Коммуникационный процесс. Сущность. Элементы. Этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:23, лекция

Описание работы

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Структура коммуникационного процесса:
Отправитель – лицо, генерирующие идеи, собирающее информацию и передающее её.
Сообщение – информация, закодированная с помощью символов
Канал – средство передачи информации.
Получатель – лицо, которому предназначена информация, и которое интерпретирует ее.

Файлы: 1 файл

лекции по коммуникации.docx

— 29.08 Кб (Скачать файл)

       Коммуникационный  процесс. Сущность. Элементы. Этапы.

       Коммуникационный  процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.

       Структура коммуникационного процесса:

    • Отправитель – лицо, генерирующие идеи, собирающее информацию и передающее её.
    • Сообщение – информация, закодированная с помощью символов
    • Канал – средство передачи информации.
    • Получатель – лицо, которому предназначена информация, и которое интерпретирует ее.

       Этапы коммуникационного процесса:

    1. Зарождение идеи.
    2. Кодирование и выбор канала (отправитель с помощью символов кодирует информацию. Идея превращается в сообщение.)
    3. Передача сообщения.
    4. Декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя).
    5. Обратная связь.
    6. Помехи.

       Основная  цель коммуникационного  процесса – обеспечить понимание информации (предмет обмена).

       Обратная  связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению обмена информацией.

       Двусторонний  обмен информацией протекает  медленнее, но он более точен и  повышает уверенность в правильной интерпретации сообщения. Обратная связь повышает шансы на эффективный  обмен информацией, позволяет обеим  сторонам устранять помехи.

       Источники помех:

    1. Различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования.
    2. Различие в организационном статусе между руководителем и подчиненным.

       Выписать  определения:

       - коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации.

       Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

       Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

       - коммуникабельность - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми.

       - межличностные коммуникации - это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

       - массовые коммуникации - процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

       - социальные коммуникации - это   передача информации, идей,  эмоций  посредством  знаков,  символов;  -  это  процесс, который  связывает  отдельные  части  соц.  систем  друг  с  другом;  -  это механизм, посредством  которого  реализуется  власть  (власть,  как  попытка определить поведение другого человека)

       - коммуникативное пространство - территория, среда, в пределах которой происходит взаимодействие.

       - коммуникативные технологии - совокупность знаний, сведений о последовательности операций, которые выполняются для установления психологически-информационного контакта между индивидами.

       - коммуникативная компетенция – наличие знаний и опыта, которые необходимы для коммуникаций.

       - коммуникативная личность - одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

       - коммуникативные ситуации - конкретные ситуации вербального общения, отличающиеся друг от друга характером ролевых взаимоотношений между коммуникантами, тематикой, внешними обстоятельствами общения и пр.

       - общение - во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.

       - интеракция - взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений. 

       - речевая деятельность - использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.

       - дискурс - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.

       - коммуникативная система - совокупность кодов и субкодов, используемых в данном языковом сообществе и находящихся друг с другом в отношениях функциональной дополнительности.

       - коммуникативистика - наука, изучающая системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей, осуществляющихся на разных этапах цивилизации.

       Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении. Вертикальное подразделяется на восходящее и нисходящее. Нисходящее направление – коммуникационный поток движется от более высокого уровня управления к более низкому (постановка задач, приказ, распоряжение). Восходящее направление – используется в качестве обратной связи между подчиненными и руководителем.

       Типы  коммуникации:

       - внутриличностная (индивид говорит сам с собой)

       - межличностная (коммуникация с другим человеком)

       - внутри малой группы (небольшое количество людей (до 30 человек) собирается вместе с какой-то целью)

       - общественная (посылающий подает послание аудитории больше 30 человек)

       Классификация коммуникации по виду:

       - внешняя и внутренняя

       - одноканальная и многоканальная

       - устойчивая и неустойчивая

       - формальная и неформальная

       - ситуационная и постоянная

       - мнимая и реальная

       - организационная и социально-психологическая

       - экономические

       Тот или другой вид коммуникации в  системе управления используется в  зависимости от цели деятельности и  потребности в том или другом виде коммуникационных сетей. По характеру восприятия информации, коммуникации делятся на прямые или целевые (цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (информации заложена скорее между строк) и смешанные.

       В процессе организационной деятельности персонал имеет отношение с организационными коммуникациями. Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам институтам за ее пределами.

       Наиболее  распространенные формы:

       - устная

       - письменная

       - электронная

       Коммуникационный  стиль – способ построения коммуникации, поведения, отношения с другими людьми.

       Коммуникационная  структура – совокупность каналов, с помощью которых взаимодействуют субъекты управления (глобальная или локальная).

       Коммуникационные  потребности – потребность в информации, в общественности, в эффективной обратной связи.

       Организация коммуникаций – главная сфера успешной деятельности предприятия, эффективно работаю те руководители, которые умеют создавать коммуникационное пространство и оптимальные коммуникативные сети.

       Коммуникативная сеть – определенное соединение участников коммуникации с помощью информационных потоков.

       Структуры коммуникативных  сетей:

    1. Цепочная
    2. Звездная
    3. Иерархическая
    4. Веерная
    5. Круговая
    6. Многосвязная

       Функции коммуникации:

       - информативная (передача истинных или ложных сведений, играющих определенную роль в принятии решений)

       - мотивационная (побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем управления их поведением, убеждения, внушения, просьб, приказов и т.д.)

       - контрольная (отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности)

       - экспрессивная (способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и удовлетворение социальных потребностей)

       Таким образом, коммуникация отражает не только процесс передачи и получения  информации, а также ее понимание, представление. Эффективная коммуникация является условием успешного функционирования организации. 

       Предмет теории коммуникации: общие закономерности осуществления коммуникации. 
 
 
 

       Рихте.

        Субъект    объект

        Я    другой  
 

       Семиотика.

       Джеймс  Пирс.  
 
 
 

       Письменная  коммуникация.

Информация о работе Коммуникационный процесс. Сущность. Элементы. Этапы