Социально-демографический портрет аудитории Рунета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Процесс интернетизации России набирает обороты. Если еще несколько лет назад Интернет был «предметом роскоши» и, по сути, диковинкой, то сейчас это обыденное и вполне доступное по цене «средство передвижения».
Сегодня Интернет дает возможность реализовать практически любые запросы и потребности, не выходя из виртуального пространства. Можно найти работу и любую необходимую информацию, устроить личную жизнь, заработать деньги, пообщаться с друзьями, подобрать товары и услуги по оптимальной цене, заказать доставку всего, чего только пожелаешь прямо домой, и даже оплатить заказ, не выходя из дома.

Содержание работы

Введение ………………………………………………..………………….3
Глава 1 Социально демографический портрет аудитории Рунета ..5
1.1 Методы анализа Интернет – аудитории …………………..………….5
1. 2 История исследования Интернет - аудитории в России ……..……..7
1.3 Количественные характеристики аудитории Рунета …………..……9
1.4 Качественные характеристики аудитории Рунета ……………...….14
Заключение ………………………………………………………..……..20
Список использованной литературы …………………...……………21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт управления и предпринимательства в социальной сфере

 

 

 

 

 

 

 

         Курсовая работа

 

 

   Выполнила студентка

   очного отделения

                    специальности МО-1-2

      

 

 

По дисциплине: Основы медиакультуры

 

На тему:  Социально-демографический портрет аудитории Рунета

 

 

 

 

 

 

       

 

                                              Руководитель-консультант 

 

 

 

                                                                                              Оценка

                                                                                         «   » 

 

                                                                                         «  »    

 

 

Москва 2009 год

Содержание

 

Введение ………………………………………………..………………….3

Глава 1 Социально  демографический портрет аудитории  Рунета ..5

1.1 Методы анализа Интернет  – аудитории …………………..………….5

1. 2 История исследования Интернет - аудитории в России ……..……..7

1.3 Количественные характеристики  аудитории Рунета …………..……9

1.4 Качественные характеристики  аудитории Рунета ……………...….14

Заключение ………………………………………………………..……..20

Список использованной литературы …………………...……………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс интернетизации России набирает обороты. Если еще несколько лет назад Интернет был «предметом роскоши» и, по сути, диковинкой, то сейчас это обыденное и вполне доступное по цене «средство передвижения».

 

Сегодня Интернет дает возможность  реализовать практически любые  запросы и потребности, не выходя из виртуального пространства. Можно  найти работу и любую необходимую информацию, устроить личную жизнь, заработать деньги, пообщаться с друзьями, подобрать товары и услуги по оптимальной цене, заказать доставку всего, чего только пожелаешь прямо домой, и даже оплатить заказ, не выходя из дома.

 

Интернет в части  сбора, обработки и распространения  оперативной информации относится  к числу средств массовой коммуникации. А раз так, то уместно говорить об исследованиях всех звеньев коммуникационного процесса, осуществляемого посредством Интернета: сообщений, каналов передачи информации, аудитории. В рамках данной работы основной акцент сделан на анализе, на взгляд автора, важнейшего звена рассматриваемого процесса - на аудитории.

 

Потребность в получении  достоверной информации о российской аудитории Интернета растет. Из экзотического  средства общения программистов  Интернет превратился в уникальный источник повседневной информации для бизнеса и развлечения.

 

Для анализа социально-демографической аудитории Рунета автор данной работы пользовался наиболее популярными источниками регулярных данных о характеристиках Интернет - аудитории в России на данный момент:

  • проекты Gallup Net-Russia и Gallup Net-Moscow агентства Gallup Media
  • проект Web-вектор агентства Комкон-2
  • мониторинг Интернета, проводимый агентством Monitoring.ru

Интернет-аудитория представляет собой быстро развивающуюся среду, поглощающую в себя наиболее потенциальных пользователей новых технологий и продвинутых услуг, которая быстро реагирует на нововведения и активно использует их в своей повседневной жизни.

 

В настоящее время отсутствует  консенсус относительно того, что  именно считать показателем размера Интернет - аудитории: максимальную аудиторию (то есть число людей, когда-либо видевших браузер с загруженной web-страницей), месячную или же регулярную. По мнению автора, именно по этой причине оценки численности аудитории, полученные в результате оффлайновых опросов, колеблются в более чем значительных пределах.

