Международная коммуникация в древнем мире (Китай, Греция, Рим, Египет, Европа, Италия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 21:21, реферат

Описание работы

Множество исследователей рассматривают историческое развитие различных обществ через их способ коммуникации. Предтечи эти ученых — Ризман, затем Маклюэн; по мнению последнего, именно средства коммуникации формируют основные черты того или иного общества. Позднее Р. Дебре предложил сходное членение истории идей, которую он рассматривал с точки зрения систем и средств передачи мысли: но его теории, с момента появления письменности друг друга сменяли логосфера, графосфера, где царило письменное слово, и, наконец, видеосфера, когда происходит переход от печатного к аудиовизуальному восприятию. Отдавая предпочтение изображению, XX век, согласно автору, отучается читать, возвращаясь к устной традиции.

Содержание работы

1)Что такое коммуникация

2)Коммуникация в Древнем Китае

3)Почта в западной и восточной Европе

4)Коммуникация в Древней Греции

5)Способы связи в Римской Империи

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Формой проявления устной коммуникации в Древней Греции было также активно развивавшееся ораторское искусство. Умение красиво и убедительно говорить требовалось в самых разных сферах.

Приведем в пример развитие судебного красноречия. Суд состоял из нескольких сотен, а то и тысяч человек (есть данные, что суд присяжных в Афинах, собиравшийся по наиболее важным вопросам, насчитывал до 6 тыс. человек). Истец и обвиняемый должны были самостоятельно доказывать свою правоту перед ними. Побеждал, как можно догадаться, тот, кто умел более убедительно выстроить свою речь. Не всем это удавалось — можно было обратиться за помощью к специалистам: составителям судебных речей — логографам. Они писали речи с учетом личных особенностей и характера "заказчика", обучали навыкам публичного выступления или даже принимали участие в судебных слушаниях. В судебном красноречии преуспел Лисий (459—380 гг. до н.э.), в качестве логографа начинал Демосфен (384—322 гг. до н.э.).

Наряду с судебным в Древней Греции развивалось также политическое и торжественное красноречие. Первое было востребовано в дебатах по актуальным вопросам законотворчества, по случаю объявления войны и заключения мира и др. Второе, соответственно, сводилось к "похвале или порицанию". Имена известных ораторов того времени, которые остались в истории, — Протагор, Горгий, Гипий. Получив заслуженное признание как мастера красноречия, они обучали искусству слова

Письмо в Древней Греции зародилось между XVI и XIV вв. до н.э. — более точная датировка невозможна.

Тысячи текстов донесли до нашего времени глиняные таблички, обнаруженные в континентальной Греции и на Крите на протяжении XX в. Сохранилось несколько фрагментов надписей на сосудах. Честь открытия этих ранних письменных памятников принадлежит сэру Артуру Эвансу, археологу, впервые раскопавшему глиняные таблички, и Майклу Вентрису, шифровальщику военного времени, который в 1952 г. раскрыл их содержание, обнаружив, что тексты соответствуют древнегреческому языку, хотя система письма отличалась от более поздней, заимствованной у финикийцев алфавитной.

До 1952 г. самыми ранними греческими текстами считались поэмы Гомера, т.е. произведения, которые принято датировать VIII в. до н.э. Письмо, обнаруженное на глиняных табличках, Эванс назвал линейным Б, поскольку оно располагалось вдоль реальной или воображаемой линии, проведенной слева направо и, видимо, происходило от линейного А — критского письма, названного так им же. Линейное Б содержит три категории знаков: идеограммы, фонетические знаки и детерминативы (например, штрихи, указывающие на словоразделы). Фонетических знаков в нем 28; каждый из них означает слог, состоящий либо из одного гласного, либо из гласного в сочетании с согласным. Линейное Б в своей основе фонетическое. Дело в том, что идеограммы, изображающие объекты, занимают второстепенное положение, они проще синхронных письменностей Египта или Двуречья. Можно сказать, что оно находится на полпути между идеографическими системами и существовавшими в те времена алфавитами, со своими 22—24 буквами, представлявшими собой наиболее экономичную систему письма.

