А.М.Горчаков – человек и государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:41, реферат

Описание работы

Цель реферата – показать А.М. Горчакова как талантливого дипломата своего времени.
Задача реферата – раскрыть А.М. Горчакова как человека и как государственного деятеля, рассказать о его жизненном пути, неотрывно связанном с историей России.
Для написания реферата мною использовалась художественная литература и учебные пособия по отечественной истории такие, как учебное пособие М.Н.Зуева «Отечественная история» 1 том, очерки Руденской М.П., Руденской С.Д. «С лицейского порога», из серии «Выдающиеся дипломаты» книга Семанова С. «Горчаков. Русский дипломат Х1Х в.» и др .

Содержание работы

1.Введение. 3
- цель реферата
- задача реферата
2. Основная часть.
Глава 1. Молодые годы А.М.Горчакова. 4
Детство Александра Горчакова. Лицейские годы. 4
Грозовой 1812 год. А.С.Пушкин. 5
Глава 2. Дипломатическая деятельность. 7
2.1. Начало трудовой деятельности. 1825г. 7
2.2. Крымская война. Расцвет дипломатической деятельности.11
2.3. Серьезная оплошность. Отставка. 20
3. Заключение. 23
4. Литература. 24

Файлы: 1 файл

рефератпо истории.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

                                            Кафедра истории

 

 

                           Реферат по отечественной истории

                                                    на тему

                  « А.М.Горчаков – человек и государственный деятель».

 

 

 

                                                                  Составил: студентка группы Г8  по

                                                                  специальности «Государственное и

                                                                  муниципальное управление»

                                                                  Стецюк М.Ю.

 

                                                                  Проверил: профессор Тургаев А.С.

 

 

 

 

 

                                   Санкт-Петербург 2008г.

Оглавление.

                                                                                                         Стр.

1.Введение.                                                                                        3

-  цель реферата

- задача реферата

2. Основная часть.

Глава 1. Молодые годы А.М.Горчакова.                                       4

    1. Детство Александра Горчакова. Лицейские годы.            4
    2. Грозовой 1812 год. А.С.Пушкин.                                        5

Глава 2. Дипломатическая  деятельность.                                      7

2.1. Начало трудовой деятельности. 1825г.                                   7

2.2.  Крымская война. Расцвет дипломатической деятельности.11

2.3.  Серьезная оплошность. Отставка.                                          20

3.  Заключение.                                                                                 23

4.  Литература.                                                                                  24

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

         

Александр Михайлович Горчаков – князь, русский дипломат, человек, разносторонне одаренный природой, учился вместе с А.С.Пушкиным, который уважительно относился к нему, посвятивший ему свои стихотворения, один из лицеистов первого выпуска и переживший их всех, патриот своей страны, всем сердцем любивший свое Отечество – Россию, одержал ряд дипломатических побед, за что сыскал большое уважение многих европейских стран.

Цель реферата – показать А.М. Горчакова как талантливого дипломата своего времени.

Задача реферата –  раскрыть А.М. Горчакова как человека и  как государственного деятеля, рассказать о его жизненном пути, неотрывно связанном с историей России.

 Для написания реферата  мною использовалась художественная литература и учебные пособия по отечественной истории такие, как учебное пособие М.Н.Зуева «Отечественная история» 1 том, очерки Руденской М.П., Руденской С.Д. «С лицейского порога», из серии «Выдающиеся дипломаты» книга Семанова С. «Горчаков. Русский дипломат Х1Х в.» и др .

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основная часть.

Глава 1. Молодые годы А.М.Горчакова.  

1.1. Детство Александра  Горчакова.                                   

Александр Михайлович Горчаков происходил из старинного знатного дворянского рода. Его отец князь Михаил Сергеевич Горчаков считался одним из потомков рода, идущего от Рюрика. Он не был богат. Семья Горчаковых с давних пор пользовалась особым расположением князя А.А.Бобринского, сына Екатерины II (отсюда и возникли намеки современников на более высокое происхождение Александра Горчакова).

Александр Горчаков родился 4 июля 1798 года в Гапсале (ныне город Хаапсалу в Эстонии). Его мать Елена Васильевна, урожденная баронесса фон Ферзен, придавала большое значение хорошему образованию. До поступления в Лицей он учился в Санкт-петербургской губернской гимназии на Большой  Мещанской улице, ныне улице Плеханова вместе с Иваном Малиновским и Александром Илличевским. В то время это была единственная в городе гимназия. У Горчакова оказалась солидная подготовка, и он блестяще выдержал экзамен в Лицей.

