Коммуникативная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:51, реферат

Описание работы

Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» (Выготский Л. С, 1956).

Файлы: 1 файл

Коммуникативная сторона общения.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

 

1. наличие у участников взаимодействия  хотя бы кратковременной ближайшей  общей цели. Даже если их конечные  цели отличаются или противоречат  друг другу, на период взаимодействия  всегда должна присутствовать  какая-то общая цель;

 

2 ожидание, что взаимодействие  будет продолжаться до тех  пор, пока оба участника не  решат его прекратить (мы не  отходим от собеседника, не говоря  ни слова, и не начинаем ни  с того ни с сего заниматься  чем-то другим).

 

Описанные условия получили название «принцип кооперации». Принцип кооперации - требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом, гласят:

 

1. Высказывание должно содержать  ровно столько информации, сколько  требуется для выполнения текущих  целей общения; излишняя информация  иногда вводит в заблуждение, вызывая не относяшиеся к делу  вопросы и соображения, слушающий  может быть сбит с толку  из-за того, что предположил наличие  какой-то особой цели, особого  смысла в передаче этой лишней  информации.

 

2. Высказывание должно по возможности  быть правдивым: старайтесь не  говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего  у .вас нет достаточных оснований.

 

3. Высказывание должно быть релевантным, то есть соответствовать предмету  разговора: старайтесь не отклоняться  от темы.

 

4. Высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

 

В реальности речь грешит нарушениями и отступлениями от тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

 

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Такие ключевые элементы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений. Особое значение приобщении приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

 

Под стратегией речевою общения понимают процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, то есть линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

 

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

 

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, которая нередко совершается интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научиться применять их сознательно и мастерски.

 

Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении - беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это - так называемая фатическая речь, основная цель которой - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью.

 

Пример:

 

- Опять погода портится;

 

- у нас всегда так, после жары - грозы, а потом холодно;

 

- А что творилось в Москве - слышали? Какой страшный ураганище?

 

- Да, но это еще что. Вот когда  я несколько лет назад была  на Дальнем Востоке… т.д.

 

Правила, которыми пользуются собеседники, определяются ими, скорее, интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Партнеры не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему, поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать в памяти нужное. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются.

 

Повседневная речь может принять форму разговора «кругами». «Говорить кругами» означает говорить без доказательств, особенно если тема вызывает у кого-либо из собеседников сильные эмоции или он уверен, что его взгляды принимаются всеми.

 

В этом случае человек просто настаивает на своем, по принципу «это так, потому что это так».

 

 Пример:

 

- Развод - это ужасно.

 

- Почему?

 

- Потому что моя мама считает  это ужасным. - Почему она так  считает?

 

- Да потому что это ужасно!

 

Очередность партнеров в процессе беседы не сводится к последовательному обмену репликами. Беседа может строиться как тирады одного из собеседников и периодические одобрительные кивки другого или как нарушение

 

Пример:

 

Пассажиры в электричке играют в карты. В вагoн входят контролеры.

 

Первый пассажир: у тебя билет есть?

 

Второй: Есть.

 

Первый: Давай карту, я хожу.

 

Второй: А так штраф - сколько?

 

Первый: Не знаю. (Обращается к сидящему рядом.) Вы не знаете?

 

Третий: Нет. У вас нет билета?

 

Первый: Есть. Просто интересно, насколько дороже...

 

Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно считать следующие:

 

1. Персональность адресации, то  есть индивидуальное обращение  собеседников друг к другу, учет  взаимных интересов и возможностей  понимания темы сообщения; более  пристальное внимание организации  обратной связи с партнерами: адресат разговорной речи всегда  присутствует налицо, обладает той  же степенью реальности, что и  говорящий, активно влияет на  характер речевого общения; позиция  партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают. Говорящий ждет активного ответного  понимания, будь то сочувствие, возражение  или согласие.

 

2. Спонтанность и непринужденность; условия непосредственного общения  не позволяют заранее спланировать  разговор, собеседники вынуждены  мыслить и говорить одновременно. Нормы спонтанной естественной  речи допускают, что беседующие  вмешиваются в разговор друг  друга, уточняя или меняя его  тему; говорящий может перебивать  сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь  к уже сказанному. Высказывания  полны оговорок, повторений, исправлений  и других языковых погрешностей.

 

3. Ситуативность; непосредственный  контакт говорящих, тот факт, что  предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны  собеседникам, позволяет использовать  мимику и жесты как способ  восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. В то же время ситуативность  предполагает учет прошлых ситуаций  общения с данным человеком (если  они имели место), его социальный  статус как условие, которое необходимо  соблюдать, чтобы быть понятым  в данной ситуации. По этой  причине любое высказывание, вполне  невинный вопрос могут быть  наполнены гаммой самых разнообразных  чувств, начиная от простого любопытства  и кончая невысказанными укорами, затаенной обидой. Например, в разговоре  между подругами на вопрос  одной из них: «Ну как, подошли  твоей дочке джинсы?» вторая  может ответить: «Да, все нормально»  и тут же, смутившись, добавить: «Извини, пожалуйста, я совсем забыла тебя  поблагодарить».

 

Многочисленные и разнообразные опущения, ссылки, условные обозначения, к которым прибегают люди во время разговора, включая определенные значимые жесты, - обычное средство нашего общения. Однако для общающихся между собой, как правило, это не является серьезным препятствием во взаимопонимании. Человеческое общение, беседа развиваются по пути максимальной экономии и концентрации языкового потока. Как только участники взаимодействия определяют для себя ситуацию, смысловое содержание беседы, их реплики становятся все более и более сжатыми и полновесными. Сама ситуация, мимика, физические перемещения в пространстве - все это восполняет и взаимодополняет разнящиеся лишь своим внешним видом средства общения.

 

4. Эмоциональность; ситуативность, спонтанность  и непринужденность речи в  непосредственном общении усиливают  ее эмоциональную окраску, выдвигают  на первый план эмоционально-индивидуальное  восприятие говорящими как темы  разговора, так и собеседника. В  целом для понимания смысла  разговора более важны нестрогая  регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксическая  выдержанность и даже не что  говорится, а то, как говорится. Стремление  быть понятыми побуждает собеседников  к частому выражению личных  оценок, эмоциональных  предпочтений, мнений. При этом эмоциональная непосредственность не только не затрудняет, но, наоборот, облегчает понимание про исходящего в целом и состояния нашего собеседника, в частности

 

Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К их числу относятся эмотивная и конативная.

 

Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится; в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.

 

Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего ), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений; в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи

Невербальная коммуникация

 

Речь - основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых - жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). То, какие украшения мы носим, какие сорта чая или кофе предпочитаем, как проводим свободное время, - все это также представляет собой определенный вид сообщений, который получил название «невербальные сообщения». Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

 

1) выразительных движений тела - так называемое экспрессивное  поведение личности (мимика, жесты, позы и т. д.);

 

2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и  т. д.);

 

3) определенным образом организованной  микросреды, окружающей человека (то  есть того пространства, которое  индивид может контролировать  или изменять: от обстановки квартиры  до расстояния, на котором он  предпочитает говорить с собеседником);

 

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как  условный знак, что заходить опасно).

 

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Первая выделенная особенность невербальных сообщений - их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия. Вторая особенность невербальных сообщений - их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы. Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий - еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки». Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами - путем наблюдения, копирования, подражания.

 

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

 

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:

 

1) темпераменте человека;

 

2) его эмоциональном состоянии  в данной ситуации;

 

3) его «Я-образе» и самооценке;

 

4) его личностных свойствах и  качествах;

 

5) его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный  контакт, поддерживает его и выходит  из него);

 

6) его социальном статусе;

 

7) его принадлежности к определенной  группе или субкультуре.

Информация о работе Коммуникативная сторона общения