Исследователи определили, что линейное Б создано на основе линейного А, до сих пор не расшифрованного критского письма, которое возникло в микенскую эпоху. Административные центры, обычно называемые "дворцами", управляли тогда окружающими их землями и одновременно руководили экономической, военной и религиозной жизнью страны. Бюрократические образования учитывали все ресурсы на подконтрольных территориях. Греческая письменность возникла для сугубо экономических нужд, а не для налаживания общения между различными членами общества. "Дворцы" управляли всем цепным движимым и недвижимым имуществом, контролировали материальные ресурсы целых регионов. Их роль заключалась в том, чтобы запасать в огромных кладовых самые разные продукты, а затем приступать к их перераспределению, точно знать, как обстоит дело с налогами, которые деревни выплачивали "дворцу", и т.п.

Одной памяти дворцовых управителей не хватало: нужно было найти надежное средство для подробного учета всех ресурсов, обзавестись архивами. Писавших линейным Б и понимавших его, как считает Куле, было не больше сотни — высшие должностные лица основных микенских царств и писцы, обновлявшие документацию. Это письмо единообразно и в том, что касается графики, и в лексике, и по содержанию. Подобное единство подкрепляет гипотезу о том, что линейное Б функционировало в узком кругу дворцовых управленцев. Они способны были сохранить следы того, что давно изгладилось из памяти, могли следить за оборотом ресурсов и даже доверять другим управление своими владениями. Тот же феномен параллельно существовал в Египте и Месопотамии.

До нашего времени дошли глиняные таблички, найденные в Кноссе, Микенах, Тиринфе, Пил осе и Фивах — крупных административных центрах того времени. Они сохранились благодаря тому, что были прокалены пожарами, уничтожившими в конце XIII в. до н.э. микенские "дворцы".

Большинство их относится к одному году, непосредственно предшествовавшему разрушению зданий. Таблички фиксируют мельчайшие детали повседневного учета: приводятся списки различных продуктов и сырья, животных, колесниц и т.п. Материал для этой документации (глина) был экономичным, поскольку доступное сырье имелось в изобилии, и практичным, так как содержание не обжигавшихся табличек было легко изменить. От микенского периода не дошло иных видов письменных памятников. Ни в одном тексте не упоминается международная торговля между "дворцами" микенского мира, с Египтом или Двуречьем. Возможно, подобная информация хранилась на других носителях, которые не сохранились. Вызванное к жизни экономическими потребностями письмо исчезло вместе с породившей его социально-экономической организацией: предназначенное для сохранения архивов, оно угасло, когда отпала необходимость в учете имущества.

Несколько позже наступили три "темных века" (названы так не потому, что ознаменовались упадком, а потому, что от них до нас не дошло ни единого письменного памятника). Говорить о коммуникации, как и о прочих видах человеческой деятельности в то время, сложно, однако письмо появляется вновь, на этот раз в виде алфавита.

Древние греки, как и древние китайцы, часто приписывали честь создания своего алфавита мифическому изобретателю: столь необычайное открытие мог, на их взгляд, совершить лишь тот, чьи способности ставили его выше остального человечества. Так, Стесихор в середине VI в. до н.э. считал творцом алфавита Паламеда, аргосского героя. Эсхил в V в. до н.э. думал о Прометее, который наряду с обеспечением огнем и прочими полезными умениями, "измыслил и сложенье букв, мать всех искусств, основу всякой памяти". Критский писатель Досиад в III в. до н.э. полагал, что это великое открытие было сделано (разумеется, на Крите) музами, вдохновленными самим Зевсом. Упоминалось в связи с изобретением алфавита и имя Гермеса.

Поэмы Гомера датируются VIII в. до н.э., когда письменность уже была "изобретена заново". Тем не менее они отражают цивилизацию, не знавшую письменности: во-первых, потому, что их следует считать результатом передававшихся из поколения в поколение сказаний, связанных друг с другом историй; во-вторых, потому, что в гомеровских поэмах нет упоминаний о каких бы то ни было письменных сообщениях, надписях или письменных договорах. Гомер был одним из аэдов, певших, аккомпанируя себе на том или ином музыкальном инструменте, и воспевавших перед слушателями подвиги героев и предания о богах. Для этого требовалась невероятная способность к запоминанию, делавшая их исключительными личностями.

