Электронная коммуникация в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 03:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в выявлении лингвопрагматических особенностей электронной коммуникации на немецком и якутском языках. Их изучение проводится на материале одного из его видов, а именно форумов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
определить понятие электронной коммуникации;
рассмотреть параметры электронного текста;
выявить лингвистические и прагматические особенности форумов;
провести сопоставительный анализ языка немецких и сахаязычных форумов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Сущность и определение электронной коммуникации
Электронный текст как единица речевой коммуникации в компьютерной среде
Выводы по главе I.
ГЛАВА II. ЛИНГВО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО И ЯКУТСКОГО ЯЗЫКОВ
2.1. Общая характеристика электронного общения на немецко- и сахаязычных форумах
2.2. Анализ немецких электронных форматов общения
2.3. Анализ якутских электронных форматов общения
Выводы по главе II.

Файлы: 1 файл

электронная коммуникация.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

    1. Сущность и определение электронной коммуникации
    2. Электронный текст как единица речевой коммуникации в компьютерной среде

Выводы по главе I.  

ГЛАВА II. ЛИНГВО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО И ЯКУТСКОГО ЯЗЫКОВ

2.1. Общая характеристика  электронного общения на немецко-  и сахаязычных форумах

2.2. Анализ немецких  электронных форматов общения

2.3. Анализ якутских  электронных форматов общения

Выводы по главе II.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ.

 

Коммуникация с помощью  новейших технологий – компьютера и Интернета – стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Электронная переписка, чтение новостей и обращение к иной самой  разнообразной информации в Интернете, ведение сетевых дневников и общение в чате и форуме необходимы в деловой, образовательной и личной сфере.

Предлагаемая дипломная  работа посвящена изучению исследования особенностей речевого общения и  поведения коммуникативной личности в сети Интернет. Сегодня можно говорить о том, что Интернет обладает не только информационной функцией, но и коммуникативной. Этот особый, электронный тип коммуникации лежит вне временных и пространственных рамок и является одной из характерных особенностей виртуального пространства, которое представляет собой симуляцию реальных предметов, действий, отношений и институциональных форм. Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование различных видов коммуникации и коммуникативного пространства в сети Интернет становится особенно актуальным.

Цель данной работы состоит в выявлении лингвопрагматических особенностей электронной коммуникации на немецком и якутском языках. Их изучение проводится на материале одного из его видов, а именно форумов.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. определить понятие электронной коммуникации;
  2. рассмотреть параметры электронного текста;
  3. выявить лингвистические и прагматические особенности форумов;
  4. провести сопоставительный анализ языка  немецких и сахаязычных форумов.

Объектом исследования является речевое поведение коммуникантов на немецко- и сахаязычных форумах.

Предмет исследования –  тексты форумов на немецком и якутском языках как способ фиксации электронной  коммуникации.

Материалом исследования послужили интернет-страницы на немецком языке http//:forenuser.de и на якутском языке http//: forum.ykt.ru.

Практическое значение исследования определяется возможностью использования результатов работы в преподавании спецкурсов по лингвистике текста, культуре речи, социолингвистике, в том числе в рамках межкультурной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ.

 

1.1.Сущность  и определение электронной коммуникации.

 

 Тема коммуникации в Интернете относительно недавно привлекла внимание исследователей. Активное обсуждение этого предмета в западной научной традиции началось с середины 90-х годов XX века, а в российской науке – с 2000-х годов. В англоязычной научной литературе, к сожалению, малодоступной российскому читателю, вопрос термина, обозначающего общение в Интернете, решился сразу с появлением периодического издания Journal of Computer – mediated Communication (журнал о компьютерно-опосредованной коммуникации).

Электронная коммуникация по определению американской лингвистки Сьюзан Херринг: «это осуществляемое преимущественно в текстовом виде взаимодействие человека с человеком, опосредованно связанными в сеть компьютерами или телефонией» [36].

В данном определении, на наш взгляд, важны следующие моменты:

- В определении указывается  на то, что речь идет именно  об общении человека с человеком  в отличие от другой возможной  формы – взаимодействия человека  и компьютера, например, в обучающих  программах или компьютерных  играх;

- В качестве способа опосредованной коммуникации могуть выступать как связанные в сеть компьютеры, так и мобильная телефония.

Российская исследовательница  И.Н. Розина, использующая рассматриваемый  термин, дает более широкое определение  электронной коммуникации как использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах [25, с. 219]. В данном определении учитываются следующие моменты:

- цели коммуникации;

- характер средства связи – электронный;

- передаваемые сообщения  чаще всего мультимедийные;

- участниками коммуникации  являются люди;

- такая коммуникация  может протекать в разных средах, контекстах и культурах.

На сегодняшний день особенности электронной коммуникации исследованы, на наш взгляд, недостаточно глубоко, что связано в первую очередь с не так давно начавшимся развитием области опосредованной коммуникации через Интернет.

В большей степени  с позиций психо- или социолингвистического  подхода исследуются отдельные виды электронной коммуникации: чаты, форумы, сетевые конференции. Теоретические разработки представлены в ряде диссертаций, либо разрозненно в отдельных статьях, зачастую существующих только в электронном виде.

Сегодня уже неоспоримым  фактом является то, что Интернет - самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

В виртуальном мире личность надевает маску, которая облегчает  процесс коммуникации, снимает психологические  барьеры, высвобождает творческое "я". Уникальные возможности для самовыражения  дают такие интерактивные формы общения в Интернете, как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной почты, телеконференции и т.д. Их сиюминутность также облегчает коммуникацию, снимая груз ответственности за долгосрочность последствий.

Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернет потребовал новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых:

  • сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику;
  • возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику;
  • игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

С появлением Интернета  существенно меняется судьба текста в обществе, так как в Интернет-сообществе человек-образ равен тексту, что особенно ярко проявляется в чатах и форумах, где реализуется базовое стремление человека к творческому самовыражению [30, c. 56].

Кроме того, обитатели  форумов практически полностью лишены вспомогательных средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики.

Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата.

Изучение проблем электронной  коммуникации представляет огромный интерес не только для социальной философии и психологии, но и лингвистики (в частности, для социолингвистики, прагмалингвистики и лингвистики текста), поэтому три этих направления зачастую пользуются достижениями друг друга для более объективной оценки процессов, происходящих в виртуальном пространстве. По мнению О.Д. Агапова, "в социальном плане Интернет представляет собой сложную структурированную коммуникативную систему, область общественного сознания и деятельности человека, обеспечиваемой технологическим прорывом второй половины XX в. Интернет – это зеркало современной цивилизации, ее информационное отражение, но не только. Одновременно – это и прообраз нового типа многообразных общественных отношений, их обогащение, дополнительно к устоявшимся «человек – природа», «человек – общество», «человек – человек», «человек – техника»" [31]. По утверждению А.Е. Войскунского, занимающегося проблемами психологии Интернет-использования и человеко-компьютерного взаимодействия, Интернет "превратился в своеобразную лабораторию испытаний над естественным языком" [33]. Среди русскоязычных исследователей, занимающихся проблемами изучения электронной, или компьютерной, коммуникации также можно выделить Е.Н. Галичкину, Д.В. Галкина, Л.Ю. Иванова, В.Ю. Нестерова и др.

С позиций социолингвистического  подхода мы можем говорить о электронной  коммуникации как о лингвистической категории, сочетающей в себе признаки личностно-ориентированного и статусно-ориентированного дискурса, вне зависимости от того, идет ли речь об общении в ICQ, веб-чатах, ведении Internet-дневников или о тематических форумах и сетевых конференциях. Термин "электронный" в данном случае предполагает наличие особого пространства, искусственно созданного при помощи технических средств, в котором существует возможность интерактивного общения собеседников. В ряде работ этот термин также имеет синоним «компьютерный», «виртуальный», однако, на наш взгляд, "электронный" – определение, более подходящее.

По словам Е.Н. Галичкиной, электронная коммуникация, "представляя  собой многотиповую функциональную разновидность публичной монологической и диалогической речи, характеризуется целым рядом специфических коммуникативных средств. Своеобразие речевого общения участников электронной коммуникации заключается не только в использовании профессионализмов, но и в комбинации лексических единиц, относящихся к разным стилям и регистрам, образованным в соответствии с прагматическими установками и целями общения в компьютерной сети" [7, c. 24].

Участники электронной  коммуникации – пользователи развлекательных, информационных и других ресурсов, предоставляемых сетью Интернет. Традиционная схема "агент – клиент", используемая для характеристики институционального высказывания, здесь не работает, так как собеседники находятся в ситуативном равноправии по отношению друг к другу. Отсутствие непосредственного контакта с собеседником позволяет соблюсти определенную анонимность и избежать возможного психологического дискомфорта, возникающего при общении в реальной действительности.

Для электронной коммуникации характерно отсутствие реальной статусной  и возрастной градации, которая заменяется определенной ролевой моделью поведения [6, c. 65]. Так, на уровне форума или чата существуют модераторы и посетители. Модераторы – группа пользователей, имеющих определенные привилегии по сравнению с обычными посетителями и регулирующих, таким образом, политику того или иного сетевого сообщества, в том числе уровень доступа посетителей. Помимо этих двух понятий для характеристики участников электронной коммуникации используются также определения "жжисты", "форумчане", "чатлане" (пользователи "живых журналов", форумов, чатов), "виртуалы" (виртуальные персонажи), "френды" (виртуальные друзья, от англ. friend – "друг") и т.д.

Хронотоп электронной  коммуникации ограничен техническими возможностями (наличием или отсутствием компьютера и выхода в Интернет) и человеческим фактором (наличием или отсутствием собеседника в "онлайне"). Однако, электронная коммуникация не имеет временных и пространственных границ. Благодаря подобным свойствам, появляется возможность для общения двух и более собеседников в единый момент времени из любых точек мира, что вызывает "размывание" государственных, национальных, экономических, политических и культурных границ. Виртуальное пространство, таким образом, реорганизуется и предстает в виде множества сетевых образований, где "собираются" участники электронной коммуникации – чатов, форумов, социальных сетей и т.д.

Стратегии электронной  коммуникации определяются его целями и реализуются в его видах. Основными целями электронной коммуникации являются 1) реализация оперативного решения актуальных вопросов; 2) поиск необходимой информации; 3) разнообразие досуга. Исходя из этого в рамках электронной коммуникации мы выделяем организующую коммуникативную стратегию, стратегию карнавализации и стратегию социализации.

Организующая коммуникативная стратегия заключается в совместных действиях участников электронной коммуникации, направленных на поддержание стабильности данной системы. Здесь мы можем говорить о соблюдении сетевого этикета и о системе штрафов, накладываемых на нарушителей правил, устанавливаемых в том или ином сообществе, на форуме и т.д. Традиционно нарушением этикета считается спам (массовая рассылка рекламы и так называемых "писем счастья" или объявлений заведомо ложного характера. Нарушение устанавливаемых правил поведения ведет к начислению штрафных процентов данному пользователю, либо к временному или полному исключению его из данного сообщества и занесению в так называемый "черный список" нежелательных пользователей.

Информация о работе Электронная коммуникация в современном мире