Теория коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:42, лекция

Описание работы

Коммуникация – это необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и основа его существования в обществе. В процессе коммуникации происходит процесс передачи информации. Информация это сведения, передаваемые от человека к человеку либо от человека к автомату либо от автомата к автомату либо сигналы животного мира, передаваемые устным, письменным или другим способом.

Файлы: 1 файл

теория коммуникации.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

  Монолог – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанное на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанное с речью собеседника.

По цели высказывания монологи бывают:

        1 монолог убеждающей окраски

  1. монолог лирический – много эмоций и переживаний

        3    драматический монолог – очень сильные эмоции.. жесты и мимика и пластика

  1. монолог сообщающего типа – монолог сообщения и монолог рассуждения.

Монологи подразделяют:

- по времени подготовки

- по содержанию  сообщения ( пересказывающие подробно  чужой текст, кратко, сообщения  состоящие из нескольких текстов,  сообщения с собственной мыслью)

Композиционное построение монолога – то есть метод изложения материала.

1 – метод индуктивный.  Подход от частного к общему.

2- дедуктивный метод  – от общего к частному.

3– метод аналогии  – сравнение, сопоставление фактов.

4-Концентрический  метод.

5– ступенчатый  метод -

6– исторический  метод – рассмотрение проблем в хронологическом порядке 

Применение умений говорения и слушания для повышения  эффективности коммуникации.

Основные умения для эффективного общения:

1 умение производства  – узнавание звуков, слов, понимание  структуры предложения.

Говорение это вид  устной речевой деятельности. Обусловленный выражением мыслей и чувств.

Слушание как и  говорение относится к видам  речевой деятельности, осуществляющее устное общение в любых сферах. Это значит что жличносэффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взамопонимание между слушателем и собеседником. 
 

     Межличностная коммуникация – это процесс общения коммуникантов и воздействия их идеальным примером межличностной коммуникации является беседа двух человек. Характрерными чертами этого видо информации являются частые смены тематики, доменирование одной темы, возможность возврата к прежней теме. При возникновении формальной ситуации используются только общепринятые нормы коммуникации и определенная последовательность высказываний. Специфика коммуникаций – 1 – неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации., 2 – необратимость, 3- непосредственная обратная связь, 4 – многоканальность . условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. 

      Чувства и эмоции как коммуникативные действия.

Основные характеристики эмоционально – чувственного переживания  включают:

1определенный уровень  возбуждения

2знак

3предметность

4модальность –  различные чувства

Формы проявления эмоций:

1 выразительные движения  или реакции – каждая эмоция сопрвождается определенной реакцией

2эмоциональные действия  – 

3высказывания об  испытоваемых эмоциональных состояниях  – выполняют функцию посредника  между индивидуумом и его эмоциями.

    Спор.

спор это любое  столкновение мнений. Разногласие в  точках зрения по какому либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Спор бывает в виде полемики и в виде дискуссии. Полемика всегда преследует цель одержать победу над противником. Дискуссия наиболее эффективна, поскольку в её процессе каждая из сторон самостоятельно приходит к каким то выводам.

Споры бывают:

- по числу участников 

А – спор монолог

Б – спор диалог

В спор – колилог

- по числу слушателей

А без слушателей

Б – спор со слушателями, чью реакцию учитывают

В – спор, чтобы  произвести впечатление на слушателей.

Цель спора –  спор изза истины, спор для убеждения, спор для победы, спор ради спора.

По социальной значимости предмета спора –

1 спор по общечеловеческим  интересам 

  1. спор по групповым интересам

    3по семейным  интересам 

    4по личным интересам.

По форма проведения спора:

- устный спор 

- письменный спор

По степени организованности споров:

- организованные  заранее

- неорганизованные

Существуют следующие  способы подтверждения собственной  правоты:

- убеждение и 

Доказательство- состоит  из 3х частей – тезис, аргументы- мысли , подтверждающие вашу мысль, демонстрация. Для того чтобы доказательство было успешным необходимо соблюдать правила:

1 правило гомера  – слабые средние и сильный  один аргумет – их расположение  в споре.

2 правило сократа  – для того чтобы получить необходимый вопрос нужно задать три вопроса с положительным ответом собеседника на первые 2 и на 3й вопрос он ответит положительно.

3 правило паскаля  – не стоит загонять собеседника  в угол.

        Свойства и ситуативная обусловленность  устно речевой коммуникации.

Устно речевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью связи с конкретными  условиями протекания, автоматизмом в употреблении выходящих языковых средств и способов изложения информации. Задачи устно речевой коммуникации добиться того чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражает говорящий. Роль инициатора общения – передача знаний, уточнение собственных знаний, навязывание знаний и внушение. Роль слушателя – заключается в восприятии, понимании информации и принятии решений в каких либо действиях. Также имеют разновидности – позитивное получение знаний, негативное, неприятие точки зрения и мотивов собеседника.

