Технология делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности. Очень важны и психологические аспекты делового общения.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика переговоров.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

 

 Важно разобраться также  с хитросплетением интересов,  стоящих за той или иной  проблемой. Задача эта непростая,  и поиск ее решения требует  серьезных усилий. Следует анализировать  не только собственные интересы, но и интересы оппонентов. В противном случае переговоры рискуют превратиться в «диалог глухих».

 

2. До начала переговоров каждая  из сторон должна оценить возможные  альтернативы переговорному соглашению. Это необходимо на тот случай, если переговоры не завершатся  успехом.

 

 Так, например, если вы ведете  переговоры о повышении заработной  платы с руководством своей  фирмы, то наилучшей альтернативой  переговорному соглашению может  быть решение о переходе на  работу в другую фирму, куда  вас давно приглашают.

 

 Разработка возможных альтернатив предполагает проведение следующих операций:

 

 обдумывание плана действий  в том случае, если соглашение  не будет достигнуто;

 

 совершенствование нескольких  лучших идей и разработка их  практического воплощения;

 

 выбор наиболее приемлемого варианта для его осуществления в том случае, если во время переговоров соглашение с оппонентами не будет достигнуто.

 

 Наконец, следует не только  оценить собственные альтернативы  переговорному соглашению, но и  попытаться составить аналогичный  список вариантов, имеющихся у другой стороны. Подобные действия позволяют реалистичнее оценивать ожидаемые результаты переговорного процесса.

 

 Предусмотрительность сторон, анализирующих возможные обоюдные  альтернативы переговорному решению,  позволяет придать уверенность их действиям и облегчить процесс ведения переговоров.

 

3. Следующий шаг в подготовке  к переговорам — определение  переговорной позиции. Чаще всего  участники переговоров подразумевают  под позицией официально заявленную  точку зрения, взгляд на проблему. Стороны должны продумать вопрос о первоначально выносимой на переговоры позиции. Оппоненты зачастую склонны начинать обсуждение с рассмотрения тех аспектов проблемы, по которым их позиции не совпадают. Подобная тактика может привести к осложнению переговорного процесса, и перспектива достижения соглашения становится весьма призрачной.

 

4. В процессе подготовки к  переговорам каждому из участников  необходимо также разработать  различные варианты решения проблемы  и сформулировать предложения,  отвечающие тому или иному варианту решения. Даже если предметом обсуждения является одна проблема, то и в этой ситуации вряд ли можно говорить о наличии только двух вариантов ее решения — по одному на каждого оппонента. Такой подход сторон сразу заводит еще не начавшиеся переговоры в тупик, так как, скорее всего, эти варианты решения взаимонеприемлемы. Наоборот, следует увеличить «пирог», прежде чем разделить его. Поэтому, готовясь к будущим переговорам, необходимо разработать несколько возможных вариантов решения, учитывая как собственные интересы, так и интересы оппонентов.

 

 Столь же важно сформулировать  и предложения, соответствующие  тому или иному предлагаемому  варианту решения. Выдвигаемые  предложения, по сути, являются  венцом подготовительной работы, отражая видение участниками проблемы, интересов, возможных альтернатив, заявляемых позиций, вариантов решения. Поэтому предложения сторон должны быть понятны и точны.

 

5. Содержательная сторона предварительной  работы завершается подготовкой  необходимых материалов справочного характера и документов (текстов выступлений, проектов предложений, предполагаемых итоговых документов).

 

 Проведенная участниками целенаправленная  подготовка к переговорам позволяет  минимизировать риск их осложнений  или срыва и рассчитывать на  результативность предстоящего переговорного процесса. Не стоит забывать — «тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил».

 

 

3.2 Этапы ведение переговоров

 

 

 Собственно переговоры начинаются  с того момента, когда стороны  приступают к обсуждению проблемы. На первой же встрече необходимо согласовать процедурные вопросы, основные контуры которых были определены в ходе подготовки к переговорам. К числу вопросов, требующих взаимного одобрения сторон, относятся:

 

 повестка дня;

 

 временные рамки как отдельных встреч, так и, предположительно, всего переговорного процесса;

 

 очередность выступлений оппонентов;

 

• порядок принятия решений. . Процесс  ведения переговоров связан с  прямым взаимодействием оппонентов и неоднороден по своим задачам. Соответственно можно выделить следующие этапы ведения переговоров:

 

 уточнение интересов и позиций  сторон;

 

 обсуждение, предполагающее выработку  возможных вариантов решения  проблемы;

 

 достижение соглашения.