Древняя Греция может считаться изобретательницей многих способов коммуникации, дошедших до современных обществ в почти неизменном виде: алфавит, воспринятый у финикийцев, дошел до наших дней; риторика стала неотъемлемой частью европейской культуры. В греческом мире были выработаны принципы составления и распространения книги, после чего самые разные труды были собраны в библиотеках эллинистического мира. В Греции имелись важные религиозные и культурные явления и мероприятия, такие как театр или игры. И то и другое сохранилось до наших дней, утратив религиозную составляющую, придававшую им в древности истинную значимость. Эллинский мир изобрел политическую коммуникацию, сформировав структурированные и упорядоченные собрания, где по результатам прений принимались общие решения. В греческом полисе существовала разработанная система общения в рамках таких специфических общественных сред, как агора или гимнасий. По многим показателям полис вправе именоваться "обществом коммуникации", которое и сегодня может нас многому научить. В дальнейшем полисы сохранили свою среду собраний и диспутов, но перестали быть центром политической коммуникации. В то же время образовалась международная сеть информационного обмена.

Древний Восток

История почты тесно связана с историей письменности. С зарождением последней информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств на Древнем Востоке, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер

Почтовые голуби с прикреплёнными сообщениями

Представление о почтовом деле в Древнем Египте можно получить из документа на папирусе, датированного примерно 255 годом до н. э. и содержащего учётные записи доставки почтовых отправлений одним посыльным. Подобная высокоразвитая почтовая система вскоре стала распространяться в других странах.

Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям её царства.

Почтовое дело в Персидской монархии — в виде чёткой системы почтовой связи, известной под названием «ангарейон», — было введено в VI веке до н. э., во времена царя Кира II (550—529 до н. э.). Передача сообщений осуществлялась главным образом через конных гонцов (ангаров). Однако имеются указания на то, что подобная почтовая система существовала в Персии намного раньше. Из описаний Геродота и Ксенофонта известно, что при Кире II на важнейших дорогах были установлены почтовые станции, удалённые друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади. Эти станции служили курьерам для отдыха.

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами (г. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание.

Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах

Древний Рим также пошел в историю как общество с весьма развитыми для своего времени формами информационного обмена.

Ораторское искусство в Риме было, как отмечают историки, более утилитарно — преобладало политическое красноречие. Среди известных ораторов Рима — Марк Антоний, Гортензий и, конечно, Марк Тулий Цицерон (106—43 гг. до н.э.), который, в частности, прославился обвинительными речами против политических оппонентов (речи "Против Катилины"; "Филиппики" — против пришедшего к власти Марка Антония в 44 г. после убийства Цезаря). Как и греческие мастера слова, римляне использовали множество изящных приемов для украшения речи: гиперболы, риторические вопросы и др.

Допечатная журналистика Италии достаточно хорошо изучена, причем весьма серьезное внимание уделяется "протожурналистике" Древнего Рима, которая берет начало в "Анналах", так называемых понтифекс максимус (анналах жрецов), которые существовали почти с основания Рима. Они воскрешали картину происшедших событий и являлись чем-то вроде "газеты-ежегодника".

Анналами назывались рукописные хроники важнейших исторических событий, произошедших за год. Описание событий было лаконичным, это констатация, а не интерпретация факта (в отличии от греческой исторической прозы, где на первое место выдвигалась собственная точка зрения автора на исторические явления).

В "Анналах" фиксировались имена консулов, других выборных особ, освещались основные политические события и государственные церемонии, помещались новые законы, печаталась военная хроника. Известно, что сообщения записывались на беленых табличках, возможно покрытых гипсом, которые выставлялись в доме "великого Понтифика", куда можно было прийти любому гражданину. Долгое время "Анналы" являлись единственной письменной историей Римской державы.

5)За несколько десятилетий до н.э. в Риме появляется прообраз газеты — рукописные издания, изначально выходившие на глиняных табличках. Первое из них образовано по указу Цезаря — Acta diurna señabas ас populi ("Акта дьюрна сенатус" — "Ежедневные протоколы сената и римского народа"). В них помещались официальные сообщения о выступлениях в сенате. Издания вывешивались в здании, где непосредственно происходили дебаты.

Впоследствии появились Acta diurna populi romani ("Акта дьюрна" — "Ежедневные дела римского народа"), имевшие более частую периодичность, они выставлялись на площадях и базарах. "Акта дьюрна" имела сугубо информационный характер и избегала всякого подобия оценок и мнений. Данные археологических раскопок, широкое исследование обнаруженных учеными в Помпее документов позволяют с достаточной достоверностью и полнотой восстановить содержание этого древнеримского издания, уже имевшего довольно широкое распространение.

Информация о работе Международная коммуникация в древнем мире (Китай, Греция, Рим, Египет, Европа, Италия)