Социально-демографический портрет аудитории Рунета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Процесс интернетизации России набирает обороты. Если еще несколько лет назад Интернет был «предметом роскоши» и, по сути, диковинкой, то сейчас это обыденное и вполне доступное по цене «средство передвижения».
Сегодня Интернет дает возможность реализовать практически любые запросы и потребности, не выходя из виртуального пространства. Можно найти работу и любую необходимую информацию, устроить личную жизнь, заработать деньги, пообщаться с друзьями, подобрать товары и услуги по оптимальной цене, заказать доставку всего, чего только пожелаешь прямо домой, и даже оплатить заказ, не выходя из дома.

Содержание работы

Введение ………………………………………………..………………….3
Глава 1 Социально демографический портрет аудитории Рунета ..5
1.1 Методы анализа Интернет – аудитории …………………..………….5
1. 2 История исследования Интернет - аудитории в России ……..……..7
1.3 Количественные характеристики аудитории Рунета …………..……9
1.4 Качественные характеристики аудитории Рунета ……………...….14
Заключение ………………………………………………………..……..20
Список использованной литературы …………………...……………21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

 

Однозначного  ответа на вопрос о размере потенциальной аудитории, к сожалению, в настоящее время нет. Это связано, прежде всего, с отсутствием общепринятого подхода к определению потенциальной аудитории Интернета. В соответствии с предложенным выше определением в состав потенциальной аудитории Интернета мы включаем респондентов, ответивших положительно на следующий вопрос: приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом?

Необходимо учитывать  тот факт, что на оценку численности  Интернет - аудитории в России существенным образом влияет вопрос о том, кого считать пользователем Интернета. Различия в подходах, в методике дают зачастую несопоставимые различия в получаемых данных.

Провайдеров Интернет - услуг, прежде всего, интересует количество абонентов, то есть тех, кто реально оплачивает предоставляемые услуги. Они оперируют данными, отличающимися от аудиторных замеров. Владельцы тематических или корпоративных серверов ежедневно могут получать статистику посещений своих сайтов, и это совсем другие данные. Онлайновые опросы дают весьма полезную информацию, но их результаты нельзя распространять на всех пользователей Сети.

В измерениях аудитории важна четкая привязка к определенному временному периоду - сколько людей пользовались Интернетом в течение месяца, в  течение недели, ежедневно. При этом необходимо различать, был ли это просмотр web-страниц или использовалась лишь электронная почта.

При определении количественных и  качественных параметров Интернет - аудитории принципиальное значение имеет сам способ измерения: получены ли данные в результате онлайнового анкетирования или телефонного интервью, в результате уличного или поквартирного опроса. Тип выборки и методика опроса в этом случае играет главную роль.

По данным TNS*, раз в неделю Интернетом в России пользуется 41% населения старше 12 лет, раз в месяц — 47%. Это составляет 24,6 и 28,5 млн. человек соответственно.

В Москве недельная аудитория составляет 5,2 млн. человек (55% населения), месячная — 5,7 млн. (60%). В Санкт-Петербурге хотя бы один раз в месяц Интернетом пользуются 56% жителей Санкт-Петербурга (2,3 млн. человек). Еженедельно выходят в сеть 51% жителей (2,1 млн. чел).

рис 1. График количества пользователей Интернета.

По сведениям ФОМ** с весны 2009 года число пользователей выросло на 6,4% или 2,4 млн. человек, а  с лета 2008 года — на 18,3% или на 6,2 млн. человек. Прирост ядра суточной аудитории Интернет - пользователей с весны 2009 года составил всего 3,1% (0,6 млн. чел.), а с лета 2008 года — 34,1% (5,4 млн. чел.). Таким образом, каждый день в России в Сеть сегодня выходят 18% населения или 21,3 млн. человек.

Динамика численности  полугодовой и суточной Интернет - аудитории в России представлена на графике. 

 

 

____________________________________________

*www.tns-global.ru

**www.fom.ru

 

рис 2. Динамика численности полугодовой и суточной Интернет - аудитории в России

«Эти данные показывают следующую тенденцию: люди, уже имеющие доступ к Сети, увеличивают интенсивность пользования Интернетом, тогда как привлечение новых пользователей идет не так активно,» — сообщают эксперты ФОМ.