 

 Уточнение интересов и позиций  сторон.

 

 Проведенная предварительно подготовка к переговорам не означает, что стороны имеют полное и адекватное представление об интересах и позициях друг друга. Поэтому на первом этапе ведения переговоров взаимодействие между оппонентами состоит, прежде всего, в обмене информацией относительно наиболее важных спорных вопросов, интересов сторон, точек зрения и позиций друг друга по имеющейся проблеме.

 

 Если участники переговоров  ориентируются на стратегию торга,  то зачастую стремятся сразу  же изложить свои максимальные  требования. Надо признать, что даже в условиях сотрудничества очень редко ситуация развивается только по одному пути — тому, который вы предложили с самого начала. Тем более это характерно для переговоров в условиях конфликта. Первоначальная жесткая позиция уменьшает шансы сторон на соглашение. Поэтому подобные действия могут завести начавшиеся переговоры в тупик.

 

 Важность данного этапа состоит  и в том, что он имеет существенное  значение для формирования атмосферы,  в которой будут проходить  переговоры. Если стороны не  сумели наладить нормальные рабочие отношения, то у них вряд ли есть шанс достигнуть каких-либо договоренностей.

 

 Обсуждение.

 

 Второй этап ведения переговоров  наиболее ответственный и, как  правило, наиболее трудный. На  этом этапе участники переговоров  должны выработать основные параметры совместного решения проблемы. Внося предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, и обсуждая их, оппоненты могут усилить или ослабить собственные позиции, во многом предопределяя этим исход переговоров. Не в последнюю очередь это зависит от их умения слушать, умения убеждать, умения задавать вопросы, умения мыслить творчески.

 

 Умение слушать лежит в  основе любых переговоров. Часто  оппоненты уверены, что они  адекватно поймут друг друга,  не прилагая особых усилий. Однако слушание — это весьма непростое искусство. Для адекватного восприятия и понимания информации участникам переговоров необходимо владеть приемами нерефлексивного и рефлексивного слушания.

 

 Умение убеждать необходимо  для того, чтобы добиться согласия оппонента с высказываемой точкой зрения. Характерной особенностью убеждения является то, что оно обращено, прежде всего, к разуму человека и осуществляется посредством аргументации, т. е. системы утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения.

 

 Для обоснования своей точки  зрения или опровержения точки  зрения оппонента можно использовать  различные методы аргументации:

 

 фундаментальный - изложение  фактов и конкретные сведений;

 

 метод противоречия - основан  на выявлении противоречий в рассуждениях оппонента;

 

 метод извлечения выводов  - основан на точной аргументации, которая посредством частных  выводов приводит к желаемому  итогу;

 

 метод сравнения - придает  рассуждению яркость, делает его  более зримым;

 

 метод «да... но» - используется в том случае, если оппонент акцентирует внимание либо только на преимуществах, либо только на слабых сторонах обсуждаемого варианта решения проблемы. Метод позволяет сначала согласиться с говорящим, а затем возразить, что дает хороший психологический эффект;

 

 метод подхвата реплики - предполагает умение применить  реплику оппонента в целях  усиления собственной аргументации.

 

3. Умение задавать вопросы —  важная составляющая эффективного  обсуждения предложений сторон. Верно поставленный вопрос  позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительную информацию, активизировать процесс обсуждения, направить дискуссию в нужное русло. Выделю следующие виды вопросов:

 

 риторические — утверждение  или отрицание, выраженное в  вопросительной форме и не требующее ответа. Подобные вопросы позволяют ненавязчиво склонить оппонента к мнению говорящего;

 

 наводящие — содержат элементы  требуемого ответа. Их можно использовать, когда необходимо получить подтверждение  точке зрения говорящего или  направить переговоры в нужное русло;

 

 альтернативные — предоставляют  оппоненту возможность выбора  из двух-трех вариантов, что  позволяет быстрее принять решение.

