Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в определении места Интернет-сообщества в системе коммуникативного пространства.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить Интернет и сетевые сообщества как атрибуты информационной эпохи.
2. Дать характеристику понятия сетевого сообщества.
3. Выявить состояние современного российского Интернет-пространства.
4. Рассмотреть коммуникации в структуре киберпространства.
5. Выявить перспективы российского Интернет-пространства.

Содержание работы

Введение 3
1. Интернет и сетевые сообщества как атрибуты информационной эпохи 7
1.1. Развитие Интернета в информационную эпоху 7
1.2. Характеристика и понятие сетевого сообщества 9
2. Интернет как коммуникативное пространство 13
2.1. Характеристика современного российского Интернет-пространства 13
2.2. Коммуникации в структуре киберпространства 14
2.3. Перспективы развития российского киберпростраства 21
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

     Робин Б. Хамман считает, что социологический  термин «сообщество» следует понимать в значении группы людей, которые участвуют в социальном взаимодействии и имеют какие-либо общие связи между собой в определенных пространственно-временных рамках. Такое определение вполне применимо к изучению Интернет-сообществ, правда, с оговоркой, что «пространственно-временные рамки» – это Интернет. В словаре «Глоссарий.Ру» дается следующее определение: Интернет-сообщество – сложившаяся в процессе совместной деятельности относительно устойчивая система связей и отношений между пользователями сетевого информационного пространства6. И, наконец, Говард Рейнгол определяет виртуальные сообщества как «социальные агрегации, возникающие в Сети, когда достаточное количество людей в течение длительного времени принимают участие в публичных дискуссиях, испытывая человеческие эмоции, необходимые для формирования паутины личностных взаимоотношений в киберпространстве»7.

     Сообщество, сложившееся в киберпространстве, консолидируют коллективные интересы, определяющие атмосферу общения и социальные обязательства.

     Один  из российских исследователей в области  сетевых сообществ – С. Кремлева – выделяет следующие условия «успешности» сетевого сообщества:

     1. Построению сообщества должно  уделяться должное внимание, чтобы  это сообщество было привлекательным  для людей.

     2. Успешные онлайновые сообщества  должны безоговорочно быть сфокусированы  на нуждах своих членов, а не  спонсоров и рекламодателей.

     3. Слишком сильный контроль может  повлечь за собой снижение  количества членов сообщества. Чрезмерные  полицейские меры в онлайновых  сообществах способны попросту  их убить.

     4. Самоорганизация не всегда означает  самообеспечение. Большинство онлайновых  сообществ требуют значительных затрат времени и сил для поддержания своей жизнедеятельности.

     5. Онлайновые сообщества имеют  тенденцию быть более активными,  когда присутствует общий дух,  убеждение, что «нет никого  умнее нас, всех вместе взятых»8.

     Сетевые сообщества сегодня являются зафиксированным социальным фактом, требующим дальнейшего осмысления и эмпирического изучения. Однако можно утверждать, что в основе формирования сетевого сообщества на базе специализированных Интернет сервисов (чаты, форумы и пр.) лежит заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии. Отнесение индивидом себя к сообществу связано с эмоциональной вовлеченностью в общение с другими участниками, с реализацией потребности в афилиации в условиях киберпространства.

 

2. Интернет как коммуникативное пространство

2.1. Характеристика современного российского Интернет-пространства

 

     Процесс коммуникации ежедневен и, по сути, непрерывен, а в ее структуру всегда входит как минимум два субъекта, осуществляющих взаимное информирование с целью налаживания совместной деятельности. А как быть, если одним из субъектов выступает государство? Как и главное с помощью чего граждане могут начать процесс взаимодействия?

     На  данный момент Интернетом пользуются около 35-38% россиян, при этом начиная с 2006 г. активно развивается широкополосный доступ в Интернет, а с 2008-го – в мобильный Интернет. Сегодня уровень проникновения мобильного Интернета составляет 20%, и этот показатель постоянно растет. Несмотря на высокие темпы роста, проникновение Интернета отстает от большинства европейских стран. В последние годы широкое распространение получили блоги и социальные сети, охватывающие около 80% пользователей российского Интернета.

     В отличие от традиционных СМИ интернет-издания  относительно свободны, хотя начиная с 2010 г. давление со стороны государства на свободу слова в Интернете значительно усилилось (увеличилось число обвинительных приговоров блогерам по экстремистским статьям, Роскомнадзор получил право выносить предупреждения сетевым СМИ за анонимные комментарии, что повлекло переход сайтов на режим предварительной регистрации, и т. д.).

     Крупнейшие  интернет-порталы уже догнали  некоторые федеральные телеканалы: дневная аудитория Яндекса составляет 24-26 млн. чел., «В контакте» – 20 млн. чел.9 Период, когда интернет-аудитория не превышала статистической погрешности, закончился.