 

При рассмотрении Интернета как средства массовой коммуникации уместно оперировать такими понятиями как потенциальная и реальная аудитория по аналогии с традиционными средствами массовой коммуникации: прессой, радио, телевидением.

 

Наличие соответствующего приемника позволяет относить конкретного индивида к числу потенциальной аудитории телевидения, радио в целом, а также конкретного канала или частоты, в частности. Умение читать и соответствующие финансовые возможности определяют принадлежность человека к потенциальной аудитории прессы вообще и отдельного издания конкретно. Подобный подход позволяет определить также потенциальную аудиторию Интернета как средства массовой коммуникации.

 

Итак, потенциальная  аудитория Интернета - совокупность индивидов, для которых выполняются следующие условия:

    • имеется технический доступ к ресурсам Интернета;
      • наличие практических навыков и умения пользоваться     ресурсами глобальной сети.

 

Кроме потенциальной аудитории, безусловно, играет важную роль понятие реальной аудитории Интернета в текущий момент времени. Самым тесным образом с понятием реальной аудитории связан показатель частоты обращения к источнику информации. Но, с точки зрения социологического исследования массовой коммуникации, нельзя ограничиваться лишь этими понятиями.

 

Если говорить об Интернете как средстве массовой коммуникации, то далеко не все пользователи Сети, находящиеся в ней в конкретный момент времени, составляют аудиторию. Для многих из них Интернет выполняет функции, не характерные для средства массовой коммуникации, а именно: межличностное общение в Сети, образование и т.д.

При рассмотрении Интернета как средства массовой коммуникации для нас важнейшими являются понятия потенциальной аудитории в целом, а также реальной аудитории конкретного ресурса. Проводя аналогию с телевидением, отметим, что исследователей интересуют как показатели потенциальной и реальной телевизионной аудитории в целом, так и характеристики аудитории конкретного канала, программы, передачи, фильма, сюжета. То же самое относится и к радио, и к прессе.

 

Глава 1 Социально  демографический портрет аудитории  Рунета.

1.1 Методы анализа Интернет - аудитории

  1. Оффлайновое обследование

Наиболее очевидным является традиционный подход выборочного обследования, например, путем телефонного опроса. При этом подобное исследование, по сути, ничем не отличается об любого другого социологического обследования.

Проблемы оффлайнового подхода:

К сожалению, оффлайновые  опросы не всегда позволяют дать точные ответы на большинство вопросов. Так, например, телефонные опросы не позволяют достичь "фанатов" Интернета, то есть тех пользователей, которые подключены к Сети и днем и ночью – их телефон постоянно занят. С другой стороны, достаточно сложно получить ответ на вопрос о посещении тех или иных сайтов – люди могут не вспомнить. Англоязычные написания адресов также заводят в тупик некоторых пользователей, к тому же телефон - не лучшая среда для передачи названий на иностранном языке. 

  1. Онлайновое обследование

Другим подходом является Интернет - опрос. В этом случае используются преимущества самого Интернета в области организации различного рода анкет и опросов, аналогичных стандартным социологическим анкетам. Если внимательно поискать в Интернете можно найти не менее тысячи компаний, которые предлагают свои услуги по проведению маркетинговых исследований в Интернет.

Преимуществом подобного  подхода является существенно меньшие  затраты на его проведение.

Проблемы онлайнового  подхода:

Основной проблемой  является перекос выборки. Это означает, что в опросах принимают участие  люди, которые:

  • могут отвечать на вопросы нечестно (в частности, неправильно указывать свой пол, возраст и доход) – и это невозможно проверить традиционными методами личных интервью;
  • являются наиболее активными пользователями, имеющие лучшие каналы связи, более быстрые компьютеры, имеющие больше свободного времени и т.д., то есть заведомо обладающими некоторыми характеристиками, которые потенциально могут влиять на ответы на различные другие вопросы, причем направление этого влияния может быть неизвестно заранее. Например, спросив онлайн - респондента, планирует ли он покупать новый компьютер мы получим ответ «нет» как от студентов (у них нет на это денег), так и от высокообеспеченных людей (потому что они уже купили и отвечают на вопросы при помощи этого компьютера), и ответ «да» как от студентов 5-го курса, так и от бизнесменов, расширяющих свое дело. Иными словами, анкета должна предусматривать гораздо больше нюансов и быть более изощренной;
  • респонденты онлайн опросов в России принадлежат к определенным социально-демографическим группам. Поэтому случайная Интернет - выборка не может быть репрезентативной для России. Так, каждый пятый россиянин – квалифицированный рабочий (результат репрезентативного всероссийского исследования, погрешность не более 2%). Но доля квалифицированных рабочих среди пользователей Интернета близка к нулю. То есть для того, чтобы делать обоснованные выводы относительно этой социальной группы в масштабах России, нам необходимо опросить десятки тысяч респондентов.