 

4. Умение мыслить творчески.  Все усилия сторон в процессе  обсуждения предложений по разработке возможных вариантов решения проблемы могут обернуться крахом, если оппоненты сами создают препятствия на этом пути. Проблема состоит в том, что люди нередко склонны к шаблонному мышлению.

 

 Шаблонность мышления участников  переговоров препятствует поиску возможно большего числа вариантов решения проблемы. Чтобы это препятствие преодолеть, оппонентам необходимо умение мыслить творчески. Это качество предполагает умение:

 

 отказаться от того или  иного стереотипа;

 

 свободно переходить от одного  аспекта вопроса к другому;

 

 находить неожиданные, уникальные  решения.

 

 Даже в условиях сотрудничества  сторон переговорный процесс  не просто довести до логичного  завершения. Тем более это справедливо  в отношении конфликтных ситуаций. Нередко участники переговоров,  стремясь к достижению односторонних преимуществ, демонстрируют ориентацию на жесткий стиль позиционного торга. В этом случае обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы, не приносит желаемого результата, и переговоры заходят в тупик. Наступает, по выражению М. М. Лебедевой, период «глухой поры», когда переговорный процесс приостанавливается. В сложившейся ситуации возможны два варианта дальнейших действий оппонентов.

 

1. Уход из-за стола переговоров.  В случае реализации этого  варианта важно учитывать ряд аспектов:

 

 прерывать переговоры следует  лишь после тщательного анализа  и оценки ситуации;

 

 не стоит завершать переговоры  в тот момент, когда вы рассержены  и повинуетесь мгновенному импульсу;

 

 следует четко изложить оппоненту  суть разногласий, вынудивших вас пойти на решительный шаг;

 

 никогда не сжигайте мосты.  Большинство взаимодействий носят  не разовый, а повторяющийся  характер. Таковыми являются отношения  государств на международной  арене, сторонников противоборствующих  партий в парламенте, партнеров по бизнесу, руководителей и подчиненных, родственные отношения и т.д.;

 

 если вы считаете, что возобновление  переговоров имеет смысл, сообщите  об этом оппоненту;

 

 если первый шаг навстречу  сделал ваш оппонент, оцените  его поступок по достоинству и не отвергайте с порога его предложений.

 

 В случае ухода из-за стола  переговоров стороны приступают  к односторонним действиям, реализуя  свои альтернативы переговорному  соглашению, которые были определены  на стадии подготовки.

 

2. Поиск позитивного выхода из сложившейся ситуации предполагает продолжение переговоров. В этом случае весьма эффективным может быть использование чисто технического средства — объявление перерыва на переговорах. Это дает возможность участникам проанализировать ход переговоров, оценить положение дел, провести консультации внутри своей делегации или с кем-либо со стороны, снизить эмоциональный накал атмосферы на переговорах, продумать возможные варианты выхода их тупиковой ситуации.

 

 В итоге появляется реальный  шанс возобновить переговорный процесс. Оценить позитивную роль перерыва на переговорах вы можете, обратившись к собственному опыту.

 

 Если стороны стремятся решить  проблему совместно, путем переговоров,  то результатом этапа обсуждения  становится определение основных вариантов такого решения, и стороны переходят к третьему этапу.

 

 Достижение соглашения. Переговорное  пространство.

 

Третий этап ведения переговоров  завершает длительный и трудный  поиск решения проблемы: стороны  приступают к разработке итоговых договоренностей. При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений. Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться.

 

 Область, в рамках которой  возможно достижение соглашения, называется переговорным пространством.  Любые договоренности могут быть  достигнуты только в его рамках.

 

 Пределы допустимых для каждой  из сторон решений могут располагаться  весьма далеко от первоначально заявленных позиций. Поэтому достижение соглашения более вероятно в центральной зоне переговорного пространства. В этом случае принятое решение воспринимается оппонентами как вполне удовлетворительное. Чем дальше находится выбранный вариант от центральной зоны, тем больше достигнутое соглашение соответствует целям одной стороны и носит вынужденный характер для другой. Последняя склонна оценивать такое развитие событий скорее как поражение, хотя принятое решение и находится в области переговорного пространства.

Информация о работе Технология делового общения