Манипуляции в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 05:15, доклад

Описание работы

"Манипулятор" - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми
манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
- Провоцирование ваших защитных реакций.
- Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.

Файлы: 1 файл

15. Манипуляции в конфликте..doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

"Манипулятор" - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми 

манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.

В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:

- Провоцирование ваших защитных реакций.

- Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.

- Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.

- Игра на вашей нетерпимости - "висящая морковка".

- Игра на вашем чувстве безысходности.

- Игра на чувстве жадности.

- Использование запланированных "трудных" уступок.

- Намеренное затягивание времени обсуждения.

- Провоцирование вашего интереса к партнеру "Убаюкивание", чтобы "убить" позднее.

 
Типы манипуляций

 
№ 
п/п

Тип  
манипуляции

Цель  
манипуляции

Анализ ситуации

Техники  
контрвлияния

1.

Провоцирование  ваших защитных реакций

Ослабить вашу решимость

Вас ставят в  позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

Не оправдываться. Смена рамки *

2.

Провоцирование  вашего замешательства, дезориентации

Вывести вас  из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам

С помощью оскорблений  и унижений партнер стремится  зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы

Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: "Нет хладнокровия - нет преимущества"

3.

Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество

Получить первоосновные  преимущества в замен на хорошие  отношения

Ваш партнер  демонстрирует высокий уровень  понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен

Хорошие отношения  не продаются и не покупаются. 
Можно ответить хорошим отношением

4.

Игра на вашей  нетерпимости -"висящая морковка"

Получить дополнительные уступки

Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

Твердо отстаивайте  свои интересы

5.

Игра на вашем 
чувстве 
безысходности

Заключить сделку, не учитывая интересы партнера

Доказать человеку, что  Вы находитесь в безвыходной ситуации

Убедитесь, так ли это. Рассмотрите  доводы, проверьте законность

6.

Игра на чувстве  жадности

Втянуть собеседника в  рискованную игру

Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть

Твердо оставаться на почве  реальности, не дать "жадности затмить  глаза"

7.

Использование запланированных "трудных уступок"

Побудить партнера сделать ответную уступку

Оппонент с  большим видимым трудом делает уступку  по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах

Убедитесь, что  обмен будет эквивалентным

8.

Намеренное  затягивание времени обсуждения

Получить уступки  в 
одностороннем порядке

Партнер демонстрирует  готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному  диалогу

9.

Провоцирование вашего интереса к партнеру

Произвести  хорошее впечатление, чтобы партнер  сам захотел развивать отношения

Партнер широко рекламирует себя, свои возможности  и при этом требует уступок

Получить информацию из других источников

10

"Убаюкивание", чтобы "убить" позднее

Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру

Собеседник  оказывает небольшую услугу, затем  просит несоразмеримую плату

Отказаться  от предложения


 

 

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

-Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

-Тряпка, слабак. Как правило, это "жертва" диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

-Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

-Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

-Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

-Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

-Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

-Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит  условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.


Информация о работе Манипуляции в конфликте