Манипуляции в СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современном мире, стремительно меняющемся под влиянием научно-технического прогресса и связанного с ним усиления интенсивности информационных потоков, всё большую значимость приобретают средства массовой коммуникации. Выполняя множество функций для всего общества в целом и конкретного индивида в частности, СМК являются также и инструментом, с помощью которого на сознание как массовое, так и индивидуальное, оказывается сильнейшее воздействие, большая часть из которого носит скрытый для аудитории характер и является манипуляцией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ 7
1.1 МАНИПУЛЯЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. 7
1.2. ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. 11
1.3 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗУЮЩИЕ МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ СМК В СФЕРАХ ПОЛИТИКИ И РЕКЛАМЫ. 23
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В СМК 23
2.2 СПЕЦИФИКА И ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ В РЕКЛАМЕ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Файлы: 1 файл

Манипуляция в СМК.docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

Психоаналитики выяснили, что в середине XX в. мужчины и женщины обнаружили сильную потребность сохранить отличительные свойства своего пола и соответственно этому стали строить рекламу предметов, предназначенных для мужчин и женщин, делая в одних случаях ударение на мужественности, в другой - на женственности. В рекламе женского белья большую роль сыграл нарциссизм: показывали женщину в белье, любующуюся в зеркале. Продажа женского белья рекордно увеличилась. Бритье бороды психоаналитики рассматривают как символическую кастрацию; когда большому числу мужчин предложили раз и навсегда избавиться от бороды при помощи специального крема, то охотников оказалось очень мало. Сигара - символ мужественности. Мужчина просит у дамы разрешения закурить сигарету, но он явно неискренен. Придя к выводу, что женщинам нравится, когда мужчины курят, психоаналитики стали советовать владельцам магазинов предлагать женщинам сигары, как подарок мужьям, и это имело успех. Психоаналитики обнаружили, что у мужчин и женщин различные мотивы покупки одних и тех же товаров. Мужчина, например, смотрит на дом как на мать, к которой он приходит отдохнуть после утомительного рабочего дня, женщина сама себя отождествляет с домом. В соответствии с этим стали дифференцировать рекламу. Изменилась даже реклама спиртных напитков, когда обнаружилось, что их покупают не только мужчины, но и женщины. Например, изменили форму посуды и даже этикетки, закрутив у них углы. С другой стороны, на рекламе сигар стали изображать мужественных мужчин с татуировкой на руке.57 Это нашло такой отклик, что в продаже появились узоры татуировки, которые можно наклеивать на предплечье.

Возврат в детство. Эти переживания особенно энергично эксплуатируются в рекламе продуктов питания, сигарет и жевательной резинки. Основой основ служит здесь толкование полости рта как зоны наслаждения. Грудной ребенок находит успокоение и удовольствие в материнской груди, взрослые - в пище, курении, сосании. Многие пищевые продукты приобретают, таким образом, скрытое психологическое значение, служащее предметом исследований.

В некоторых магазинах имеются наряду с тележками для взрослых также маленькие тележки для детей. Ребята набирают в них то, что им нравится, а затем, нередко со спорами и пререканиями, заставляют матерей платить. Резко повышают сбыт магазины, дающие попробовать товар (например, сыр) или угощающие напитками (например, кока-колой). Общий эффект таких соблазнов: увеличение расходов средней американской семьи на питание с 23 до 30% заработка. По пути торговцев товарами широкого потребления пошли также некоторые страховые общества, раскладывающие свои полисы на столиках в магазинах дорогих вещей и добивающиеся успеха: покупатели берут их. Тщательные и продолжительные наблюдения над приобретением дорогих вещей показали, что и такие вещи покупают импульсивно, но нередко также с целью освободиться от напряженного состояния, к которому приводит нерешительность.

Продажа символов людям, стремящимся повысить свое положение в обществе. Общество состоит из многочисленных классов и классовых прослоек, для которых характерно стремление вверх по общественной лестнице. Огромную роль играют при этом материальные символы общественного положения, с громадной выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду, убранство жилья, автомобили. Большую помощь оказывают специальные исследования.58 Также к способам и средствам манипулирования в рекламе относятся эвфемизация - это замена слова с негативной семантикой позитивным или нейтральным по смыслу.59 Лингвистическая косметика используется для того, чтоб создать впечатление, что все неприятные проблемы уже решены, а если они и есть, то не столь ужасны.

Подмена понятий. Известное нам понятие ставится в один ряд с негативными/позитивными понятиями, вследствие чего приобретает негативный/позитивный смысл. При этом прямо ничего не говорится - человек сам делает работу по негативизации/позитивизации смысла.

Сравнение в пользу манипулятора. Прием сводится к поиску объекта, на который можно было бы опереться, чтобы продукт выглядел в выигрышном свете.