19 октября был торжественно  открыт Лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Горчакова. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

Горчаков пришёл в Лицей с открытой душой, с ясным стремлением как можно больше узнать, с надеждой избрать своё поприще, которое позволит послужить отчизне, помочь своей семье, не поступаясь честью и достоинством, которые уже тогда он ценил превыше всего. Сердце его жаждало дружбы и товарищеского понимания.

Уже первые дни пребывания в Лицее коренным образом изменили жизнь его воспитанников, наполнив её радостной, приподнятой атмосферой. Не только новизна непривычной обстановки, по-своему роскошной и отличной от обстановки других закрытых учебных заведений, но и ощущение значимости их бытия, ставившего пред мальчиками, как перед взрослыми, задачи выработки к себе критического мышления, действенного творческого отношения к жизни, определяли их настроение.

В Лицее сразу же создалась  обстановка, способствовавшая развитию политических и художественных наклонностей. Этому содействовало всё: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией  античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику.

В Лицее Александр  Горчаков занимал комнату №30. Профессор  Н.Ф. Кошанский  в 1812 году так характеризовал его: «Князь Александр Горчаков один из тех немногих питомцев, кои соединяют  все способности в высшей степени: особенно заметно в нем быстрая понятливость, объемлющая вдруг и правила и примеры, которая, соединяет в нем с чрезмерным соревнованием, прилежанием, особенно с каким-то благородно-сильным честолюбием, превышающем его лета, открывает быстроту разума и некоторые черты гения. Успехи его чрезвычайны».

 

    1. 1.2.  Грозовой 1812 год. А.С.Пушкин.

Грозовой 1812 год нарушил  ровное течение жизни Лицея. Отечественная  война, пробудившая дремлющие силы народа, как ни какое иное событие, повлияла на воспитанников Лицея, всколыхнув глубокие патриотические чувства. Охваченные желанием защищать Отечество, подростки мечтали быть в рядах ополчения. В этот период лицеисты особенно часто собирались в газетной комнате. Здесь "читались на перерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами, при малейшем проблеске к лучшему. Профессора приходили к нам, и научали нас следить за ходом дел". Возможно, что здесь началось зарождение у лицеистов свободного образа мыслей.

Горчаков не чужд был  лицейскому литературному кружку, хотя поэтического дарования не выказывал. В 1814 году Пушкин написал шуточное послание к князю Горчакову, проникнутое  большой теплотой и дружеской  симпатией. Прощаясь с Лицеем, Пушкин еще раз обратился к товарищу со стихотворением «Князю А.М. Горчакову», предчувствуя, что судьба разведет их по разным дорогам.

«Мой милый друг, мы входим в новый свет;

Но там удел назначен нам не равный,

И розно наш оставим в жизни след.

Тебе рукой Фортуны своенравной

Указан путь и счастливый и славный, -

Моя стезя печальна и  темна;

И нежная краса тебе дана

И нравиться блестящей  дар природы,

И быстрый ум, и верный, милый нрав;

Ты сотворен для сладостной свободы,

Для радости, для славы, для забав»1.

Среди воспитанников Лицея Горчаков пользовался уважением и авторитетом. Признавая его таланты, товарищи иногда подшучивали над его безмерным трудолюбием и усидчивостью, чувствуя, что он готовит себя к высокой карьере, но в тоже время понимали, что им прежде всего движут благородные цели – желание принести пользу Отечеству. Еще в Лицее Горчаков был страстным приверженцем русского языка и родной литературы. Патриотизм был свойственен ему с юных лет. Горчаков усиленно занимался иностранными языками. Кроме известных ему французского и немецкого, изучал английский и итальянский языки. При выпуске из Лицея девятнадцатилетний Горчаков получил вторую золотую медаль (малую) и прекрасный аттестат2.

 

Глава 2. Дипломатическая  деятельность.

 

2.1. Начало трудовой  деятельности. 1825г.

В чине титулярного советника, полный надежд, Горчаков поступил в  коллегию иностранных дел. Быстро проявил  свои способности и интерес к  дипломатической службе, скоро добился  первых успехов.

Жизненный путь Горчакова  не был усыпан розами. В то время министерство иностранных дел имело двух руководителей – статс-секретарей: реакционного дипломата, так называемого австрийского министра иностранных дел Нессельрода К.В., державшего линию Меттерниха и И.В. Каподистрия – талантливого человека, действовавшего в интересах России, ведавшего вопросами восточной политики, будущего президента Греческой республики. Оба статс-секретаря враждовали между собой. Горчаков попал под начальство Каподистрия, который обратил на него внимание.

