Манипуляции в деловом общении : понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 13:42, реферат

Описание работы

Феномен манипуляции хорошо известен психологам. Первые замечания о необходимости изучения сферы поведенческих манипуляций людей в достижении своих целей были сделаны еще Б. Паскалем, М. Монтенем, М. Монтескье, Т. Макиавелли. Тема психологического управления людьми подробно разрабатывалась в произведениях Сенеки, Честерфилда, Гете, Карнеги. Изобилие примеров самых изощренных манипуляций содержится в художественной и исторической литературе. Слово "манипуляция" заимствовано из французского языка. Первоисточником является латинское manipulus "горсть". В английском языке оно появилось в 1831 году.

Содержание работы

1.Манипуляции в деловом общении : понятие и виды.
2.Практическое применение манипуляций и их отражение.
3.Заключение.
4.Список литературы.

Файлы: 1 файл

тпк.Малий.docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

5. Человек, затрудняющийся (стесняющийся) сказать «нет», – легкая добыча  для манипулятора. Лучше иногда  оказаться неправым, чем испытывать  постоянные сомнения.

6. Еще одним защитным  приемом является непредсказуемость. Ее девиз: «Когда ты непредсказуем, ты неуязвим».

7. Благоразумные люди  стараются не только не демонстрировать  свои достижения, но даже скрывают  их. Все это для них – игра  «в как бы наоборот», зашита от возможного посягательства на то, что им дорого. У тех, кто пользуется этим правилом, есть устойчивое убеждение в его высокой эффективности.

Однако есть факторы, являющиеся общими для всех. Каждый человек хочет выглядеть привлекательно, держаться достойно, ощущать свою значимость, удовлетворять свои потребности. Кроме того, все подвержены действию шаблонов и стереотипов поведения. Манипуляторы обычно знают эти общие факторы и могут попытаться использовать их.

В силу этого рассмотрения первая ступень защиты от манипуляций может значительно уменьшить вероятность попасть под скрытое управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью.

Осознайте, что вами управляют.

1. Главным признаком манипулирования  является чувство неудобства, внутренней  борьбы: вам не хочется что-то  делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть».

2. Нарушение этикета. Анализ  ситуаций, связанных с манипулированием, показывает, что почти всякий  раз можно обнаружить нарушение  инициатором какого-либо из правил этики. Например, обращается к вам в неудобный для вас момент времени. При этом может извиняться, что да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд».

3. Внезапные чувства. Другими  признаками могут быть вдруг  возникшие чувства вины или  опасности. Или вы вдруг кому-то, оказывается, «должны», или зависимы  от какого-то обстоятельства, чего  не было до встречи с этим  человеком.

4. Осознание опасности. Этого  простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки  и защититься.

5. Невербальные признаки. Манипулятора легко могут выдать  жесты, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности, жестикуляция  левой рукой.

6. Вербальные признаки. Анализ  высказываний манипуляторов показывает  присутствие в них следующих  моментов:

– ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата;

– «плата» адресата перевешивает его выигрыш;

– присутствуют элементы скрытого принуждения;

– наличие подготовительной преамбулы перед непринуждающими словами манипулятора;

– конструкция предложения предполагает дефицит времени, отпущенного адресату на принятие решения.

Пассивная защита.

В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту. Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.

Смысл пассивной защиты – в задержке адресатом спонтанных реакций. Неожиданность – важное преимущество манипулятора. Все приемы пассивной защиты «сбивают темп» психологической атаки, давая жертве время для обдумывания ситуации. А манипулятора они заставляют или раскрыть свои замыслы, или отказаться от них.

Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих случаях:

– когда вы не знаете, как поступить;

– когда не хотите портить отношения с манипулятором.

Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.

1. Никак не реагируйте  на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли. В разговоре это сделать нетрудно.

2. Заговорите совсем о другом (основание то же);

3. Делайте вид, что «не  поняли», о чем речь;

4. «Соглашаетесь» с предложением  манипулятора, но обусловливая его  тем, что не зависит от вас; это позволит в дальнейшем  при желании «отыграть назад».

5. Переспросите, повторив  просьбу манипулятора, но с вопросительной  интонацией, требуя тем самым  продолжить его речь. Это заставляет  манипулятора разъяснять свою  просьбу, что дает адресату время  для обдумывания, как с минимальными  потерями выйти из ситуации.

Активная защита


Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает свои попытки.

 

     Ведь его главное преимущество – в стремительности натиска, неожиданности, когда у адресата нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение манипулятором посягательства, во-первых, дает время адресату для подготовки наилучшего ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных манипуляторов существуют активные методы защиты.

Главное в них – психологический настрой. Манипулятор обычно эксплуатирует желание выглядеть достойно. Поэтому сказать, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства (щедрость, возможности, способности)». Эти слова освобождают от оков и открывают широкое поле защитных возможностей.

 

     Применять активную защиту нужно конечно, не тогда, когда адресат находится в зависимости (служебной, материальной, родственной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита означает «остановить агрессора», то активная – разоблачить его.

