Н.А. Рубакин – видный деятель современного библиотековедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 02:38, реферат

Описание работы

Важнейшей частью библиотековедения как науки является концепция читателя. Понимание его роли в эволюции библиотеки как социального института, осознание сущности взаимоотношений читателя и книги заложено в творческом наследии Н.А.Рубакина, прежде всего в его фундаментальной работе «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию» Выдающийся библиотековед, человек огромной эрудиции, «последний энциклопедист» – как его называли, оставил после себя 350 журнальных статей, 280 книг и брошюр, изданных на 28 языках, тысячи составленных им библиографических списков для своих корреспондентов. Все они были посвящены, по сути дела, одной теме: изучению книги, читателя, автора.

Файлы: 1 файл

Реферат по библиотековедению.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

Как было отмечено ранее, указатель состоял из трех частей: первая часть - теоретическая, где излагались взгляды автора на роль книги и библиотеки, значение общеобразовательного каталога в деле выработки научного мировоззрения читателей, принципы построения каталога. 

Во второй, библиографической, части указывалась литература по всем отраслям знания, отобранная согласно по принципам, изложенным в теоретической части.

Третья часть озаглавлена автором так: «Дополнительный отдел. Смесь. Детские книги. Периодические издания». Ценность этого отдела заключается в том, что в нем указаны издания, вышедшие в свет во время печатания указателя (по 15 июня 1905 г.), т. е. в первые месяцы революции 1905-1907 гг. Поэтому здесь много общественно - политической литературы. В этом отделе указаны и периодические издания, выходившие в 1905 г., а также журналы, прекратившие свое существование. В 1-ом издании «Среди книг» имеется алфавитный указатель имен авторов, введенных в указатель. Приложен также список книг, вышедших «без обозначения на них имен авторов», и сборники. Эти приложения значительно повышают ценность указателя.

Однако первое издание «Среди книг» не удовлетворяло Н.А. Рубакина, и он вскоре задумывает второе издание этой книги, значительно расширенное и во многом отличающееся от первого.

В теоретической части указателя «Среди книг» Н.А. Рубакин излагает систему своих взглядов по вопросам теории библиотечного ядра и организации его в общественной библиотеке, по вопросам классификации наук и книг, использования книжных богатств библиотеки читателями, занимающимися самообразованием, создания общеобразовательного каталога в целях рационального использования книг. Н.А. Рубакин здесь, как и в других своих работах, рассматривает библиотечное дело не изолированно, а как составную часть развития общества. Он утверждает, что одним из законов развития современного общества является закон непрерывного нарастания книжных богатств, с одной стороны, и их потребителей-читателей - с другой.

Указатель «Среди книг» являлся делом почти всей жизни Н.А. Рубакина. Им он занимался и после выхода указателя в свет, стремясь превратить его в библиографическую энциклопедию. Указателем интересовалась вся читающая и пишущая Россия.

В подготовке второго издания «Среди книг» неоценимую помощь Н.А. Рубакину оказал Г.В. Плеханов, давший постраничные замечания на некоторые разделы I и II томов. Замечания Плеханова касались как существа вопросов, так и библиографии. Г.В. Плеханов указывает Н.А. Рубакину на недопустимость пропуска ряда работ В.И. Ленина, на неправильную характеристику анархизма, на переоценку роли Л.Н. Толстого в развитии общественной мысли в России, на многие неточности и ошибки фактического и библиографического характера. Замечания Г.В. Плеханова во многом помогли Н.А. Рубакину улучшить свой труд, повысить его научную ценность. Но далеко не все замечания Г.В. Плеханова были учтены Н.А.Рубакиным - мешала позиция «надпартийности». Важной отличительной особенностью второго издания указателя явилось наличие в нем обширных «предварительных замечаний», цель которых - руководить чтением, в первую очередь занимающихся самообразованием.

Когда Рубакин готовил второй том «Среди книг», он попросил Ленина написать для указателя статью с изложением сути большевизма.

В 1914 г. в апрельской книжке легального большевистского журнала «Просвещение» была напечатана рецензия В.И. Ленина на II том 2-го издания «Среди книг». Особую ценность указателя Ленин видел в том, что автор не исключал «ни зарубежных, ни подвергшихся преследованиям изданий». Рецензия Ленина, заострившая и подчеркнувшая значение II тома указателя Рубакина, как бы вводила библиографию в самую гущу политической борьбы, квалифицировала ее как острое оружие этой борьбы.