Переосмысление. Очевидному и всем известному факту, событию, человеку, явлению присваивается новый смысл, удобный манипулятору. Все выглядит как новое знакомство с предметом.

Вживленная оценка. Признак предмета постоянно ставится рядом с его названием, превращаясь в его имманентное свойство. И ни у кого не возникает желания это оспаривать или уточнять.

Речевое связывание. Прием взят из практики нейролингвистического манипулирования. Это прием, с помощью которого два или более действий в предложении связываются временными оборотами «до того как», «перед тем как», «после того как» и т.д. Эффект приема обусловлен тем, что на такую двойную временную конструкцию в предложении человеку затруднительно дать двойное отрицание, если он хоть с чем-то не согласен.

Импликатуры. Об использовании имплицитной информации исчерпывающе рассказано в статье Ю.К.Пироговой60. Имплицитный способ передачи информации - это способ, когда она открытым текстом в сообщении не присутствует, но с необходимостью извлекается читателем в силу стереотипов мышления и языковых конвенций.

Как частный случай импликатуры, можно привести прием, называемый в рамках нейролингвистического программирования ложным выбором. Это прием, который предоставляет собеседнику или аудитории фиктивную возможность выбора, создавая видимость их доброго согласия. Например, я могу спросить вас, какого цвета марсиане - желтого или зеленого, подразумевая тем самым, что марсиане существуют вообще. И даже если вы убеждены, что жизни на Марсе нет, вы начинаете размышлять о цветовых характеристиках марсиан.

Риторические вопросы. Ставятся вопросы, на которые невозможно ответить «нет». Но «да» впоследствии оказывается ловушкой, так как означает гораздо больше, чем просто ответ на вопрос.

 

 

 

Заключение

 

 

библиографический список:

 

  1. Амелин В. Социология политики. М., 1992.
  2. Батра Р. Рекламный менеджмент. М., 2004.
  3. Бауман, 3. Индивидуализированное общество М.: Логос, 2002.
  4. Бессонов, Б. Н. Идеология духовного подавления; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Кафедра марксистско-ленинской философии. - М. Мысль, 1971.
  5. Бурдье П. Социология социального пространства. О символической власти - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб, 2007.
  6. Викентьев И.Л. Приемы рекламы. - Новосибирск, 2005
  7. Войтасик Л. Психология политической пропаганды, М.: Прогресс, 1981.
  8. Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания- М. Воениздат, 1983.
  9. Гудин, Р. Политическая наука: новые направления, Москва, 2001 г
  10. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции. М., 2000.
  11. Засурский Я. Н. Культура и средства массовой информации. Социально-экономические проблемы. М., 1985.
  12. Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.
  13. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М, 2007.
  14. Кара-Мурза, С. Г. Краткий курс манипулирования сознанием. М., 2002.
  15. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  16. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. Вестник МГУ. Сер. 7 (философия). 1990.

 

  1. Клаппер Дж. Основы воздействия СМИ. М., 2004
  2. Лебедев А.Н. и др. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.,2003
  3. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992.
  4. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  5. Манхейм, К. Диагноз нашего времени М.: Юрист, 1994
  6. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.
  7. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2000
  8. Моль А.А. Социодинамика культуры. М. Прогресс, 1973
  9. Московичи, С. Век толп: исторический трактат по психологии масс М., 1998.
  10. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали. М., 1996
  11. Пирогова Ю.К. К типологии ложных умозаключений в рекламном дискурсе, Протвино, 2000.
  12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. М., 2000..
  13. Прото Л. Кто играет на ваших струнах, М., 2003
  14. Рикёр, П. Торжество языка над насилием Вопросы философии. 1996.
  15. Робинсон, П. У. Контроль сознания и методы подавления личности М., 2001.
  16. Сагатовский В. Н.  Есть ли будущее у человечества (Критика образа жизни). СПб. 2000
  17. Современный словарь социологии. - Нью-Йорк, 1969
  18. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб., 2000.
  19. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980
  20. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1998
  21. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Москва, 1992
  22. Adelstein, A. S. Total Propaganda. From Mass Culture to Popular. London,1997
  23. Hovland, С. I. Experiments in Mass Communication. Princeton University Press, 1949.
  24. Jowett, G. S. Propaganda and Persuasion. Newbuiy Park, 1992.
  25. Lasswell, H. D. Power and Personality, Norton Library, 1948
  26. Lazarsfeld, P. The People's Choice. -N.Y., 1968.
  27. Oxford English Dictionary, second edition, edited by John Simpson and Edmund Weiner, Clarendon Press, 1989
  28. Riker W. H. The art of Politikal Manipulation. New Haven. L.: Vate U. Pr. 1986.
  29. Rudinow J. Manipulation / Ethics. 1978.
  30. Shiller, H. Mass Communication and American Empire. -Boulder (Co), 1992.
  31. Yokoyama O. T. Disbelief. Lies and Manipulations in a Transaction discourse Model / Argumentation. 1988.

