6й слайд

Общение людей с помощью  языка состоит в «обмене» мыслями, чувствами, переживаниями, настроениями.

В словах, сочетаниях слов и предложениях выражаются те или иные результаты мыслительной деятельности людей (понятия, суждения, умозаключения).

 

Но слова, их сочетания  и целые высказывания не только выражают понятия и мысли: они участвуют  в самом процессе мышления, с их помощью мысли возникают, формируются, а значит, становятся фактом внутренней жизни человека.  

7 слайд

«Собраться  рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить  храмы  и

корабли,  ополчаться  против  неприятеля  и  другие  нужные,   союзных   сил

требующие дела производить, как бы возможно было, если  бы  они способа не

имели сообщать свои мысли друг другу». Это  написано  М.  В.  Ломоносовым  в

середине XVII века в его «Кратком руководстве к  красноречию».

 

8 слайд

Язык определяется как  средство человеческого общения. Это  одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры, а с точки зрения того, для чего он предназначен. Но почему главное? Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки» - «язык живописи», «язык музыки».

 

Но все эти «языки»  не заменяют главного — словесного языка человека.

Конечно, с помощью «движения частей тела» можно, например, рассказать «Анну Каренину» Л. Н. Толстого. С удовольствием смотрим мы балет на эту тему, но понимают его только те, кто прочитал роман. Раскрыть в балете богатое содержание произведения Толстого невозможно. Язык слов не может быть заменен никаким другим.

 

9 слайд

Итак, язык есть важнейшее  средство общения. Какими же качествами должен он обладать, чтобы стать  именно таким?

 

10 слайд 
Прежде всего, язык должны знать все говорящие на нем. Как так вышло, что люди стали называть стол столом, а дом — домом  неизвестно. Но многие слова образовывались сами и входили в лексикон. Вот, например, слово спутник  в наше время приобрело новое значение — «прибор, запускаемый с помощью ракетных устройств». Дата рождения этого значения может быть обозначена абсолютно точно —4 октября 1957 года, когда радио сообщило о запуске в нашей стране первого искусственного спутника Земли. 'Это слово сразу стало известным в данном значении и вошло в обиход всех народов мира.

 

 

Понятность языка обеспечивает его роль в организации людей. Родившийся как продукт коллективного труда язык и сейчас призван объединять людей в трудовой деятельности, в области культуры и т. д.

 

Второе качество, от которого зависит общение,— язык должен охватывать все, что окружает человека, включая  и его внутренний мир. Язык отражает внешний мир, но не абсолютно адекватен ему.

 

11 слайд 
Вот, например, цветовой спектр. Выделяется несколько основных цветов спектра. Опирается это теперь на точные физические показатели. Как известно, свет волн различной длины возбуждает разные цветовые ощущения. Разделить точно «на глаз», например, красное и пурпурное трудно, поэтому мы и объединяем обычно их в один цвет — красный. А сколько существует слов для обозначения этого цвета: красный, алый, кровавый, рубиновый, гранатовый, червонный,  вишневый, малиновый  и т. д.! Попробуйте разграничить эти слова по длине световых волн. Это не удастся, потому что они наполнены своими особыми оттенками значимости.

 

То, что язык не слепо  копирует окружающую действительность, а как-то по-своему, что-то выделяя больше, чему-то придавая значения меньше, и является одной из удивительных и далеко еще не исследованных до конца загадок.

 

12 слайд

Язык – не только система знаков, символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности. Таким образом, язык выполняет  ряд важных функций: 
 
Коммуникативная – функция передачи информации, обмена мыслями. А средства выражения такой функции разнообразны: письменные, устные, даже неязыковые.

 

Познавательная или Когнитивная связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.

 

Номинативная – прямо вытекает из когнитивной. Она связана со способностью знаков языка символичесвки обозначать вещи. 

Аккумулятивная – связана с важным предназначением языка – собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. 

 

13 слайд

А теперь давайте подумаем, как, по каким признакам мы можем оценить человека? Его внешний вид, отношение к другим людям, к труду и т. д. Но и язык помогает нам охарактеризовать человека.

 

Говорят: встречают по одежке, провожают  по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что  он говорит. Характеризует человека его словарь, т. е. сколько слов он знает — мало или много.

 

А сколько слов знает средний  человек? Ученые полагают, что словарь обычного человека, т.е. не занимающегося специально языком (не писателя, языковеда, литературоведа, журналиста и т. д.), составляет около пяти тысяч. И вот на этом фоне выглядит очень выразительным количественный показатель гениальности выдающихся людей. «Словарь языка Пушкина», составленный учеными на основе пушкинских текстов, содержит 21 290 слов.

 

Таким образом, язык можно  определить как средство познания человеческой личности, а также как средство познания народа в целом.