Аудитория Интернета в России (лето 2009 года)

 

шестимесячная аудитория

трехмесячная аудитория

месячная аудитория

недельная аудитория

суточная аудитория

лето 2003

12,1 млн. чел.  
(11%)

10,8 млн. чел.  
(10%) 

9,0 млн. чел.  
(8%)

6,1 млн.  чел.  
(6%)

3,0 млн.  чел.  
(3%)

лето 2004

16,9 млн. чел.  
(15%)

15,5 млн. чел.  
(14%)

13,4 млн. чел (12%)

9,5 млн.  чел.  
(9%)

5,0 млн. чел.  
(5%)

лето 2005

20,9 млн. чел. 
(19%)

18,9 млн. чел.  
(17%)

16,1 млн. чел. (15%)

11,2 млн.  чел.  
(10%)

5,9 млн. чел.  
(5%)

лето 2006

26,0 млн. чел.  
(23%)

24,2 млн. чел. 
(21%)

22,4 млн.чел 
(20%)

17,1 млн. чел. 
(15%)

9,1 млн. чел. 
(9%)

лето 2007

26,8 млн. чел. 
(24%)

24,9 млн. чел. 
(22%)

26,1 млн. чел. 
(23%)

21,0 млн. чел. 
(18%)

11,9 млн. чел. 
(10%)

лето 2008

36,9 млн. чел. 
(31%)

35,4 млн. чел.  
(30%)

32,4 млн. чел. 
(27%)

26,7 млн. чел. 
(23%)

17,1 млн. чел. 
(15%)

лето 2009

39,9 млн. чел. 
(35%) 

38,7 млн. чел. 
(33%) 

36,8 млн. чел. 
(32%) 

31,4 млн. чел. 
(27%) 

21,3 млн. чел. 
(18%) 


рис 3. Таблица аудитории Интернета в России (лето 2009 года)

Другая тенденция последнего времени — то, что Интернет активно проникает в низкоресурсные группы. Среди населения с низким уровнем дохода доля пользующихся Интернетом увеличилась на 61%. Тем не менее, степень проникновение Интернета в эту группу все еще относительно невысока — Сетью пользуются 19% группы.

В Москве Интернетом пользуются порядка 60% взрослого населения или 5,4 млн. человек. В регионах доля пользователей продолжает оставаться почти вдвое ниже. Лидером по количеству Интернет - пользователей остается Приволжский ФО — 7,4 млн. чел, где Сетью пользуются 30% населения округа. А самый активный рост Интернет - аудитории среди регионов показывает Сибирский федеральный округ — 34% за год.

Рассмотрев количественные характеристики потенциальной аудитории Рунета, целесообразно перейти к количественному анализу аудиторий конкретных ресурсов, претендующих на роль массово-коммуникационных каналов. Другими словами, оценить реальную аудиторию сайтов и порталов, являющихся средствами массовой коммуникации в технологическом и функциональном смысле. По мнению автора, к таким ресурсам относятся практически все web-сайты:

      • онлайновые издания;
      • Интернет  версии других средств массовой коммуникации;
      • поисковые порталы;
      • корпоративные ресурсы.

 

В отчете исследовательской  группы КОМКОН* говорится, что 78% Интернет - пользователей регулярно посещают веб-сайты, 72% — пользуются электронной почтой, 21% — общаются с помощью ICQ, 51% — используют другие Интернет - сервисы. Таким образом, 78% пользователей, по данным КОМКОНА, являются регулярной аудиторией Рунета как средства массовой коммуникации.

 

Представляют интерес  и абсолютные показатели посещаемости ведущих российских онлайновых средств массовой коммуникации. Пятерка лидеров выглядит следующим образом: Rbk.ru, Lenta.ru, Газета.га, NEWS.ru. Среднесуточное количество посетителей указанных ресурсов составляет в среднем 50 - 60 тысяч.

 

 

 

________________________________________________

* www.comcon-2.ru

 

Приведенные данные являются серьезным доводом  в пользу признания Интернета средством массовой коммуникации. Для сравнения: тираж ежедневной федеральной газеты «Парламентская газета» составляет 55 000 экз., «Московских новостей» 100 000 экз.

В то же время  приведенные онлайновые издания  не являются лидерами по посещаемости среди всей совокупности российских ресурсов. Согласно исследованиям группы КОМКОН лидером рейтинга стал «Яндекс», среднемесячный охват аудитории которого составляет 48,9% от общего числа «интернетчиков» в России в возрасте от 10 лет и старше. Далее следует «Рамблер» (39,8%), Mail.Ru (31,7%), Mult.Ru (9,9%), Yahoo! (8,6%), «Рос-сия-он-Лайн» (7,6%), Lenta.Ru (6,9%), AltaVista (5,7%), Google (5,6%) и Auto.Ru (5,3%).60 В абсолютных показателях это означает, что только портал mail.ru собирает суточную аудиторию размером около 300 000 посетителей.

рис 4. Пользуются сотовым телефоном для выхода в Интернет.

В Москве их доля составляет 23% пользователей (1,3 млн человек), в Санкт-Петербурге — 20% пользователей (0,5 млн человек). Наиболее активно пользуется Интернетом молодежь. Как видно из графика ниже, среди юношей в возрасте 12-17 лет Интернетом пользуются 85% юношей и 86% девушек (в Москве — 92% и 95%, а в Санкт-Петербурге — 91% и 97% соответственно).