В 1-ой части III тома Рубакин делает попытку дать возможность представителям различных течений общественной мысли говорить за себя. В предисловии к этому тому Рубакин пишет, что поскольку национальный вопрос, который освещается в этой книге очень трудный и сложный, он не берется давать свои определения, а стремится с помощью иностранных цитат изложить сущность течений словами лидеров этих течений. Однако то, что Рубакин цитировал разных авторов, еще не значит, что он привлекал их к участию. Цитировал он их по своему усмотрению, стараясь выдвигать на первый план «все то, что убеждает, а не то, что раздражает». В печать 1-ая часть III тома не нашла такого широкого отклика, как первые два тома. Это объясняется прежде всего тем, что книга вышла в период первой мировой войны. Вторая часть III тома, содержавшая вспомогательные указатели по всем трем томам 2-го издания, в связи с войной так и не вышла из печати, поэтому первое издание, снабженное справочным аппаратом, читатели могут использовать с большей пользой, чем второе издание «Среди книг».

Сразу же по выходе 1-го и, особенно, 2-го издания «Среди книг» появляются в газетах и журналах отклики. Они печатались в изданиях официальных, таких, как «Журнал Министерства народного просвещения», «Правительственный вестник»; в журналах либерального направления - «Русское слово», «Вестник Европы»; народнически-кадетского - «Русское богатство»; эсеровско-меньшевистского - «Современник».

Откликнулись на выход указателя и издания научных обществ и организаций - «Научно-исторический журнал», «Исторический вестник» и другие.

Хотя эти отзывы весьма противоречивы, их можно разделить на две основные группы: 1) отзывы положительные, авторы которых отмечают большое общественно - политическое значение указателя; 2) отзывы отрицательные, авторы которых зачеркивают общественно - политическое значение указателя, видят в нем только недостатки.5

Широко используя библиографию в своей практической деятельности по пропаганде книг, Н.А. Рубакин, естественно, не мог обойти и теорию библиографии. В теоретической, вводной главе ко 2-ому изданию «Среди книг» Н.А. Рубакин говорит о психологической библиографии, которая, по его мнению, должна рассматривать и изучать психологию книги, книжного влияния в зависимости от психологического типа автора книги и читателя. Психологическая библиография классифицирует книги по их психическим типам. Н.А. Рубакин прекрасно понимал, что такой библиографии нет, но он считал, что нужно ее создать. Психологическая библиография, по его мнению, должна включать сведения о содержании книги и о степени ее трудности. Полноту описания он рассматривал как лучшее средство пропаганды и распространения книги.

Н.А. Рубакин считает необходимым включать в каталог списки наиболее «жгучих» вопросов, с указанием против каждого из них названий книг, номеров глав и страниц, где читатель может найти ответы на эти вопросы или материал для их решения.

Одним из важнейших принципов психологической библиографии Н.А. Рубакин считает классификацию книг по степени их трудности. Это осуществляется в указателе «Среди книг». Читателей он делит по уровню подготовки на 4 категории. Соответственно этому делаются отметки против книг.

Самым же главным требованием психологической библиографии Н.А. Рубакин считает изучение читателя, индивидуальных особенностей его психики, его личности в целом. На основе изучения читателей могут быть выведены и формулы, характеризующую психику читателей.

Мысли Рубакина о психологической библиографии интересны. В известной мере они учтены в современной практике рекомендательной библиографии. Возможно, что и в будущем они найдут какое-то практическое применение.

Научно-популярные книжки Рубакина в настоящее время значительно устарели: очень устарел материал, поданный в них, так как прогресс во всех областях человеческого знания и жизни за последние полвека был огромным. Несколько устарел и язык этих книжек.

Современный читатель неизмеримо вырос по сравнению с дореволюционным, он знает много, он понимает любой научный язык, если ученый пишет ясно.

Но один вопрос, поставленный Рубакиным в то время, сохраняет свою актуальность и теперь: это вопрос о том, как разобраться человеку, занимающемуся самообразованием, в том огромном книжном богатстве, которое имеется в нашей стране и в которое непрерывно вливаются новые бесконечные потоки все новых книг? При таком количестве книг проблема ориентация в книгах приобретает особенное значение, даже большее, чем раньше, когда было гораздо легче рекомендовать книги для самообразования. Иначе говоря, надобность в рекомендательном каталоге теперь не менее, а может быть, и более остра, чем раньше.