     Анализ  преследований блогеров и интернет-фильтрации показывает серьезное ухудшение  ситуации со свободой слова в Интернете  за последние несколько лет. С января 2009 г. по май 2010-го было начато 17 уголовных дел против блогеров, при этом совершено 11 арестов. Не считая нападений на блогеров (иногда, как в случае с Олегом Кашиным), это были журналисты-блогеры, профессиональная деятельность которых успешно совмещалась с менее формальной сетевой активностью. Наиболее серьезный срок, полученный блогером, – два года колонии-поселения Иреку Муртазину, политику и блогеру из Татарстана10.

     Российская  блогосфера насчитывает более 7,4 млн. блогов (в 2008 г. их было почти в 2 раза меньше – 3,8 млн.). Около 93% русскоязычных блогеров проживают в России, при этом 7% приходится на диаспору.

     Четыре основные блог-платформы (LiveJournal, LiveInternet, Blogs.Mail.ru и Ya.ru) концентрируют 76% всех блогов на русском языке. «Живой журнал» продолжает доминировать, прежде всего, за счет того, что на нем размещается подавляющее большинство блогеров, пишущих на общественно-политические темы.

2.2. Коммуникации в  структуре киберпространства

 

     Как известно, эпоху мировой культуры, в которую происходит массовое распространение информации и знания посредством книг, Маршал Маклюен назвал «Галактикой Гутенберга». Не случайно известный социолог и теоретик информационного общества Мануэль Кастельс назвал одну из последних своих работ «Галактикой Интернета»11. В ней он описывает кардинальные изменения, произошедшие в социальной, экономической и культурной сфере под воздействием Интернета и сетей вообще. Возникает новая экономика, новые социальные образования, новое отношение к знанию и т.д. Несмотря на масштабность подхода Кастельса, который сравнивается некоторыми исследователями по своему стремлению к всеохватности с Марксом, как нам представляется, вопрос воздействия Сети на человека и на культуру далек от какого-либо полного разрешения.

     Исследование Интернета осложнено его постоянной эволюцией. Так, например, сейчас мы все чаще сталкиваемся с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0»12. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Интернета («Web 1.0*), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1,0» является также диалектикой потребления и коммуникации, Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Однако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой технологии, настолько разнообразны, что коммуникация становится не просто передачей информации, но и действием. По-видимому, в рамках этих процессов происходит трансформация некоторых важных для европейской культуры доминант. Отметим лишь некоторые.

     Интернет-энциклопедия «Википедия»13, построенная на технологии wiki позволяет любому пользователю создавать свои статьи или править уже существующие. И, несмотря на то, что вокруг «Википедии» происходят постоянные споры и скандалы, этот ресурс является чрезвычайно популярным и посещаемым. Нам представляется, что на этом примере мы можем наблюдать трансформацию отношения человека к знанию.

     Показательно  другое явление – программные  продукты с открытым кодом, так называемые open source, которые могут быть рассмотрены как технологическое воплощение постмодернистской идеи «смерти автора». Кроме того, стоит обратить внимание на распространяющееся явление публичного потребления различных информационных продуктов. Данное явление, по-видимому, требует отдельного исследования, поэтому наметим лишь основные его особенности.

     В качестве примера информационного  ресурса, который позволяет трансформировать частные практики потребления музыки в практики публичные, может служить сайт www.last.fm14. Данный ресурс объединяет в себе элементы социальной сети (пользователи могут объединяться в группы разной степени близости: «друзья» и «соседи»), системы рекомендации («recommendation system», в которой специально разработанные программы автоматически предлагают пользователю обратиться к тому или иному музыкальному направлению или артисту в зависимости от его манифестированных предпочтений) и свободной энциклопедии (о каждом из музыкантов ресурс предлагает энциклопедические справки, которые могут создаваться или исправляться пользователями). Технологически взаимодействие пользователя с этим ресурсом осуществляется при помощи специальной программы, которую пользователь предварительно должен установить на своем компьютере. Эта программа «считывает» данные о музыке, которую слушает на компьютере пользователь, и передает ее на сервер. Last.fm автоматически выстраивает рейтинги прослушанных пользователем музыкальных композиций и наиболее часто прослушиваемых музыкальных коллективов или музыкантов.

     Еще одним примером коллективного потребления  информационных продуктов является так называемая служба «социальных  закладок». Примерами могут служить  такие ресурсы, как http://del.icio.us/, http://givealink.org/, http:// www.citeulike.org/. В данном случае предметом потребления становятся те или иные сетевые ресурсы, ссылки на которые пользователь может сохранить на указанных сайтах, причем его ссылки могут служить рекомендацией для других пользователей, также объединяющихся в социальные сети. Эти примеры убедительно демонстрируют глубокую связь процессов потребления и коммуникации в пространстве Интернет. В качестве устойчивой тенденции развития Интернета можно назвать дальнейшее расширение сфер социального взаимодействия и публичного потребления, конституируемых коммуникативными практиками.

