Коммуникативные качества речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Культура речи - это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Наука о культуре речи обобщает положения и выводы нормативной грамматики и стилистики с целью живого оперативного воздействия на языковую практику.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 38.17 Кб (Скачать файл)

 

1. Коммуникативные качества речи.

Культура речи - это степень владения языковыми нормами (в области  произношения, ударения, словоупотребления  и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи - это и  специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Наука о культуре речи обобщает положения  и выводы нормативной грамматики и стилистики с целью живого оперативного воздействия на языковую практику.

Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности.

В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом.

Когда мы говорим о сочинении, мы должны помнить, что сочинение - это  особая форма речи, письменной. А  раз это форма речи, то она тоже должна следовать параметрам хорошей  речи. Чтобы письменная и устная речь была воспринята читающим или  слушающим именно так, как мы этого  хотим, она должна соответствовать  условиям общения и коммуникативным  задачам речевых партнеров, то есть должна быть коммуникативно-целесообразной.

Коммуникативная ситуация и ее составляющие тесно связаны с коммуникативными качествами речи.

Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты  текста, а их соотношение и степень  проявления в тексте зависят от жанра  и стиля высказывания.

Выделяются следующие коммуникативные  качества речи:

1.точность;

2.понятность;

3.разнообразие (богатство);

4.чистота;

5.выразительность.

Точность - коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия.

Точность включает в себя умение:

1) правильно отражать  реальную действительность;

2) правильно выражать  мысли и оформлять их с помощью  слов.

 Различаются два вида  точности: предметная (фактическая)  и понятийная (речевая, коммуникативная).

Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение речь - действительность.

Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Примером нарушения предметной точности может служить высказывание:

«Солнце вращается вокруг Земли»

Понятийная точность опирается  на связь: слово-понятие и состоит  в соответствии семантики компонентов  речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово.

Понятийная точность зависит ,прежде всего, от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе.

Это позволяет рассматривать  точность речи как лексико-семантическую правильность, как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка.

Среди требований, предъявляемых  к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка  с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие  группы -- лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определенной сфере -- профессиональной, территориальной, социальной.

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила.

Общеупотребительный словарный фонд русского языка огромен. Он и делает нашу речь общедоступной для каждого, кто владеет русским языком.

Гораздо труднее обстоит дело с  восприятием слов ограниченной сферы  употребления. Она так и названа  потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все.

Профессионализмами называются слова  и выражения, используемые людьми одной  профессии (журналисты, электронщики, плотники, шахтеры и др.). Они в  большинстве случаев не относятся  к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация  в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Так, коневоды различают лошадей  по назначению: упряжная, верховая, вьючная, а первая в упряжке: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная); в речи плотников и столяров инструмент для строгания досок рубанок имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, зензубель.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не нужно полностью исключать  ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует раскрыть, объяснить каждое не общеупотребительное слово.

В процессе общения людям часто  приходится разъяснять, как следует  понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то, или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов. Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы толкуя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее культуры.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или  пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

А каким может быть словарный  запас одного человека? Ответить на этот вопрос очень трудно. Одни исследователи  считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами, близкими по своему значению. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Немало в русском языке  слов, которые передают положительное  или отрицательное отношение  говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией.

Так слова: блаженство, роскошный, великолепный заключают в себе положительную экспрессию, а слова -болтун, недотепа, мазня характеризуются отрицательной экспрессией. Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, то есть воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

Чистота речи - отсутствие в  ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, видите ли, понимаете и т.д.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они  просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это происходит в результате волнения во время говорения, и из-за неумения мыслить, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, из-за бедности индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Наш  речевой  опыт  не  оставляет  возможности  сомневаться  в  том,  что структура речи, ее свойства и  особенности  могут  будить  мысли  и чувства людей,  могут  поддерживать  обостренное  внимание  и  вызывать  интерес   к сказанному или написанному. Вот эти особенности  речевой  структуры  и  дают основание называть ее выразительной.

   Выразительностью  речи называются такие особенности  ее структуры,  которые поддерживают внимание и интерес у  слушателя  или  читателя;  соответственно речь, обладающая этими  особенностями,  и  будет  называться  выразительной.

Типология  выразительности  пока,  к  сожалению,  отсутствует.  Пока  можно высказать  лишь  некоторые  соображения,   достаточно   осторожные,   о ее основаниях.

  Одно из оснований  —  ситуация  общения.  Выразительность   речи  педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

  Второе основание,  более четкое, — структурные области  языка:  может  быть выразительность   произносительная,    выразительность    акцентологическая, лексическая   и   словообразовательная.

   Качество   выразительности    может сообщаться речи  средствами  языка,  входящими  в  разные  области  языковой структуры.

 Выразительно  в  речи все то,  что  выделяется  семантически  или  формально  на  общем  привычном речевом фоне.

 

2. Сущность понятия «речевое поведение».

Речевое поведение человека - сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности, особенностями.

Речевое поведение - проявление поведения в словесной форме, состоящее из:

- фраз;

 - интонаций;

- внутреннего подтекста.

Речевое поведение человека в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в  известной степени оценена содержательностью  речи и предполагает, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

Речь является важным информативным  сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его  эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

В состоянии эмоциональной  напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают  слова. В частности, по сравнению  с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

Информация о работе Коммуникативные качества речи