 

14 слайд

Каждый национальный язык есть еще кладовая народа, говорящего на нем, и его память.

 

Когда историк стремится  восстановить и описать события далекого прошлого, он обращается к различным доступным ему источникам, которыми служат предметы того времени, рассказы очевидцев (если они записаны), устное народное творчество. Но среди этих источников есть один самый надежный — язык.

 

15 слайд

Известный историк прошлого века Котляревский заметил: «Язык —  вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа».

 

В словах и их значениях  отразились и дошли до наших дней отзвуки очень далеких времен, факты жизни наших далеких  предков, условия их труда и отношений, борьба за свободу и независимость  и т. д.

 

16 слайд

В наших современных словах скрыта глубочайшая память о прошлом.

В одной из своих работ  Н. Г. Чернышевский отметил: «Состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует... о его житейских занятиях и образе жизни и отчасти о его сношениях с другими народами».

 

17 слайд

Действительно, язык каждой эпохи содержит в себе знания народа в эту эпоху. Вместе с тем словари  прошлых лет служат для нас  справочниками о жизни тех времен, об отношении людей к миру, окружающей среде. В словаре мы находим сведения о верованиях и суевериях, о быте людей.

 

И это не случайность. Если попытаться раскрыть содержание слова, то неизбежно придется коснуться  явлений жизни, которые обозначают слова. Житейские занятия русских людей отражены в многочисленных словах, прямо называющих эти занятия, например: бортничество — добывание меда диких пчел, дегтярничество — выгонка дегтя из дерева, извоз — зимняя перевозка товаров крестьянами, когда не было работы по сельскому хозяйству.

Следует заметить, что  метрические, денежные и некоторые  другие системы, как правило, у разных народов выражались своими словами и это-то как раз и составляет национальные особенности лексики народного языка.

 

18 слайд

Заимствования являлись результатом важных событий. Одним  из таких событий стало крещение на Руси в X—XI веках и принятие христианства византийского образца. Конечно же, это должно было отразиться в языке. И. отразилось. Начнем хотя бы с того, что были нужны книги, в которых излагались бы церковные каноны. Такие книги появились, их переводили с греческого. Но в церкви служба шла на старославянском языке (он же церковно-славянский). Поэтому переводы делались на старославянский.

А народ на Руси говорил  на светском — древнерусском языке. Существование параллельно двух языков не могло не сказаться и  на влиянии старославянского на древнерусский. Вот почему у нас в современном русском языке сохранилось много старославянских слов.

 

И дальнейшую историю  нашей страны можно проследить по вспышкам иноязычных заимствований. Начал  Петр I проводить свои реформы, строить флот — ив языке появились голландские, немецкие слова. Проявила русская аристократия интерес к Франции — вторглись французские заимствования.

 

19 слайд

И еще стоит здесь  вспомнить слова академика В. В. Виноградова: «Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы».

 

20 слайд

Язык создан и развивается  потому, что потребность общения  постоянно сопутствует труду и быту людей, и ее удовлетворение оказывается необходимым. Поэтому язык, будучи средством общения, был и остается постоянным союзником и помощником человека в его труде, в его жизни.

Трудовая деятельность людей, какой бы сложной или простой  она ни была, осуществляется при обязательном участии языка.

 

21 слайд

Очевидна роль языка в развитии науки, художественной литературы, образовательно-воспитательной деятельности общества.

Нельзя развивать науку, не опираясь на то, что ею уже достигнуто, не выражая и не закрепляя работу мысли в слове. Плохой язык сочинений, в которых изложены те или иные научные результаты, очень заметно затрудняет овладение наукой.

 

Развитие художественной литературы неразрывно связано с  языком. Чем полнее и глубже отражает писатель жизнь в своих произведениях, тем совершеннее должен быть их язык. Эту простую истину литераторы нередко забывают. Ее умел вовремя убедительно напоминать М. Горький: «Основным материалом литературы является слово, оформляющее все наши впечатления, чувства, мысли. Литература — это искусство пластического изображения посредством слова.

Своеобразна и значительна роль языка в работе школы. Учитель не сможет дать хороший урок, сообщить детям знания, заинтересовать их, дисциплинировать их волю и разум, если будет говорить неточно, непоследовательно, сухо и трафаретно. Ученику хорошее владение языком требуется для того, чтобы усвоить знания, быстро и правильно понять слово учителя, книгу. Уровень речевой культуры школьника непосредственно сказывается на его успеваемости.

Родная речь, умело  примененная,— прекрасное орудие воспитания подрастающего поколения.

 

22 слайд

По убеждению Ушинского, «Язык есть самая живая, самая  обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь».

 

23 слайд

Обычно говорят не «культура языка», а «культура  речи.

Информация о работе Важность языка для обмена информацией