 

 

 

1Lazarsfeld, P. The People's Choice Текст. / P. Lazarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet. -N.Y., 1968.

2 Hovland, С. I. Experiments in Mass Communication Текст. / С. I. Hovland, A. A. Lumsdaine, F. D. Sheffield. Princeton University Press, 1949.

3 Манхейм, К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Манхейм М.: Юрист, 1994

4 Shiller, H. Mass Communication and American Empire Текст. / H. Shiller. -Boulder (Co), 1992.

5 Jowett, G. S. Propaganda and Persuasion Текст. / G. S. Jowett, V. O'Donnell. -Newbuiy Park, 1992.

6 Войтасик, JI. Психология политической пропаганды Текст. / J1. Войтасик. М.: Прогресс, 1981.

7 Adelstein, A. S. Total Propaganda. From Mass Culture to Popular Culture Текст. / A. S. Adelstein. London,1997

8 Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман. М.: Логос, 2002.

9 Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г. Маркузе. М., 2002.

10 Московичи, С. Век толп: исторический трактат по психологии масс Текст. / С. Московичи М., 1998.

11 Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания Текст. / Э. Ноэль-Нойман. -М., 1996.

12 Lasswell, H. D. Power and Personality Текст. / H. D. Lasswell, -Norton Library, 1948

13 Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

14 Рикёр, П. Торжество языка над насилием Текст. / П. Рикёр // Вопросы философии. 1996.

15 Дж. Клаппер Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. — М., 2004

16 Oxford English Dictionary, second edition, edited by John Simpson and Edmund Weiner, Clarendon Press, 1989

17 Современный словарь социологии. - Нью-Йорк, 1969

18 Доценко, Е. JI. Психология манипуляции Текст. / Е. JI. Доценко. М., 2000.

19 Бессонов, Б. Н. Идеология духовного подавления Текст / Б.Н. Бессонов ; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Кафедра марксистско-ленинской философии. - М. Мысль, 1971.

20 Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания- М. Воениздат, 1983. - 288 с.

21 Гудин, Р. Политическая наука: новые направления, Москва, 2001 г.

22 Yokoyama O. T. Disbelief. Lies and Manipulations in a Transaction discourse Model / Argumentation. 1988.

23 Прото Л. «Кто играет на ваших струнах», М., 2003

24 Riker W. H. The art of Politikal Manipulation. New Haven. L.: Vate U. Pr. 1986.

25 Rudinow J. Manipulation / Ethics. 1978.

26В. Н. Сагатовский Есть ли будущее у человечества (критика образа жизни). СПб. 2000

27 Shiller, H. Mass Communication and American Empire Текст. / H. Shiller. -Boulder (Co), 1992.

28 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Москва, 1992.

29 Робинсон, П. У. Контроль сознания и методы подавления личности Текст. / П. У. Робинсон. -М., 2001.

30 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

31 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980

32 Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М, 2007.

33 Моль А.А. Социодинамика культуры. - М. Прогресс, 1973

34 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980

35 Кара-Мурза, С. Г. Краткий курс манипулирования сознанием. Текст. / С. Г. Кара-Мурза. -М.: Алгоритм, 2002. 
 

36 Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием Текст. / Г. Шиллер. М.: Мысль, 1980, С. -56

37 Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием Текст. / Г. Шиллер. М.: Мысль, 1980, С - 63

 

38 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

39 Амелин В. Социология политики. М., 1992.

40 Кассирер Э. Техника современных политических мифов. Вестник МГУ. - Сер. 7 (философия). - 1990.

41 Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1998

42 Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992.

43 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

44 Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М, 2007

45 Культура и средства массовой информации. Социально-экономические проблемы / Под ред Я. Н. Засурского. М., 1985.

 

 

46Бурдье П. Социология социального пространства. О символической власти -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб, 2007.

47Техника дезинформации и обмана / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1978 
 
 

48 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

49 Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. — М., 1995.

50 Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. М., 2000.

51 Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М., 2000. С. 75

52 Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб., 2000

53 Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М., 2000.

54 Викентьев И.Л. Приемы рекламы. - Новосибирск, 2005

55 Лебедев А.Н. и др. Экспериментальная психология в российской рекламе. - М.,2003

56 Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб., 2000.

57 Викентьев И.Л. Приемы рекламы. - Новосибирск, 2005.

58 Батра Р. Рекламный менеджмент. - М., 2004.

59 Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М., 2000.

60 Пирогова Ю.К. К типологии ложных умозаключений в рекламном дискурсе, Протвино, 2000.

 

 

 


Информация о работе Манипуляции в СМК