Межличностная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.

Американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе подчеркивают, что мы свободны в своем выборе, но будучи, как и все остальные, составной частью социального мира, не в состоянии избежать мягкого или жесткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие межличностной коммуникации.

1.1. Виды межличностной коммуникации……………………....….…5

1.2. Речевая сторона коммуникации………………………………………6

Глава 2. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

2.1. Коммуникативная цель, приемы для достижения этих целей…………………………………………………………………………………………………...10

2.2. Анализ коммуникативного поведения…………………..………13
Глава 3. Модели коммуникативной личности.

3.1. Понятие коммуникативной личности…………………………….16

3.2. Типы коммуникантов………………………………………………….…..20
Заключение……………………………………………………………………….…….……24



Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО курс.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

 

В коммуникативной среде  в определенный период устанавливаются  регламентированные обществом коммуникативные  конвенции. Так, наивысшую степень  регламентации коммуникативных  конвенций мы наблюдаем в законодательных  собраниях ряда стран (этапы прохождения  законопроектов), сравните это с  митингом, где решения принимаются  «с голоса» (термин Государственной  думы, показывающий коммуникативную  некомпетентность и недоразвитость российской демократии).

 

Судебная или научная  речь – еще один пример конвенций, различающийся и между национальными  коммуникативными культурами. Так, в  США судебно-юридический дискурс  является частью общей и даже массовой культуры. Вспомните, какое огромное количество художественных фильмов  посвящено судебным разбирательствам. В России же человек признается виновным на момент обвинения: Нет дыма без  огня. Таким образом, за доказательство принимаются слова, а не дела –  явный случай семиотического идеализма  и коммуникативной некомпетентности. Получается, что мифологическая «справедливость» приводит к безнаказанным обыскам  и задержаниям на улицах совершенно невинных людей. Но эти случаи доказывают и то, что слово на самом деле является делом, речедействием.

 

Коммуникативная стратегия  – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия  различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели “стратегический результат, на который  направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва  поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных  шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через  коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо  о том или ином товаре. Но при  этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя). Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как «сообщение». Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили. Аналогии в политике напрашиваются сами собой: нельзя повторять один и тот же аргумент или лозунг: он теряет информативность и степень доверия к нему также падает: Слова ветшают, как платье.

 

Коммуникативная тактика, в  противовес стратегии, как общей  канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная  тактика – более мелкий масштаб  рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной  стратегией. Она соотносится не с  коммуникативной целью, а с набором  отдельных коммуникативных намерений.

 

Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к  соответствующей коммуникативной  цели. Вспомним предыдущий пример с  «временной откровенностью» перед  покупателем. Такая же «временная откровенность» содержится в риторических фигурах  политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной  целью является убедить избирателя именно почти в «божественной» исключительности потенциального избранника. Для этого  могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели.

 

Коммуникативный опыт имеет  непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых  контекстах и результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений  об успешных и неуспешных коммуникативных  тактиках, ведущих или не ведущих  к реализации соответствующих коммуникативных  стратегий.

 

Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст сегодняшнего дня. Так, на заре развития капитализма реклама типа: наш ассортимент еще шире (реальный пример их воронежской газеты Ва-Банк) могла быть успешной, сейчас это неуспешный тактический ход, который даже может разрушить всю рекламную стратегию торговой компании, подорвав ее авторитет как источника информации. Недаром один из учебников по PR называется Farewell to Hype (Прощай, гипербола).

2.2. Анализ коммуникативного  поведения.

 

Социально-историческая изменчивость успешности коммуникативных стратегий  подтверждает еще раз необходимость  постоянной исследовательской работы в области теории и технологии коммуникации. Анализ коммуникативного поведения, в зависимости от его  задач, может включать различные  аспекты и параметры. В книге  Г.Г.Почепцова, например, анализируется коммуникативное поведение политических лидеров и при этом проводятся:

 

-  психологический анализ (мотивы, представления, познавательный  стиль, темперамент и межличностные  характеристики), мотивационный анализ (стремление к достижению результатов,  установление близких отношений,  получение и осуществление власти, корреляция мотивов с поведением);

 

-  когнитивный и операционный  анализ (система и структура взглядов, модель реальности, и более конкретное  ее воплощение в предпочтениях  и действиях коммуникативной  личности;

 

            - нарративный анализ (здесь в модель вводится время и понятие последовательности коммуникативных действий. Коммуникация рассматривается как текстовое событие, как «сказка» со своими героями и злодеями.