Но есть и различие. Во времена Рубакина еще можно было составить общий рекомендательный общеобразовательный каталог книг по самообразованию. В настоящее время при огромном количестве книг и резкой специализации учащихся и работников, кроме такого общеобразовательного рекомендательного каталога, нужны еще и специальные, но каждой области науки, ибо они так разрослись, что уже не могут уместиться в качестве раздела в общем каталоге.

Давать людям знания означало для Рубакина писать научно-популярные книжки. А для того чтобы их писать, он считал необходимым собирать и изучать огромные книжные богатства. Так начала свою историю ставшая знаменитой библиотека Рубакина. Для самообразования, крупнейшим пропагандистом которого он являлся, нужно было составлять пособия и рекомендательные каталоги, рассчитанные и на массового и на индивидуального читателя. Вся колоссальная переписка Рубакина с читателями – это его подробнейшие советы: как приобретать необходимые знания, какие книги надо обязательно прочитать и т.д. Давать же такие советы можно было, только досконально изучив и литературу и читателей.

Задача просвещения масс, все те формы, которые, по мнению Рубакина, подводили к осуществлению этой задачи: развитие самообразования, создание научно-популярной литературы, библиотечная работа – были неразрывно связаны с библиографической работой. Помочь читателю найти подходящую книгу, соответствующую его интересам, его психическому типу, помочь ему среди огромного книжного потока выбрать книги, позволяющие с меньшей затратой времени получить необходимые знания, – этим принципом руководствовался Рубакин, составляя библиографические списки, указатели, каталоги. Значение его в этой области чрезвычайно велико. Библиографические труды Рубакина – скольким людям помогали они в течение многих лет, скольких вели по трудному пути приобретения знаний.

С 1923 по 1928 год советскими издательствами было переиздано еще 23 книжки Рубакина (тираж их 166 тысяч экземпляров), а, кроме того, ввезено в СССР пять книжек Рубакина по естествознанию, изданных за границей тиражом 49 тысяч экземпляров.

О том, как читали Рубакина в первые послереволюционные годы, можно судить по статье, напечатанной в журнале «Красный Библиотекарь» (1923, № 4) «Какие авторы научной литературы пользуются успехом у читателя-рабочего». Вот что писал этот журнал: «По пяти рассматриваемым нами передвижкам на первом месте, оставляя далеко позади себя других авторов, стоит Рубакин (его книги по естествознанию и географии).Рубакина читают и пожилые и молодые, и мужчины и женщины. Особенное впечатление он производит на малоразвитых, начинающих читателей, они прочитывают некоторые его книги по нескольку раз».

С 1889 по 1928 год разошлось свыше 20 миллионов экземпляров книг Н.А.Рубакина. Если считать, что каждую книжку читал не один человек, а несколько, иной раз десятки читателей, то можно сказать, что в дореволюционной России почти не было грамотного человека, который бы не читал книжек Рубакина. Это тем более важно, что до революции свыше 75 процентов населения России было неграмотным и даже грамотные люди могли с трудом читать книги, написанные часто недоступным для них, непонятным языком.

Надо особо выделить целый ряд научно-популярных книжек Рубакина, написанных им уже в эмиграции в Швейцарии и изданных Европейской организацией американского «христианского общества молодых людей» (УМКА). Книжки эти официально ввозились и распространялись в Советской России, так как советские организации за границей закупали их для России. Этими организациями в первые годы после Октябрьской революции было закуплено около 55 тысяч экземпляров этих книжек и перевезено в Россию, где они моментально распродавались.

Подводя итог, следует сказать, что   указатель  Н.А. Рубакина «Среди книг» поднял русскую библиографию и ее теорию на новую, более высокую ступень и оказал самое существенное влияние на развитие теории библиотековедения в России.

 

Список  литературы:   

1.Мавричева К.Г. Деятели  книги. Н.А. Рубакин .М.,1972-175с

2.Мир библиографии: науч-практ. и культ-просвет. журн.-М., 2004-103с

3. Мир библиографии: науч-практ. и культ-просвет. журн.-М.,2002-115с

 

 

1 Режим доступа: http://lib.1september.ru

2 Режим доступа: http://publ.lib.ru

3 Режим доступа: ru.wikipedi

4 Режим доступа: http://www.modernlib.ru

5 Режим доступа: http://lib.rus.ec

 

 


Информация о работе Н.А. Рубакин – видный деятель современного библиотековедения