Роль стереотипов в межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:38, научная работа

Описание работы

Цель работы:
Исследовать взаимодействие понятий стереотип и национальный характер и изучить восприятие и понимание стереотипов в произведениях художественной литературы.
Задачи:
Определить понятие и сущность стереотипа;
выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации;
изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия;

Файлы: 1 файл

Научный проект.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

  • если стереотипа сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
  • если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
  • если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
  • если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;
  • если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Выделяют следующие причины, из-за которых стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

  • если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;
  • если стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;
  • если стереотипы основываются на полуправде и искажениях.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если действительность и жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь правильно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при несоответствии между ними и реальной действительностью.

    1. Пресса, как отражение стереотипов

Пресса является одним из способов распространения стереотипов между различными культурами. Рассмотрим пример мнения читателя газеты «Московская правда» об англичанах:

«Англичане - странные люди (ха-ха-ха, чего там скрывать!) И вся жизнь в Английском королевстве полна странностей, условностей, традиций и прочих политесов - только держись! Не зная их, можно с ходу наломать кучу дров, набить кучу шишек и разбить посуду, ну как тот слон в посудной лавке. И что это наши соотечественники числом, приближающимся к полумиллиону, делают в этой Англии, живут там безвылазно и, видать, фильмов по Джейн Остин насмотрелись. Милый «озерный край», великолепные парки и усадьбы, очаровательные «деревни» с чудными коттеджами и все такое...Впрочем, очарование Англии - понятие такое же устоявшееся, как Биг-Бен.»

Данная заметка свидетельствует о том, что люди, которые никогда не были в Англии, прочитав ее будут иметь определенное представление о ней, то есть стереотип.

Гендерные стереотипы в СМИ.

Журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательным. Эти стереотипы складываются из устойчивых представлений, восходящих к заповедям мировых религий, фольклорным представлениям и национальному опыту. В то же время, стереотипы имеют свойство меняться с ходом времени. Не в последнюю очередь это относится к гендерным стереотипам - представлениям о "хороших" и "плохих" женщинах и мужчинах и взаимоотношении их ролей в том или ином обществе. Гендерные стереотипы в СМИ неотделимы от идеала женщины, а также идеи предназначения женщины, господствующей в тот или иной период.

    1. Стереотипы

Этнические стереотипы: 
американцы — честолюбивы; 
прибалтийцы — медлительны; 
англичане — консервативны; 
японцы—трудолюбивы; 
французы — любвеобильны; 
китайцы — предприимчивы.

 

Примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.

Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • мужчины умнее женщин;
  • все мужья изменяют женам;

Возрастные стереотипы:

  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны.

Эти странные англичане: Разрушая стереотипы

  • Чай в пять часов- Эта старинная традиция больше не существует для 99% англичан. Она ассоциируется преимущественно с аристократией.
  • Англичане очень вежливые- Правда то, что вежливость и хорошие манеры очень важны для англичан, однако за этим стоит неведомая сторона их жизни. Согласно правилам общества страны, англичане очень сдержаны и не могут открыто выражать свои чувства и эмоции или вести себя так, как им вздумается.
  • Разговоры о погоде и туманный Альбион- Это правда, что англичане все время говорят о погоде. Однако, это скорее говорит о стиле их общения, чем о вечной любви к метеорологии! Разговоры о погоде используются как знак того, что вы хотите начать или же продолжить беседу. Это популярная тема для обсуждения, потому что довольно сложно не согласиться с состоянием погоды, а англичане делают все, что в их силах, чтобы избежать конфликтов и расхождений во мнениях. Иностранцы редко понимают это и потому думают, что англичане скучные и все время говорят о погоде, когда есть столько интересных тем.
  • Англичане – высокомерные снобы- Лично я не считаю, что англичане снобы. Они однозначно гордые и склонны критиковать уклад других стран. Даже если бы мы тайно думали, что мы лучше других стран, этого никто никогда бы не произнес вслух, согласно правилам вежливости! Возможно, этот стереотип о снобизме исходит из ассоциаций с аристократией.
  • У англичан странное чувство юмора и все они шутят только про лордов-Может быть, английский юмор тяжело понять, особенно тем, кто сам не является англичанином, или плохо знает язык. Многие шутки основаны на игре слов и требуют хорошего знания местной культуры, истории, известных личностей и знаменитостей. Такая же ситуация и с русским юмором, который я понимаю процентов на 80% и считаю шутки смешными процентов на 40! Довольно сложно определить, что же в действительности заставляет людей смеяться. Это зависит от разных факторов.
  • Все вокруг ездят на красных двухэтажных автобусах- Раньше красные двухэтажные автобусы были почти во всех городах страны, но теперь они есть только в Лондоне (в основном для туристов). Так же ситуация обстоит и с красными телефонными будками. В Британии есть и обычные одно- и двухэтажные автобусы, не красного цвета.
  • Чтобы называться англичанином, вы должны быть блондином/рыжим, с голубыми глазами и белой кожей- Это устаревший стереотип, связанный с представлением «типичного англичанина» в фильмах и СМИ. В действительности же англичане бывают всех форм, размеров и цветов! Великобритания – это современная многонациональная страна, и этническое смешение происходит постоянно. Практически каждый, кто родился в этой стране, и чьим родным языком является английский, считается Британцем. «Британец» - это обобщающий термин для различных этнических групп, менее специфический, чем «англичанин».
  • Англичане едят на завтрак овсяную кашу- устаревший стереотип, который не имеет ничего общего с реальностью для подавляющего большинства англичан.
  • Англичане сходят с ума по футболу!- В Англии футбол называют «красивой игрой». И это о многом говорит. Для нас футбол – это своего рода религия, которая влияет на социальную жизнь многих людей (особенно мужчин). Футбольные матчи - единственная возможность для англичан выразить свои чувства и эмоции, не боясь строгих социальных ограничений. Вообще, спорт очень важен для англичан.
  • Англичане следуют правилам и чтут закон- Этот стереотип очень верно описывает англичан. Чувство справедливости и благоразумия является основной чертой английского менталитета и образа жизни.

 

 

 

 

 

Список литературы:

Печатные издания:

    1. Д. Мацумото «Психология и культура»;
    2. Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004;
    3. Философский словарь (Под ред. И.Т.Фролова) 2001;
    4. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.:Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с. (стр.217-218; 223-225)
    5. Красных Виктория Владимировна Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Лекционный курс Гнозис, 2002 г.;
    6. Уфимцева Н.В. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996;

 

Интернет-ресурсы:

http://www.englishinrussia.ru/ru/blog/culture/

 

 

 


Информация о работе Роль стереотипов в межкультурной коммуникации