 

1.4 Качественные характеристики аудитории Рунета

Основой доказательной  базы важной роли Интернета в современных массово-коммуникационных процессах является не только и не столько количественные характеристики его аудитории, сколько качественные.

Аудитория Интернета  давно перестала быть однородной. Тем не менее, нельзя считать, что  пользователи Интернет представляют собой  просто часть населения, распределенную по социально-демографическим показателям  так же, как и население в  целом. Специфика Интернет (высокотехнологичность и необходимость специализированных навыков для использования, необходимость обладания компьютером и др.) значительным образом влияет на портрет типичного пользователя Сети.

Многочисленные результаты исследования российского сегмента сети Интернета отвечают не только на вопрос: «Сколько человек пользуется Интернетом?», но и на другой вопрос: «Кто эти люди, каковы их социально-демографические, экономические и политические характеристики?».

рис 5. Количество пользователей Интернета внутри пользовательских групп.

Молодежь более активно  пользуется Интернетом: 92% – молодые мужчины и 86% – молодые женщины (18–24 года), Среди пользователей в возрасте 18-24 лет эта доля вырастает еще больше в Москве и Санкт-Петербурге — до 96%, среди женщин доля пользовательниц в этом возрастет составляет 93% в Москве и 91% в Санкт-Петербурге. 71% мужчин и 61% женщин в возрасте 25–34 года. Средний возраст Интернет-пользователя – 31 год. Как правило, это люди с высоким уровнем дохода: наибольший процент (48%) среди респондентов с доходом не ниже 15 000 р. на человека в месяц. С уменьшением уровня дохода этот процент снижается. Внутри интернет-аудитории основную долю (71%) составляют респонденты с уровнем дохода не менее 3000 р., в то время как в целом по России такой уровень дохода имеют 49% жителей 18 лет и старше. В то же время среди мужчин старше 55% доля пользователей Сети падает до 13%, а среди женщин этого же возраста — до 7% жителей.



 
 




 

 

 

рис 6. Распределение аудитории Интернета по возрастным группам (Москва, будние дни, тыс.чел.).

 

Если рассматривать  социальное положение, то наибольший процент  пользователей среди учащихся и студентов (49%) и работающих (41,7%). При этом специалисты пользуются Интернетом реже – более половины из них заходят в Интернет несколько раз в неделю, а основную часть студентов, использующих Интернет, можно застать в Сети практически каждый день.  

 

 

 

 

 

рис 7. Статус занятости пользователей Интернета.

В зависимости от частоты  выхода в Сеть аудиторию можно  поделить на дневную (пользуются Интернетом каждый день/почти каждый день), недельную (используют Интернет один/несколько раз в неделю – это основная доля пользователей) и месячную (используют один/несколько раз в месяц). Представителей еженедельной аудитории можно встретить в Сети в вечернее и ночное время (с 18.00 до 06.00) намного чаще тех, кто заходит в Рунет ежедневно.

 


 

 

 

 

 

 

рис 8. Образование пользователей Интернета

 

Наиболее посещаемые ресурсы – поисковые системы (90%) и ленты новостей (69%). При этом новости в Интернете в основном интересуют мужчин от 25 лет и старше. Почтовые сервера также довольно популярны – их посещает 61% Интернет - пользователей, причем чаще сюда заходят девушки 18–24 лет (71%). Сайты, посвященные программированию, бизнесу и финансам, компьютерным играм и спорту, больше интересуют мужчин, а образованию, театру, путешествиям и медицине – женщин. Музыкальными сайтами интересуется Интернет - аудитория до 25 лет. Компьютерные игры привлекают молодых мужчин до 35 лет, особенно тинэйджеров 12–17 лет (46%).

Специфичность Интернет – аудитории прослеживается и по множеству других параметров. Так, 45% Интернет - пользователей бывали за рубежом, в том числе 31% - несколько раз. 30% оценивают свое знание английского языка как отличное и хорошее, а еще 38% - как удовлетворительное.

На вопрос «Удалось или  не удалось Вам найти свое место  в сегодняшней жизни?» положительно ответили 63% Интернет - пользователей. На повышение своего уровня жизни в ближайшем будущем рассчитывают 66% пользователей сети и лишь 28% жителей российских городов.

Исследование Фонда  «Общественное мнение» дает также  интересную информацию о качественных характеристиках Интернет - аудитории. Большинство последней составляют активные, самостоятельные индивиды с высокими запросами и ожиданиями и готовые рисковать для достижения своих целей. 68% опрошенных заявили, что добиться успеха для них важнее, чем избежать неудач. При этом почти столько же - 65% - склонны винить в своих неудачах скорее себя, нежели обстоятельства. 55% респондентов согласились с утверждением: «Главное для меня - свобода».

Информация о работе Социально-демографический портрет аудитории Рунета