Типичная коммуникационная ситуация предполагает:

1 отражение в речи  целеустановок общения

2реализацию умений  в разных способах речи

Адресант – говорящий, адресат – получатель информации.

      Обратная  связь в говорении и слушании.

Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимо:

1 внимание к собеседнику

2 постоянный самоконтроль

Типы обратной связи:

1активное слушание

2слушание совет

3слушание вопрос

4 слушание и критика

Навыки говорения  – нужно говорить интересно и  доходчиво, передавать слушателям тольго полезную информацию для них, применять речевые средства соответствующие функциональному стилю, ситуации и сфере общения, темп говорения.

Навыки слушания – находить в услышанном что то полезное для себя. Следует сосредоточиться  на главном. Задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы во внутренней речи, анализировать невербальные сигналы говорящего, проводить анализ и оценку а не поведение человека.

Барьеры и помехи общения – барьеры передачи информации, барьеры в восприятии информации, объективные помехи в общении, самоконтроль и контроль ситуации слушающего .

     Типы  восприятия межкультурных различий .

- защита собственного  культурного превосходства

- минимизация культурных  различий

- принятие существования  межкультурных различий

- адаптация к новой  кулььтуре – позитивное отношение к культуре

- интеграция в  родную культуру и замена её  своей родной.

      Категории теории коммуникации.

1 подход – заключается  в противоположности 2х понятий. 

Вербальная и невербальная коммуникация. Коммуникативное пространство – система связей между объъектами коммуникации. Плотность – близость контакта в коммуникациях.

Устная, деловая, публичная  коммуникация.

 Деловое общение  бывает устное – письменное, межличностное  – публичное, контактное –  безтактное, непосредственное –  опосредственное.

Фернанд де соссюр. Язык – ээто общий для всех говорящих  набор средств, использующий для  выражения средств.  Речь это конкретное высказывание индивидуальных носителей  языка.

Речевая деятельнгость  имеет з составляющих – физическая (звук) физиологическая, психологическая( создание образов в головах) язык не может существовать без речевой деятельности.

      19. 11.2010.

 Стратегия и  тактика аргументации.

Стратегическими принципами аргументации выступают законы логики, правила доказательного рассуждения  и функции критического движения. Под критическим понимается особый вид движения, связанный с оценкой идей, которая включает проверку точностей утверждений, обоснованность рассуждений и определяется понимающей позицией.

  1. аспекта интеллектуальной деятельности –

1исследование

2 интерпретация - осмысление

3 формулирование заключения- конечные выводы, согласен несогласен.

 При построении  стратегии аргументации определяется  принцип коммуникации и выбирается  стиль общения.

1 принцип – психотехнический  – когда субъекты общения рассматриваются как единое целое, образующее конкретную ситуацию. Характер такой связи в коммуникации субъектный.

Методы коммуникации :

1 не критиковать  

2 уважать чувство  собственного достоинства человека

3 владеть ситуацией  общения

2 принцип – технологический – это практическое приложение научных знаний к преобразованию объектов. Характер общения не учитывает обратной связи.

Я - активный субъект-------ты – объект воздействия. В данном принципе главный метод предполагается манипуляцией объекта коммуникации с помощью различных средств воздействия.

Стили общения:

- конструктивный  стиль используется в деловом  общении, регламентируется набором  правил, указывающих границы корректных  отношений:

1 поставить себя  на место оппонента

2 формулируется в  пределах достижимости

3 помнить о том  что предмет разногласий это  отношение к проблеме а не  к партнёру.

  1. основывается на равноправии определенных позиций.
 
 
 

26.11.2010.

Силовой стиль общения -  цель силового стиля общения  – достижение победы над оппонентом. Главный принцип борьбы это реализация преимущества. Для чего нужно выполнять следующие правила:

1 занять активную  позицию – наступательную.

2 стремиться реализовать  преимущество на каждом этапе  обсуждения.

3 сделать шаг к  соглашению в равных позициях 

4 избегать крайностей

Мягкий стиль общения  – ориентирован на понимание

Приёмы выравнивания движения:

1 сообщите партнеру  о том как остро вы воспринимаете  его незаинтересованность.

2 сообщите партнеру  о том что вы обеспокоены  его состоянием.

3 сообщить о беспокойстве по поводу характера обсуждения, который мешает продуктивности.

4 подчеркнуть сходство  интересов и взглядов.

5 предложите обсудить  объективные категории оценки, предложения  или решения.

На ситуации делового общения отрицательоно сказываются  унижение личности, негативная оценка действий, перебивание, подчеркивание разницы между собой и собеседником, преуменьшение вклада собеседника в достижение согласия, резкое ускорение темпа разговора, отвод взгляда, игнорирование сильной негативной эмоции

Тактика аргументирования – это способ наиболее эффективной подачи аргументов, приёмы и методы достижения цели.

Приёмы тактики  аргиментирования могут быть:

Информация о работе Теория коммуникации