3 модели коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:45, доклад

Описание работы

Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.

Файлы: 1 файл

три модели коммуникации.docx

— 153.42 Кб (Скачать файл)

Особое внимание авторы модели обращали на проблему интерпретации  сообщения. Если линейные модели (например, Шеннона—Уивера) в первую очередь  были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой  минимизацией технических шумов  в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию  сообщения. Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке  смысла передаваемого сообщения  со своими критериями, то в коммуникационном процессе возникает «семантический шум». Минимизировать его последствия  и сделать коммуникацию более  эффективной (результативной) можно  лишь посредством механизма «обратной  связи».

Двухканальная модель речевой  коммуникации. Имея в виду сложную  вербально-невербальную природу коммуникации и ряд принципиальных отличий  невербальной коммуникации от собственно речевой, отечественный психолог Б.П. Морозов предложил оригинальную модель, которая представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий  из вербального, собственно речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов.

Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости  невербальной функции от вербальной. Это обстоятельство нашло отражение  в теоретической модели в виде разделения вербального и невербального  каналов во всех звеньях системы  коммуникации: в начальном (источник речи, говорящий), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник, слушатель). Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Модель двуступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфсльдом  и Б. Берельсоном при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое  время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а  спустя некоторое время и под  влиянием «лидеров мнений». Обнаруженный феномен позволил существенно скорректировать  деятельность СМИ: стало очевидным, что можно работать с более  узкой и более четко очерченной группой. Это значительно облегчало  деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность.

Таким образом, вместо одноступенчатой  модели, которая была признана методологически  недостаточной для объяснения процессов  массовой коммуникации, была разработана  модель двуступенчатого потока. Согласно этой модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории  не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных  и активных людей — «лидеров мнений»  — через формальные каналы коммуникации — массмедиа. На втором этапе эти  лидеры передают послание дальше посредством  прямого контакта с членами своей  группы, т.е. в межличностном общении.

Модель «ИСКИ» (SMCR) была предложена американским специалистом в области  коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют  по названию входящих в нее элементов  в виде аббревиатуры ИСКП (SMCR): ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ - ПОЛУЧАТЕЛЬ В литературе часто встречается и другое ее название, по месту создания — Станфордская модель коммуникации.

Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются  с точки зрения имеющихся у  них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, социально-психологических  установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связана. Сообщение  рассматривается с позиции его  элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает  информация.

Данная модель является, пожалуй, наиболее простой и удобной  для знакомства с особенностями  конкретного коммуникационного  процесса, благодаря чему ее можно  считать базовой при рассмотрении отдельных элементов коммуникационного  процесса. Однако она обладает тем  же недостатком, что и ряд моделей, описанных выше: она монологична, однонаправлена — ее нельзя считать  полной без учета результата коммуникации и обратной связи.

Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникации разработана  Т.Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего  треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта и коммуникатора осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.

Определенное распространение  получила мозаичная модель Л.Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, грани которых соответствуют  источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Другую модель объемной коммуникации представляет спиральная модель Ф.Дэниса. В ней коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе 3 модели коммуникации