     Еще одно явление, синтезирующее в себе практики потребления и коммуникации, – это сетевые дневники, или  блоги. Они предоставляют богатый  материал для размышлений и, самое  главное, открывают возможности для исследования воздействия Интернета на человека, на структуру его жизненной драмы.

     Если  в 2004 г. слово «блог» заняло первое место  в десятке самых популярных поисковых  запросов, то в начале 2006 г. его значение стало, кажется, известным практически всем Интернет-пользователям, а сам феномен онлайновых дневников перестал вызывать особенное удивления. Однако отсутствие удивления вовсе не означает отсутствия внимания. То и дело в различных информационных изданиях появляются дискуссионные материалы, посвященные жанровой специфике блогов15, проникновению маркетинговых и других бизнес-стратегий в блогосферу16, конкурсам и научным исследованиям блогов. В настоящий момент сетевой дневник закрепил свой статус одного из атрибутов так называемого Web 2.0, совершив, как нам представляется, экспансию из виртуального пространства в пространство культурное. Сами дискуссии о соотношении традиционных СМИ и блогов, сопоставления традиционной печатной литературы и сетевого онлайнового творчества подтверждают эту мысль. Эти же дискуссии обнаруживают несводимость блогов к какому-либо из существующих классов явлений Интернет-среды. Кроме того, в истории мировой культуры без труда обнаруживаются многочисленные факты влияния технологии на ментальность. Например, освоение европейцами огнестрельного оружия и трансформация рыцарской этики, обогащение музыкальной культуры XX века новыми жанрами и направлениями в результате внедрения технологических инноваций в индустрию музыкальных инструментов. Аналогичный процесс имеет место в случае формирования медиаполя и появления новых стратегий поведения в информационном обществе.

     Представляется, что сущность ведения сетевого дневника не сводится к оставлению в нем  записей. Дерево возможных действий сетевых агентов имеет множество  ветвей. Процедуры постинга, комментирования, включения или исключения других пользователей в друзья, чтение, применение визуальных средств, работа над оформлением дневника, участие в жизни сообществ, организация их и много другое говорит о том, что вести сетевой дневник – значит пребывать в нем и действовать в нем. Перечисленные операции составляют структуру полноценной жизни сетевой личности внутри блога. В «Живом журнале» модусами активной виртуальной жизни выступают вывешивание фотографий, использование некоторых элементарных элементов языка html, смена «юзерпиков», выстраивание гипертекстовых полей, использование сетевого жаргона. Тема сетевого языка заслуживает отдельного рассмотрения, ей посвящено большое количество публикаций17.

     Таким образом, возможное первоначальное представление о сетевом дневнике как об одномерной структуре трансформируется в картину многомерного пространственно-временного блого-континуума. К введению понятий сетевого пространства и времени нас подталкивает не только структура изучаемого нами предмета, но и аналогии с эволюцией категорий других наук.

     Автором сетевого дневника движет своего рода азарт от осознания своей экспансивности. Что-то вроде инстинкта захвата  новых территорий. Автор получает положительную обратную связь, когда  понимает, насколько пластичен материал, с которым он работает. Говоря метафорически, виртуальное пространство легко принимает очертания его виртуального тела. Пластичность этого мира позволяет любому пользователю без труда оставить свой след. Пользователь может за пять минут создать свой аккаунт в сетевом дневнике, за десять может построить по шаблону домашнюю страницу, инициировать дискуссию в форуме, которую подхватит масса других пользователей опять же в предельно короткое время. Автор может отказаться от тождества своей личности и вмешаться в эту дискуссию от другого лица.

     Его появление в сети не останется  незамеченным. Он будет проиндексирован  поисковыми машинами, найден друзьями, врагами или, за отсутствием таковых, по крайней мере, может оказаться  атакован спамерами. Написание же чего-либо в сетевом дневнике этот отклик гарантирует. Собственное существование пользователя неизбежно будет доказано. Высказывание в сетевом дневнике – это вариант cogito18. Отличие виртуального cogito от декартовского состоит в том, что в первом случае доказывать собственное существование приходится не себе, а другим. Метафизический смысл дополняется тут смыслом психологическим или даже скорее психотерапевтическим. Признание существования является в то же время признанием значимости. Элементами структуры виртуальной личности в сетевом дневнике являются несколько пересекающихся полей: поле собственных записей, поле комментариев, поле ленты друзей, поле информации о пользователе. Все они динамичны, но в разной степени. Наивысшая скорость изменения чаще всего у поля ленты друзей. Причем чем больше друзей у пользователя, тем выше скорость смены записей. Далее по динамичности можно расположить поле записей. Информация о пользователе наиболее статична, и это объясняется ее функцией – быть ядром виртуальной личности в сетевом дневнике, относительной константой.

Информация о работе Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства