Коммуникативная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:51, реферат

Описание работы

Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» (Выготский Л. С, 1956).

Файлы: 1 файл

Коммуникативная сторона общения.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

 

Невербальные аспекты речи передают сообщения: а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование; б) о самом говорящем - его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики - важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

 

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции - страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность. Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие:

 

1) использование невербальных знаков  должно быть определенным и  узнаваемым;

 

2) мы должны быть способны  переводить наши чувства и  намерения в невербальные средства ( «кодировать» );

 

3) наблюдатель должен быть способен  к интерпретации невербальных  знаков( «декодировать» ).

 

Вместе с тем выполнение этих правил оказывается не такой простой задачей. Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Например, в группе есть человек, который никогда не выступает. Его молчание является определенным сообщением, но каково его содержание? Стесняется этот человек или ему нечего сказать? Он погружен в свои личные проблемы или просто устал? Найти правильный ответ нам не удается. Молчание передает сообщение, но это сообщение остается неясным.

 

Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:

 

уникальность невербального языка;

 

неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

 

изменчивость способов невербального выражения;

 

зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

 

Интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

 


Информация о работе Коммуникативная сторона общения