Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в определении места Интернет-сообщества в системе коммуникативного пространства.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить Интернет и сетевые сообщества как атрибуты информационной эпохи.
2. Дать характеристику понятия сетевого сообщества.
3. Выявить состояние современного российского Интернет-пространства.
4. Рассмотреть коммуникации в структуре киберпространства.
5. Выявить перспективы российского Интернет-пространства.

Содержание работы

Введение 3
1. Интернет и сетевые сообщества как атрибуты информационной эпохи 7
1.1. Развитие Интернета в информационную эпоху 7
1.2. Характеристика и понятие сетевого сообщества 9
2. Интернет как коммуникативное пространство 13
2.1. Характеристика современного российского Интернет-пространства 13
2.2. Коммуникации в структуре киберпространства 14
2.3. Перспективы развития российского киберпростраства 21
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

     Пределом  константности наделяется ник, или  имя виртуального пользователя. В  отличие от чатов или служб  мгновенных сообщений, ник нельзя сменить, можно только зарегистрировать новый  аккуант. Примечательно, что константой в Живом Журнале является именно вербальная составляющая личности. Визуальная составляющая (юзерпики, оформление дневника) может варьироваться.

     В сетевом дневнике ситуация неоднородности сетевой личности изначальна. Виртуальная личность многоструктурна, включает в себя других пользователей. Ее виртуальные манифестации могут быть вызваны прямо или непосредственно действиями других пользователей. В таком случае невозможно говорить о первопричинах, взаимодействия с обратной связью усложняются и разрастаются в запутанную сеть прямых и косвенных взаимовлияний. Виртуальная личность может потерять свою пусть условную, но все же изначально присущую ей самостийность. Ее мотивация, исходящая изначально из нее самой, может оказаться отчужденной почти насильственно или делегированной добровольно другим агентам виртуального поля. Личность может строиться как ответ на действия других пользователей, быть их антитезисом.

     Другая  перспектива развития виртуального агента состоит в расширении его содержания, в перерастании пространства одного пользователя в сообщество. Это происходит обычно, когда запись, оставленная автором, обрастает сотнями комментариев, многие из которых инициируют свои собственные тематические ветви, не связанные уже с первоначальной, доминантной темой, заданной автором. Дискуссия не поддается контролю, она происходит на территории автора, но по содержанию является своего рода интервенцией.

     Личность, конструируемая пользователем сетевого дневника, не просто диалогична, но автодиалогична. Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому. Другие фундаментальные характеристики сетевой личности не находятся в прямой зависимости от свойств виртуального пространства. Эти характеристики неоднократно обыгрывались в поле европейской культуры, задолго до появления электронных средств сетевой коммуникации. Среда сетевого дневника дает лишь новую возможность объективировать доминанты новоевропейской личностной модели.

2.3. Перспективы развития  российского киберпростраства

 

     А.А. Сидоренко говорит о следующих тенденциях Российского информационного пространства, которые максимально проявятся в следующее десятилетие19:

  • Рост влияния Интернета как источника информации, пространства общественной и политической мобилизации. Будет происходить как рост доверия к Интернету, так и перенос многих офлайновых видов деятельности (политическая агитация, маркетинг, гражданские инициативы) в виртуальную среду.
  • Все более возрастающая законодательная и фактическая регуляция Интернета. Скорее всего, обретут законодательную форму уже существующие практики блокирования информационных ресурсов и давления на блогеров. Власти будут стараться приравнять виртуальную сферу к «реальной» («офлайновой») ситуации со всеми вытекающими механизмами цензуры, давления и механизмами субординации/наказания. Фактическое регулирование также получит свою институционализацию – появится свое отделение ФСБ, МВД, возможно прокуратуры. Не исключен «белорусский сценарий» – создания отдельного агентства по делам Интернет (впрочем, полностью повторить белорусский опыт вряд ли удастся – обязательная регистрация всех ресурсов едва ли возможна в России).
  • «Суверенизация» Интернета – первые кириллические домены, стартовавшие в мае 2010-го, будут использоваться государственными службами и многими сайтами, однако велика вероятность, что использование их будет ограничено в силу технических трудностей. Так или иначе тренд на «обособленность» (или по-другому «эмансипацию») «Русского Интернета» будет продолжен. В рамках этой же тенденции следует воспринимать и подобные «модернизационно-изоляционистские» проекты, как национальный файервол (система фильтрации интернет-сайтов, как в Китае), национальная Силиконовая долина, национальная поисковая система и т. д.
  • Отдельным вниманием со стороны властей будут пользоваться поисковые системы и другие средства информации с наибольшей аудиторией. Можно ожидать введения законодательного регулирования поисковых систем. Весьма вероятным может быть объявление их «стратегической» отраслью с запретом участия иностранного капитала. Уже сейчас предпринимаются попытки создания национального поисковика, что в течение 10 лет точно получит продолжение.
  • Развитие электронного правительства и госуслуг продолжится, но будет заторможено (по сравнению с другими странами) институциональной структурой российской бюрократии и внутренним противостоянием в среде российских чиновников.
  • Плохое состояние инфраструктуры сыграет не в пользу России. Правительство и частные компании также постараются работать на развитие инфраструктуры, однако в России это будет более затратно и медленно, чем в других странах. К 2020 г. проникновение Интернета будет ниже, чем у соседей по Восточной Европе, с одной стороны, и Китая – с другой, но выше, чем в странах Кавказа и Центральной Азии. Кроме того, уже сейчас можно выделить слабые места информатизации: промышленные города и столицы северокавказских республик, где цифровой барьер (digital divide) будет особенно ощутим.
  • Государство станет преодолевать цифровой барьер путем ввода различного рода «субсидируемых» тарифных планов (уже известны «Социальный тариф» и «Социальная розетка»), предполагается, что они будут продвигаться, но, видимо, не окажутся популярными в силу их очевидной ограниченности (уже сейчас эти тарифные планы предполагают ограничение доступа к некоторым сайтам).
  • Общественные группы и отдельные пользователи будут реагировать на инновации правительства следующим образом: переходить на зарубежные службы и хостинги, а также использовать службы анонимизации. Подобный пример произошел после того, как «Живой журнал» приостановил работу независимого блогера из Челябинска Александра Назарова (ЖЖ-ник pilgrim_67, который в течение нескольких дней перевел всю систему публикации на альтернативные платформы, такие как blogspot.com, lj.rossia.org и другие).
  • Общественные кампании в Интернете выйдут на новый уровень, привлекая больше участников и большие аудитории. Будут формироваться территориально-разделенные сообщества гражданского общества, собирающиеся от случая к случаю. Катализатором рождения такого рода самоорганизации будут как стихийные бедствия (как например, пожары в 2010-м), так и недовольство неэффективной политикой властей (например, антимилицейская кампания, живо поддержанная блогосферой). Следует отметить появление таких проектов координации гражданской активности, как democrator.ru, taktaktak.ru, streetjournal.ru и другие.
  • Интернет станет площадкой для рождения новых политических лидеров. Наиболее близкий пример – Алексей Навальный (ЖЖ-ник navalny). Юрист и правозащитник, прославившийся своими интернет-расследованиями по всей России, набрал на виртуальных выборах мэра города Москвы 30 тысяч голосов интернет-пользователей, не прибегая к какой-либо офлайн-агитации. Сумма проголосовавших значительно превышает число депутатов Московской Городской Думы, утвердивших нынешнего московского мэра Сергея Собянина. Из этой ситуации можно сделать следующий вывод: случись в России восстановление демократической избирательной системы, нынешние и будущие интернет-лидеры смогли бы оказать существенную (если не решающую) конкуренцию «традиционным» политикам.
  • Государство будет пытаться заменить демократические политические институты более контролируемыми интернет-формами взаимодействия с обществом. С одной стороны, информационные технологии несколько улучшают обратную связь с государством и канализируют недовольство, однако приравнивание обратной связи к «демократии» будет и дальше эксплуатироваться с целью консервации системы.