 

- бинарный контент-анализ (анализ высказываний, дискурса по  принципу +/–);

 

- ролевой анализ (роли  политических деятелей, например, по  Берну: киндер-сюрприз, мальчики  в розовых штанишках).

 

Специалист по Связям с  Общественностью должен владеть  основными представлениями и  основными понятиями различных  видов анализа коммуникативного поведения индивида. Комплексный, многофакторный анализ в наибольшей степени полно  позволяет все «разложить по полочкам». Реальность такова, что параметры  и факторы, учитываемые в разных видах анализа действуют одновременно или параллельно, или последовательно, но в любом случае нерасчлененно. Задача исследователя увидеть отдельные причины и факторы в соответствии с известными ему методами. В конкретной же ситуации от специалиста по коммуникации может потребоваться даже создание новых подходов и методов анализа.

 

Специалист, работающий в  той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными  коммуникативными навыками, то есть, он должен

 

·     уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

 

·     уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

 

·     уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

 

Под эффективностью здесь  подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной  интенцией и перспективой, системная  спаянность элементов коммуникативной  стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

 

 

Глава3.

 

3.1. Понятие коммуникативной  личности.

 

Американский специалист по теории коммуникации П.Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что их отношение к нам, и, что более важно, их поведение по отношению к нам, определяется, в значительной степени, нашим отношением к ним.

 

Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным  принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

 

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную  компетенцию, определяют стратегию  и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», визитная карточка. Коммуникативная личность – содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности, коммуникативный деятель.

 

Обмен «любезностями» между  представителями отдельных социальных групп (заключенные, молодежь и подростки, ученые), использование ими бранной  лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фатической, контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения ( НапримерМы с тобой одной крови, ты и я). В сериале Beavis & Butthead часто наблюдается нарушение взаимной идентификации, неудачи в общении из-за отсутствия коммуникативного опыта у подростков, недостаточной социализованности, в первую очередь, в коммуникативном плане.

 

Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова  persona – маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, и как совокупность собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке.

 

Аристотель писал, что  душа есть начало живых существ, в  природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души – живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души, свойственны  картезианской парадигме, названной  по имени Р.Декарта. Некартезианская парадигма не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние.

 

По определению философского энциклопедического словаря (1998), личность представляет собой содержание, центр  и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами языковеда и философа М.М.Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект, и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

 

Коммуникативное поведение  человечества также состоит из общих  моментов в поведении отдельных  личностей. Существуют только отдельные  индивиды, коммуникативное поведение  которых составляет единый язык. Но и в поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. В некартезианской парадигме говорится также о воплощении (embodiment; hexis «гексис» в теории французского социолога П.Бурдье) природных и общественных структур в отдельном индивиде. Своеобразие формальных и стилистических характеристик речи отдельного носителя данного языка называют идиолектом.

 

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что  коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может  быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной  тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы –  будут сходными в разных ролевых  контекстах, но в близких коммуникативных  ситуациях. Различаться они будут  индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

 

Определяющими параметрами  для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. В.П.Конецкая строит на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Р.Димблби и Г.Бертоном: потребности, комплекс знания–верования–стереотипы–предположения–ценности–(предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

 

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями  и занимает центральное место  в структуре коммуникативной  личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.). Видимость общения или игра в общение наблюдается в некоторых передачах MTV (Дневной каприз). Таковы, в основном, и ‘газетный интернет’ (переписка через бесплатные объявления). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

 

Когнитивный параметр( лат. cognitio, «познание, изучение, осознание» — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Информация о работе Межличностная коммуникация