Причины и типология межнациональных конфликтов, пути их регулирования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Урегулирование конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп притом или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 20.90 Кб (Скачать файл)

21 .Причины  и типология межнациональных конфликтов,

 пути  их регулирования.

 

   Межнациональный   конфликт – это  осложнение  отношений  между  нациями   и  народами  вплоть  до  прямых  военных  действий.

   Одними из первых межэтнические конфликты типологизировали Э. А. Паин и А. А. Попов в СССР . Их классификация:

  • Конфликты стереотипов.

Этнические  группы четко не осознают причины  противоречий, но в отношении оппонента  создают негативный образ «нежелательного  соседа». Как пример приводится армяно-азербайджанский  конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

  • Конфликт идей.

Выдвижение  тех или иных притязаний. Обоснование  «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

  • Конфликт действий.

Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных  решений, открытые столкновения.

   Межнациональные   конфликты  это  одни  из   тех  видов   конфликтов, для   которых   невозможно  найти   стандартного  подхода  или   пути  решения, так  как   для  каждого  из  них   существует  своя  особенность,  основа. Мировой  опыт  показывает, что такие  ситуации  лучше   урегулировать   только  мирными   способами. Так  к  наиболее  известным  из  них  относятся:                                                                                                                             1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая,  как правило,  достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. перерыв  конфликта -  способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию,  и   в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.                                                                                                        3. переговорный  процесс – способ,  для которого  существует  особые  правила.  Для того чтобы добиться  в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель «выигрыш — выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие  в  переговорах  посредников   или  медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

    Урегулирование  конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп притом или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений.

 

 

Список литературы:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т. 1. С. 87.

2. Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480.

3. Дробижева Л. М. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.

4.  Дружба народов. 1989. № 11; МЭИМО. 1991. № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Междунар. жизнь. 1998. № 3. С. 91–92.

5. Паин Э. Чечня и другие конфликты в России. С. 91–92.

6.  Шевцов В. М. Межнациональные конфликты: механизм их разрешения. М., 1994. С. 44.

 


Информация о работе Причины и типология межнациональных конфликтов, пути их регулирования.