Интерактивная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Еще в начале века было доказано, что общий эффект деятельности группы в одном случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (эффект “групповой деформацией” или “ групповой глупостью”). Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Совместная деятельность и общение………………………………….. 5
2.Действие – главное содержание общения.
Транзактный анализ и его виды………………………………………… 8
3.Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий……............ 13
4.Типы взаимодействий…………………………………………………... 18
5.Конфликты в общении………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………… 25
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Интерактивная сторона общения.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Продуктивный  конфликт чаще возникает в том  случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а  порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы  ее решения. В таком случае сам  конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего, другую точку зрения — она становится более "легитимной". Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле:  есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное  противоречие в сознании)  или это обязательно наличие конфликтных действий.  [4-37с] Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта. Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и, прежде всего в ситуациях делового общения.

При анализе  различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы "психологического рисунка" взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

 

 

 

5. Конфликты в общении.

В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать  два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причем конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся.

Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов  высказанного требования, просьбы, приказа  для партнеров в общении, создающее  препятствие для их взаимопонимания  и взаимодействия. Особенно существенную роль смысловые барьеры приобретают в так называемом педагогическом общении, что объясняется возрастной разницей, жизненным опытом одних и отсутствием его у других, расхождением в интересах и, что особенно важно подчеркнуть, зачастую ошибками в выборе воспитательных воздействий со стороны старших. Здесь важное значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А.Н. Леонтьева.

 Известно, что,  помимо общепринятой системы  значений, слова, как и другие  факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл, т.е. особую значимость, для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем сказываются запечатленными его потребности. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься. Другими словами, в любой ситуации общения требуется "одинаковое понимание ситуации", т.е. понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия взаимодействия определена выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия. Влияние в  условиях межличностного взаимодействия. Основным направлением прикладных исследований психологического влияния или воздействия является изучение такой его функциональной формы, как воспитательное воздействие. Исследования многих отечественных психологов показывают, эти проблемы группируются вокруг изучения воспитателя (как индивидуального или группового субъекта воздействия) и требований, которым он должен удовлетворять, чтобы добиваться поставленных целей.

Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия. Иногда феномен психологического воздействия смешивается с феноменом действия. Между тем эти феномены различны. Действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. В то же время психологическое воздействие выступает как субъект - субъектное отношение.

Психологическое воздействие есть структурная единица, компонент общения. По своей сущности психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или  группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.). Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стойкости их изменений. Так, силой педагогических воздействий воспитатель может перестроить отношение ученика к тому или иному учебному предмету.

О более широких изменениях психики можно говорить тогда, когда перестраивается целая группа психических явлений, например эмоциональная сфера личности. Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Наблюдения показывают, что многие и даже большинство взрослых людей сознательно перенимают друг у друга взгляды, оценочные суждения и побуждения. Которые сохраняются на протяжении многих лет, выдерживая многочисленные испытания и превратности судьбы. В любой форме психологическое воздействие всегда основывается на определенных мотивах и преследует конкретные цели.

Однако как  отдельная личность, так и группа избирательно относятся к психологическим  воздействиям и связано это с  тем, что на пути этих воздействий  стоит психологическая защита своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы  и  требованиям их социального окружения от противоречащих им.

Таким образом, психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные  изменения в психике людей, а  через нее - в их деятельности и  поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Связь общения  с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д.

Здесь общение  выступает как сторона, часть  деятельности, как важнейший ее информативный  аспект, как коммуникация (общение первого рода). Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет "транслирует", репрезентирует себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует  для достижения цели деятельности) и даже в себе как в "другом".

Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает. Отмечу, что, к примеру, в рабовладельческом обществе, в результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людьми. Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось.

В.А. Сухомлинский писал: "Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни… Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы … сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь".

Общение как  продолжение себя в другом,  есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение  как коммуникация) выступило как  сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает  как часть, сторона общения, с  другой общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Андреева Г.М. « Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания» М., 2008г-200с

2.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.  « Зарубежная социальная психология  XX столетия. Теоретические подходы. Учебное пособие для вузов» М., Аспект Пресс, 2002г.-287с.

3. Бороздина  Г.В. Учебник «Психология делового  общения».2-е изд. 2004г.-295с.

4.Кудрявцев  С.В. «Конфликт и насильственное  преступление». М.,1991г.-150с.

5. Леонтьев А.Н.  « Психология общения» М., 2006г.-584с.

6. Петровская  Л.А. «Компетентность в общении»  М.,2009г.-347с.

 

 

 




Информация о работе Интерактивная сторона общения