 

Заключение

 

     Новые формы объединений людей в  Интернете, так же как и обычные сообщества, создаются с определенной целью и содержат определенные атрибуты социальных объединений людей. Интернет-сообщества могут рассматриваться в двух не противоречащих друг другу значениях. В широком смысле – это совокупность всех пользователей Интернета независимо от посещения определенных ресурсов, то есть вся аудитория глобальной сети. Термин, используемый автором в более узком, уточняющем, аспекте, определяется следующим образом: Интернет-сообщество – это социальная общность, каждый участник которой идентифицирует себя с ней и вместе с тем имеет все атрибуты обычного сообщества; эта группа объединена технологиями Интернета и взаимодействует через Интернет в рамках различных распределенных интересов сообщества, реализуемых на ресурсах глобальной сети. Социальная общность Интернет-пространства является формой общественной жизни людей. Блог как тип Интернет-сообщества наделен сходными характеристиками, но имеет свою специфику в виде регулярно добавляемых заметок на различные темы, изображений или мультимедиа. При этом темы блогов неограниченны, нет никаких рекомендаций и на то, как должен выглядеть блог. Примером коллективных блогов, тексты в которых публикуются разными авторами, выступают блогосообщества, представляющие собой коллективные площадки обсуждений. Благодаря массовому охвату различных тем, интерактивности, а также ссылкам и обсуждениям в уже ставших популярными блогах, пользователи которых исчисляются десятками тысяч, блогосообщества представляют огромный потенциал в качестве дискуссионной площадки по обсуждению проблем общественно-политической жизни социума.

     Типология современных Интернет-сообществ, помимо технологической основы образования, включает характеристики социальной и  профессионально ориентированной  классификации, свидетельствуя о том, что сетевые сообщества Интернета – образования не столько технологические, сколько социальные. Информационные технологии лишь сделали коммуникацию между заинтересованными в самом взаимодействии людьми осуществимой в масштабах реального времени.

     Интернет-сообщества могут рассматриваться как группы интересов в социально-политической жизни общества, поэтому к ним может быть применена типология групп интересов: а) с точки зрения происхождения и степени организованности; б) по специализации; в) характеру деятельности.

     Сетевые сообщества становятся наиболее перспективной  формой профессионального общения, позволяющей не только обмениваться информацией и знаниями, но и участвовать  в творческих, научных, экономических  и политических процессах общества.

 

Список литературы

 
  1. Акаев Д.В. Становление и развитие Интернет-сообществ  и социальных сетей в России / Д.Е. Акаев // Механизмы взаимодействия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии: сб. науч. трудов. – Саратов: ПАГС, 2008. – С. 217-220.
  2. Блогосфера Рунета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf
  3. Глоссарий.Ру [Электронный ресурс] Режим доступа: www.glossary.ru
  4. Интернет-радио [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lastfm.ru/
  5. Интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (русскоязычный вариант) http://en.wikipedia.org/wiki (англоязычная версия)
  6. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова / М. Кастельс. – Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
  7. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа / С. Коноплицкий // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – №3. – С.167-178
  8. Котин М. Блог всемогущий / М. Котин // Секрет фирмы. – 2005. – 25 июля. – С.46-48.
  9. Кремлева С.О. Сетевые сообщества / С.О. Кремлева // Парадигма – сетевой клуб социологов [Электронный ресурс] Режим доступа: www.sociology.extrim.ru
  10. Носик А. Блогтинг: точки пересечения с интернет-СМИ и возможное Развитие в российской реальности / А. Носик [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. webplanet.ru/news/reading-room/2005/9/26/nossik. html
  11. О'Рейли Т. (Tim O'Reilly) Что такое Веб 2.0? / Т. О'Рейли // Компьютера. 2005. 18 окт. С. 58-63 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100
  12. Опросы «Интернет в России». Основные результаты / Фонд «Общественное мнение». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/bntergum07/internet/_internet09spes/int0309
  13. Рейтинги Интернет-ресурсов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/rating/ru/meeting/day.htm
  14. Сидоренко А.А. Настоящее и будущее российского Интернета: существующее положение, региональная проекция, перспективы / А.А. Сидоренко // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2010. – Т. 105. – № 3. – С. 46-52.
  15. Хитров А. Блог как феномен культуры / А. Хитров // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Т. 10. – №1. – С. 66-76.

Информация о работе Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства