3 модели коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:45, доклад

Описание работы

Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.

Файлы: 1 файл

три модели коммуникации.docx

— 153.42 Кб (Скачать файл)

Наконец, философ Ойген  Розеншток-Хюсси (Eugen Rosenstock-Huessy, Германия – США, 1888-1973), провозгласивший тождество  ‘грамматики языка и грамматики общества’, считавший каждое высказывание политическим актом, видел в языке, в общении путь к миру в обществе: “Эта миротворческая миссия языка  держится на его способности связывать  воедино свободных и независимых  людей”. И еще: “речь укрепляет  временную и пространственную оси, на которых держится общество” –  чем не девиз для public relations и других коммуникативных технологий?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурные модели коммуникации.

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или  между группами людей по разным каналам  и при помощи различных коммуникативных  средств (вербальных, невербальных и  др.). Этот процесс может приобретать  различные формы в зависимости  от числа участников, целей участвующих  сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое  количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе. Большинство из них было создано  в XX в.

 

Но первая из известных  моделей была предложена еще Аристотелем.

Модель Аристотеля. Еще  в «Риторике» древнегреческий философ  писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором  он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» (Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000). Таким образом, данная модель универсальна — она отражает коммуникативный  акт как в устной, так и в  письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации:

ОРАТОР - РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ

Эти элементы, хотя и в  измененном виде, воспроизводятся и  в последующих моделях коммуникации. Греческая традиция искусства риторики была продолжена в Средневековье  и оставалась практически неизменной вплоть до XX в. Только с развитием  массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и под влиянием потребности в совершенствовании  методов пропаганды классическая модель претерпела изменения.

Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил  свою модель коммуникации, которая  раскрывается по мере ответа на последовательно  возникающие вопросы:

• кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала  как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью иссле- дования  этого процесса, его структуры  и отдельных элементов.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы  исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий  вопрос:

• анализ управления процессами коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или  иных фактов и событий в средствах  массовой информации;

• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру  передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;

• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными, вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;

• анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия; в  целом результативность коммуникации оценивалась на основании возникшего интереса к содержанию сообщения.

В 1968 Г. Лассуэлл предложил  более подробную версию своей  модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью  ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой  ситуации? С какими ресурсами? Используя  какую стратегию? Оказывает влияние  на какую аудиторию? С каким результатом? Вопрос кто? связан с определением источника  информации, который не всегда может  совпадать с коммуникатором, непосредственно  ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного  ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о  выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование  аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов  коммуникации как условие ее эффективности.

Ответ на вопрос в какой  ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной  — осуществляется коммуникативный  акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных  барьеров между коммуникатором и  аудиторией, которые препятствуют доведению  информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих  специалистов-коммуникаторов, так и  финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также  эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя  какую стратегию? — значит правильно  выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения результативной коммуникации. Стратегия — это не только определение  перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей  их достижения. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратегии руководствуются  решением следующих задач: обеспечение  возможно более полной информации; обеспечение надежной, быстрой и  эффективной обратной связи.

Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность  коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей). Поиск «своей»  аудитории и умение подобрать  к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния  требуют высокого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований.

Отвечая на вопрос с каким  результатом ?, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникационного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы  в установленные сроки и с  наименьшими издержками. Коммуникативная  эффективность обусловлена изменением в знаниях и установках, убеждениях или поведения получателя информации.

«Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного  процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия - в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем  коммуникацию не однонаправленной и  не «саму по себе», а как двусторонний процесс.

Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие  на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести  переговоры по телефону. При этом время  разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоделировать  К. Шеннон и У. Уивер в разработанной  ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник —  это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик —  кодирующее устройство, преобразующее  звуковые волны в электрические  импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов  в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При  этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а  абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии  связи.

Аналогичным образом осуществляется связь с помощью телеграфных  и радиосистем. При их использовании  также возникают «шумы», понимаемые в техническом смысле как любые  искажения или помехи, отличающиеся от полезного сигнала или сообщения, предназначенного для передачи. Математическая теория коммуникации и была первоначально  разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление  шумов может быть достигнуто путем  использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности —  повторения элементов сообщения  для предотвращения коммуникативной  неудачи — чаще всего демонстрируют  на примере естественных человеческих языков. Считается что все языки  приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при  этом все же сохранится возможность  понимания резко снижается. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом  которого возможность понимания  резко снижается. В особенности  трудно в условиях шума понимать сообщение, использующее малознакомый код.

Математическая теория связи  Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно  лишь, какое количество сигналов передается. С точки зрения Шеннона, информация — противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень  ее упорядоченности (при этом Шеннон отмечает, что слишком большой  объем информации также увеличивает  степень неопределенности — возникает  «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет  и ряд ограничений:

• она механистична —  отражает преимущественно технические  способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника»  или «приемника» информации;

• она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

• коммуникативный процесс  в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Модель М. де Флера. Зачастую неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, является причиной многих затруднений общения. Эта мысль, уже заложенная в модели Шеннона—Уивера, привлекла внимание и получила дальнейшее развитие в  исследованиях М. де Флера. В частности, он отмечает, что в коммуникативном  процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое  отправитель затем переводит  в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте  назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая  в сознании отправителя, соответствует  идее, возникшей в сознании получателя, то коммуникация состоялась. Однако, согласно де Флеру, полное соответствие является весьма редким.

В модели де Флера учтен  основной недостаток линейной модели Шеннона—Уивера — отсутствие обратной связи. Он замыкает цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей  весь путь в обратном направлении, включая  трансформацию значения под воздействием «шума». Обратная связь дает коммуникатору  возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному  каналу для повышения эффективности  передачи информации и увеличения вероятности  соответствия между отправленным и  принятым значениями.

Циркулярная модель коммуникации. В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь  делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели. Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предложена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Шрамм полагал, что  было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как  линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В действительности это процесс бесконечный; чтобы  исправить неточность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический  характер коммуникации, когда ее участники (источник и получатель) периодически меняются ролями. Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс  связи, когда и отправитель, и  получатель информации в равной степени  взаимодействуют друг с другом, обмениваясь  сообщениями (сигналами).

Информация о работе 3 модели коммуникации