В 1820 году Горчаков сопровождал Нессельроде на 2 Конгресс Священного союза в Австрии. В это время Европа сотрясалась революционными событиями в Испании, Италии, Португалии. Европейские монархи во главе с русским царем объединились в Священный союз для борьбы с революциями. В 1821 году началось восстание греческих патриотов против турецкого ига. Греки обратились за помощью к России. Александр 1, не желая нарушить принципа Священного союза и боясь также проникновения в Россию революционных настроений, в то время отказал Греции в помощи (русское правительство начало помогать Греции лишь с 1827 года).

Горчаков внимательно  изучал дипломатические депеши, следил за европейскими газетами. Он усиленно работал – им было составлено 1200 донесений. Директор канцелярии министерства иностранных дел Кудрявский говорил ему: «Немногие из служащих имеют Вашу силу знаний и воле». Молодой дипломат выделялся среди сотрудников министерства. Его способности, широкий кругозор. Знание европейских языков были очевидны. И многие ему завидовали.

27 июля 1822 года он был направлен в Англию, где начал работать первым секретарем русского посольства. Это дало Горчакову возможность глубоко изучить все тенденции и практику военной политики Англии.

По возвращению в  Россию Горчаков встретился с Пушкиным. который читал ему отрывки из «Бориса Годунова». Вспоминали друзей по Лицею, эту встречу поэт вскоре отметил в своем стихотворении «19 октября» 1825 года:

«Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – Фортуны  блеск холодный

Не изменил души твоей  свободной:

Все тот же ты для чести и друзей».

Александр Горчаков был  одним из тех немногих лицейских  друзей Пушкина, кто, не будучи отнюдь близким поэту, всегда привлекал  его внимание.

В 1814-1815гг. в России начинают возникать первые тайные офицерские организации. К 1825 году деятельность декабристских организаций была на пике своей деятельности, велась подготовка к открытому вооруженному восстанию3.

 В декабре 1825 года  Горчаков находился в Петербурге, он хорошо знал многих участников  восстания. В свое время члены Тайного общества хотели привлечь такую яркую и даровитую личность, как Горчаков, в свои ряды, но эта попытка не увенчалась успехом. Горчаков ответил отказом, сказав, что «благие цели никогда не достигаются тайными происками». Длительное же Горчакова за границей окончательно оторвало его от друзей. Однако он был «на подозрении» у Николая 1 и Бенкендорфа за то, что был хорошо знаком с «бунтовщиками» и знал о заговоре.

И.И. Пущин уже в 1850-х  годах, еще находясь в сибирской  ссылке, рассказывал, что на другой день после восстания на Сенатской площади рано утром 15 декабря к нему приехал Горчаков. Он привез заграничный паспорт и умолял Пущина уехать немедленно за границу, обещав доставить его на иностранный корабль, готовый к отплытию. Но эта попытка спасти товарища от грядущей беды осталась безуспешной. Пущин наотрез отказался оставить друзей, с которыми участвовал в восстании, прекрасно понимая какая участь им грозит и желая разделить общую судьбу.

Когда позднее Горчаков был назначен на пост министра иностранных  дел, один из старых николаевских чиновников с негодованием воскликнул: «Как можно делать министром человека, знавшего о заговоре 1825 года!».

Вернувшись в Лондон, Горчаков не долго находился на своем  посту. В это время Нессельроде  стал единственным руководителем министерства иностранных дел. Нессельроде не любил Горчакова за русское знатное имя, за русские чувства, за отсутствие искательства в начальстве и в сильных людях, а более всего не любил по влиянию князя Меттерниха.

По распоряжению Нессельроде  Горчаков был назначен первым секретарем русской миссии в Риме. Это было явное понижение, зато у него появилось достаточно времени, чтобы изучить искусство Возрождения, историю Италии, читал труды крупнейших дипломатов средневековья. Будучи во Флоренции, Горчаков на свои средства заказам мраморный памятник для могилы рано умершего там лицейского товарища Николая Корсакова.

В 1830-е годы в Европе создалась напряженная политическая атмосфера. Россия стремилась добиться свободного продвижения судов через  черноморские проливы и утвердить свое влияние на Балканах и Закавказье. Выступление России против Турции нашло горячий отклик и поддержку балканских народов, страдавших от мусульманского ига. Османская империя с трудом удерживала власть над покоренными народами. Но успехи России явно противоречили интересам европейских государств, в особенности Австрии.

Информация о работе А.М.Горчаков – человек и государственный деятель