 

     Дело в том, что манипуляция является конфликтогеном, поскольку может привести к конфликту, а активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтогенов, манипулятор (сразу или потом) ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона обычно не заинтересована.

Кроме случаев прямой зависимости, есть еще и препятствия: воспитание, привычки соблюдать определенные нормы общения, в частности избегать высказываний, могущих обидеть собеседника. Воспитанному, интеллигентному человеку психологически труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.

Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто неясно, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, – психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора.

 

     Для выявления в своем образовательном учреждении коллег со склонностью к манипулятивным отношениям, нами было проведено исследование по диагностике манипулятивного отношения (по шкале Банта) (Приложение 1). Фокусная группа из 20 человек (администрация, руководители методических объединений) показала следующие результаты: у четырех человек (20%) обнаружен низкий показатель манипулятивного отношения, у пятерых (25%) - средний показатель с тенденцией к низкому, у четверых (20%) – средний показатель с тенденцией к высокому, у семерых (35%) –высокий показатель манипулятивного отношения. Из них администраторы продемонстрировали средний показатель с тенденцией к высокому.

Заключение    

Вопрос об этической оправданности манипулятивного воздействия в психологии остается открытым, однако можно выделить следующие мнения по данному вопросу:

Крайние взгляды, полностью оправдывающие или осуждающие использование манипуляции;

Взгляд, предлагающий судить об этической оправданности манипуляции по критерию конструктивности/деструктивности цели воздействия;

Взгляды, разводящие понятия психологической манипуляции и психологической игры, допускающие этическую оправданность «игр» в межличностном общении партнеров на первых стадиях формирования их отношений.

Взгляды, предлагающие вывести проблематику воздействия за рамки морально-этической оценки, но рассматривать его с точки зрения конструктивности и деструктивности для участников влияния.

При рассмотрении этических аспектов использования манипулятивного воздействия следует учитывать менталитет социальной группы, к которой принадлежит индивид. Следует учитывать тот факт, что в контексте организации критерий этической допустимости манипулятивного воздействия может транслироваться через корпоративную культуру организации.

Подчеркивание исключительно деструктивных аспектов манипулятивного воздействия в зарубежной и отечественной литературе обусловлено, во-первых, тем, что социально-адаптивный результат использования манипуляций оказывается глубоко скрытым в политических, образовательных, воспитательных и управленческих процессах, в то время как отрицательный результат обнаруживает себя гораздо чаще. Во-вторых, это связано с тем, что манипуляция является скрытым видом воздействия, имитирующим субъективность адресата воздействия. Следует отметить, что отсутствие исследований, посвященных деструктивному влиянию манипуляции на личность, не дают нам возможности сделать вывод об исключительно деструктивных аспектах использования манипуляции. Также здесь достаточно остро стоит проблема отделения предпосылок манипулятивного воздействия от их следствий и определения степени деструктивного эффекта от использования манипуляции.

Предпосылки формирования манипулятивной установки у индивида определяются не только его личностными особенностями, но также положением индивида в системе социальных отношений. В современном обществе, при наличии обилия культурных и социальных предпосылок, манипуляции являются неотъемлемой частью нашей жизни. Основной предпосылкой формирования манипулятивной установки у руководителя в социальной организации, как правило, является изначальное несовпадения организационных целей и личных целей сотрудников. При этом основной задачей руководителя является согласование личных и организационных целей, позволяющее повысить эффективность управления человеческими ресурсами. Таким образом, происходит сокращение свободы личности, нивелирование индивидуальности личности. Но, с другой стороны, человек приобретает в социальной организации большую стабильность, снимает с себя бремя ответственности и принятия решения.

Приложение 1

Инструкция к тесту. Внимательно прочитайте(прослушайте)суждения опросника.Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете,что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

5 - практически всегда;

4 - часто;

3 - иногда;

2 - случайно;

1 - очень редко.

Тестовый материал к методике диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта):

  1. Большинство людей ответят грубостью на грубость.

  1. Большинство людей не верят во что-либо новое до тех пор, пока не испытают это на себе.

  1. Тот, кто полностью доверят другим людям, часто находится в затруднительном положении.

  1. Большинство людей работают в полную силу только в том случае, если их заставляют это делать.

  1. Даже самые отвратительные преступники имеют хоть капельку приличия.

  1. Каждый нормальный человек будет бороться за то, что важно для него, даже если это будет стоить ему рабочего места (не задумываясь о последствиях).

  1. Большинство людей не задумываются о том, что для них плохо, а что хорошо.

  1. Некоторые самые блестящие люди обладают самыми отвратительными пороками.

  1. Большинство людей намного легче забывают смерть своих родителей, чем потерю собственности.

  1. Многие люди любят похвалиться, когда для этого нет достаточных оснований.

  1. Большинству людей нравится преодолевать сложные ситуации.

  1. Большинство людей отличаются храбростью.

Информация о работе Манипуляции в деловом общении : понятие и виды