С другой стороны, правильно  подготовленная случайная выборка  среди пользователей Интернета дает репрезентативную картину пользователей.

К тому же, используя онлайн - опросы мы ограничены совокупностью Интернет - пользователей, таким образом, мы не можем анализировать характеристики данной совокупности по отношению к населению в целом, например, определить количество пользователей Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 История исследования Интернет - аудитории в России

До 1998 года подобных исследований вообще не проводилось. В апреле 1998 года студия Promo.Ru совместно с поисковой  системой Newman Search* провела опрос 2457 респондентов - пользователей Рунета (русскоязычного сектора сети Интернет).

В 1998 году исследованием  аудитории российской сети занялись и профессиональные исследовательские  агентства - Комкон2** и Gallup Media***.

В 1998 году агентство Комкон2 провело  сертифицированные исследования по технологии RTGI (российский индекс целевых групп), по России было опрошено 35000 человек. Вот некоторые цифры:

    • регулярная аудитория в России более 1 млн. человек (2,7% от взрослого населения), эта цифра удвоилась за последние два года;
    • 33% от этой цифры составляют москвичи (5% от взрослого населения), 12% - жители С.-Петербурга, 12% - Урала, 10% - Поволжья, 8% - Западной Сибири;
    • возрастное деление 16-19 лет - 15,7; 20-24 - 21,1%; 25-34 - 28,8%; 35-44 - 20,2%; 45-54 - 11,7%;
    • образование: 68% - высшее, 28,5% - среднее, 3,2% - неполное среднее;
    • 31,1% являются квалифицированными специалистами с высшим образованием, 15,1% - руководителем высшего звена, 14,3% - технический и обслуживающий персонал, 7,0% - руководители среднего звена;

В октябре 1998 года агентство Gallup Media провело исследование московской аудитории Интернета. Исследование проводилось методом телефонного опроса с использованием компьютерной системы телефонных опросов CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Было опрошено 3013 взрослых москвичей в возрасте от 16 лет и старше. Вот некоторые цифры, полученные Gallup Media:

 
__________________________________________________________

* www.newman.ru

** www.comcon-2.ru

*** www.tns-global.ru

  • в течение недели Интернетом пользуются 436,2 тыс. москвичей (6,2% от взрослого населения);
  • среднесуточная аудитория составляет 240 тыс. чел. (3,4% от взрослого населения);
  • порядка 70% пользователей составляют мужичины;- Возрастная разбивка 16-19 лет - 12,3%; 20-24 - 22,7%; 25-34 - 32,6%; 35-44 - 21%; 45-54 - 9,3%; 55+ - 2,1%;
  • 73,4% имеют высшее образование, 23,4% - среднее, 3,2% - незаконченное среднее;
  • 13,7% пользователей являются "высоко обеспеченными" людьми, 28,8% - "обеспеченными", 29,2% имеют "средний достаток", 11,4% - "малоимущие";
  • 31,9% чел являются руководителями, 31,4% - специалистами, 13,4% - служащими, 2,8% -рабочими, 12,3% - студентами, 3,8% - безработными, 1,7% - домохозяйками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Количественные характеристики аудитории Рунета

 

Во-первых, необходимо определить количественный состав аудитории Рунета в соответствии с предложенным определением потенциальной аудитории. Как представляется, к числу потенциальных пользователей сети можно относить человека, хотя бы раз лично пользовавшегося Интернетом. Действительно, современная инфраструктура распространения позволяет при наличии определенного уровня подготовки обратиться к ресурсам сети практически в любой географической точке страны: дома, на работе, в пунктах коллективного доступа. 

Информация о работе Социально-демографический портрет аудитории Рунета