Логичность как коммуникативное качество речи. Логичность в литературе и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 15:16, реферат

Описание работы

Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.

Содержание работы

Введение.
Логичность как коммуникативное качество речи.
Виды логических ошибок в речи.
Отклонения от требований образцовой речи в СМИ начала 21 века.
Литературная грамотность текста в рекламе.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Abrashkina_EO-11.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

 

           План:

  1. Введение.
  2. Логичность как коммуникативное качество речи.
  3. Виды логических ошибок в речи.
  4. Отклонения от требований образцовой речи в СМИ начала 21 века.
  5. Литературная грамотность текста в рекламе.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

   Еще  Аристотель  утверждал:  «Речь  должна  отвечать   законам   логики».

Нелогичность высказывания несовместима с красноречием. Как же сделать  нашу

речь логичной? Как не нарушить законов логики в том или ином высказывании?

   Обратимся к простому  примеру. Вспомним гоголевское описание  сада  одного

из  героев  «Повести  о  том,  как  поссорился  Иван  Иванович   с   Иваном

Никифоровичем»:

 

     Какие  у него яблони и груши под  самыми окнами! Отворите только  окно  —

   так ветви  и врываются в комнату. Это  все перед домом;  а  посмотрели  бы,

   что у  него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая,

   подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно  и кузница.

 

   Эти строчки  не  могут  не  вызвать  улыбку:  вначале  нам  кажется,  что

рассказчик спутал сад и огород, потому что «огородина всякая», а тем  более

огурцы и стручья, не растут в саду,  а  дыни  зреют  на  бахче.  И  тут  мы

замечаем, что речь идет не  только  о  «дарах  природы»:  в  саду  у  этого

«прекрасного человека Ивана Ивановича» есть гумно и кузница... Нелогичность

речи очевидна.

Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Логичность как коммуникативное качество речи.

 

Логичность как коммуникативное качество речи – одно из важнейших коммуникативных качеств, характеризующееся как последовательность, непротиворечивость высказывания или построение речи в соответствии с законами логики, с отношениями и связями реальной действительности. Иначе говоря, выражение смысловых связей и отношений между частями и компонентами мысли посредством языковых единиц, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры (Б.Н. Головин), как и точность, характеризует речь со стороны содержания.

Для соблюдения логичности речи важны условия как экстралингвистические (умение логически мыслить, знание формально-логических законов), так и собственно лингвистические. Одни лингвистические условия могут действовать на пространстве одного высказывания, другие – в пределах объединения высказываний, третьи – лишь на уровне целого текста.

Условием логичности речи  на уровне высказывания является непротиворечивое сочетание слов. Утверждение взаимоисключающих понятий (напр.: Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.), соединение логически неоднородных понятий (напр.: В море плавали спасательные круги, лодки и матросы.) и их сопоставление (Кругом, кроме трупов, ни живой души.) очень часто, как видно из примеров, создают комический эффект.

Нарушения Л. возникают при неправильном порядке слов, например.: Интересно и содержательно освещают работу выставки по рекламе продукции отечественных предприятий газеты, что также создает комический эффект, напр.: В продажу поступила одежда для детей отечественного производства.

Важным условием создания Л. речи является обозначенность переходов от одной мысли к другой. Пропуск звеньев в развитии мысли приводит к смещению плана изложения (напр.: В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто сидела у окна.) или к нарушению причинных связей (В нашем районе отсутствуют спортивные площадки. Это приводит к тому, что некоторые подростки портят стены, бьют стекла.).

Особую роль в построении логичного текста играют средства внутрифразовой и межфразовой связи (средства связности): лексические (повторы, синонимические замены, антонимы, слова со значением "части и целого"), морфологические (местоимения 3-го лица, указательные местоимения и наречия, наречия времени, порядковые и количественные числительные, предлоги в, к, на, от, по; в отношении и др., союзы и, а, но, не… а…, однако; будто, если, чтобы, хотя, так как, потому что, частицы ведь, вот и, же, ли); синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, вопросительные и восклицательные предложения). Обычно названные средства в тексте выступают во взаимодействии.

Средства внутрифразовой и межфразовой связи должны ясно и правильно выражать связь частей высказывания или между отдельными высказываниями в тексте. Неправильный выбор средств связи приводит к алогичности: Сейчас в Москве 14–16 градусов, а в Санкт-Петербурге тоже 14–16.

Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: обобщают сказанное ранее и открывают следующую микротему повествования. Существуют два способа межфразовой связи: 1) цепная, 2)параллельная. Большую роль в речи играет цепной вид связи (80–85% объема текстов во всех стилях речи), отражающий последовательное движение мысли, при котором каждое последующее предложение развивается из предыдущего: "…теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная…" (А.П. Чехов).

Речь приобретает эмоциональный, экспрессивный характер при параллельной связи, когда предложения не развиваются одно из другого, а сопоставляются. Каждое последующее предложение развивается по типу предыдущего. Не случайно параллельная связь очень часто дополняется фигурами речи, усиливающими ее выразительность, например анафорой(единоначатием): "Это было в День Победы. Это было в солнечном городе, в сквере, где буйная зелень, яркие цветы и веселые ребятишки – все говорит о весне и жизни. Это было там, где над братской могилой горит вечный огонь" (Из газет.).

Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции . Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) – почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.

Вступление предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи. Основная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения, суть дела. В заключении обычно подводится итог, формулируются со всей определенностью выводы, суммируется сказанное.

Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.

Л. как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функц. стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично – в зависимости от конкретных условий коммуникации. Требования, предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в науч. стиле, которому свойственна подчеркнутая Л. (см. Стилевые черты). В художественных  и публицистических  стилях могут использоваться алогизмы в стилистических целях как средство создания комического эффекта, например: Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю (Н.В. Гоголь). Алогизмы могут быть положены в основу афоризмов, басен, т.е. целых художественных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды логических ошибок в речи.

 

Неотъемлемое качество правильной речи — ее логичность, то есть соответствие речи законам логики. Автор не только хорошо должен знать тему, но и умело располагать материал, точно его изложить, не противоречить себе в суждениях, последовательно переходить от одной мысли к другой, к месту использовать доказательства.

 

Существует четыре основных закона логики, о которых должен знать каждый автор: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

 

Закон тождества (первый закон логики).

Предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным.

Типичная ошибка в этом случае — подмена тезиса, когда говорящий незаметно для себя изменяет тему и начинает говорить о другом.

 

Небывалый ураган пронесся над Москвой в июне 1998 года: перевернутые машины, сломанные и вырванные с корнем деревья, непрекращающийся ливень... Ураган — это атмосферное явление, выражающееся.... Скорость

ветра при ураганах достигает.... Самый известный ураган прошел в Страна, постоянно подвергающаяся

воздействию ураганов, — ... Там, в 1996 году... Как видим в данном примере, конкретная тема урагана 1998

года переходит в более широкую тему об ураганах вообще.

Закон противоречия (второй закон логики).

Не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же.

Типичная ошибка — расположение в одном тексте предложений, з которых утверждается совершенно противоположное.

Как известно, у Гитлера не было какого-либо таланта .Какие же таланты были у Гитлера? В данном случае истинным может быть только одно утверждение: У Гитлера не было какого-либо таланта или У Гитлера были таланты. Сба утверждения, как взаимоисключающие, истиннынли быть не могут.

Закон исключения третьего (третий закон логики).

Между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении.

Типичные ошибки — уточняющее высказывания, которые противоречат одному из высказываний.

У них совсем не было оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната. В данном случае между двумя взаимоисключающими утверждениями У них не было оружия / У них было оружие оказывается третье, близкое по истинности ко второму утверждению. Исправленный вариант может быть таким: У них было мало оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната.

 

Закон достаточного основания (четвертый закон логики).

Всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна.

Типичная ошибка — утверждение, которое не доказано ни на примерах, ни рассуждением.

 

Роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах и ранее не было ничего подобного ни в русской жизни, ни в русской литературе. Уникальным его делает также и Тезис о том , что «Евгений Онегин» — уникальное произведение не имеет достаточного основания, то есть не доказан.

Однако в языке могутбыть допустимые логические нарушения:

- формула вежливости, вопрос с отрицанием:

Не подскажете, как пройти? Не знаете, который час?

- обороты с кроме:

Пришли все, кроме Иванова (нельзя говорить: Пришли все, кроме Иванова, Петрова, Калугина).

В языке существуют специальные средства, которые подчеркивают логичность изложения.

Например, такими средствами являются:

  • членение текста на абзацы,
  • употребление вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, итак и т.п.)
  • подчеркивание и другие средства выделения в тексте,
  • интонация в устном выступлении.

 

Логические ошибки могут быть связаны с разными явлениями в языке.

Виды логических ошибок.

 

Алогизм — сопоставление несопоставимых понятий.

Информация о работе Логичность как коммуникативное качество речи. Логичность в литературе и СМИ