Элементы информационно-поисковой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Информационно-поисковая система – это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.
Главной задачей любой информационно-поисковой системы является поиск информации в соответствии с информационными потребностями пользователя, формируемыми в виде запроса. Очень важно в результате проведенного поиска ничего не потерять, то есть найти в индексе все документы, относящиеся к запросу (полнота поиска), и не найти ничего лишнего (точность поиска). Поэтому вводится качественная характеристика процедуры поиска – релевантность.

Файлы: 1 файл

контрольная работа инф. техн. -1.docx

— 37.79 Кб (Скачать файл)

Библиотечный поиск - документальный, осуществляемый с целью нахождения первичных документов в их собрании (фонде). Соответствующая информационно-поисковая система, называется библиотечной.

При документальном поиске потребитель информации сам извлекает из документов интересующие его факты и идеи.

Фактографический поиск представляет собой поиск фактов, непосредственно отвечающих на запрос. Например, на запрос "Суда на подводных крыльях, выпускаемые промышленностью СССР", документальная информационно-поисковая система выдает книги, статьи, информационные материалы, содержащие сведения об этих судах; фактографический поиск выдает перечень судов с их техническими характеристиками. Важно иметь в виду, что фактографические информационно-поисковая системы способны обслуживать не любые запросы, а только запросы фактографического характера. Например, если специалисту нужно ознакомиться с состоянием какой-либо проблемы, проследить развитие идеи, то ему требуется документальный поиск.

Фактографическая информационно-поисковая система - информационно-поисковая система, обеспечивающая хранение и поиск фактографической информации. ФИПС используется в системах экономического управления, научно-технической информации, в городских справочных службах.

К фактографической информации относят как сведения, извлекаемые из документов (первичных или вторичных), так и получаемые непосредственно от источников их возникновения (специалистов, измерительных систем и т.д.). Чтобы обеспечить хранение и поиск такой информации, ее фиксируют на специальных форматах в виде фактографических описаний. Фактографическое описание - совокупность данных (признаков, характеристик), относящихся к некоторому объекту (процессу, явлению).

Существуют автоматизированные ФИПС трех поколений. Системы первого поколения обеспечивают накопление данных об объектах, их коррекции и поиск по одному типу запроса с выдачей всего набора данных, имеющихся в фактографическом описании. Отображаемые объекты принадлежат к одному классу и записываются заданным набора данных (характеристик) в фиксированном формате. В таких системах автоматизируются поиск и вывод информации, а в некоторых случаях - ввод и коррекция фактографических описаний. ФИПС второго поколения решают задачи накопления данных об объектах, их коррекции поиска по фиксированному набору типов запросов с селективной, выдачей информации об объектах, а также осуществляют в определенных пределах синтез информации. Отображаемые объекты могут принадлежать различным классам и имеют регламентированный для каждого класса набор данных фиксированного формата. В таких системах автоматизированы ввод-вывод, поиск, коррекция и синтез информации...

ФИПС третьего поколения накапливают данные об объектах, осуществляют их коррекцию, поиск по нерегламентированному кругу запросов с селективной выдачей информации, а также решают нерегламентированный круг задач синтеза информации. Отображаемые объекты принадлежат к различным классам и имеют не регламентированный набор данных нефиксированного формата.

В системах этого рода автоматизированы ввод-вывод, поиск, коррекция и синтез информации, а также процесс внешнего взаимодействия потребителей с системой. Основное отличие документальной информационно-поисковой системы в том, что она выдает потребителю на выходе те же документы, которые в свое время поступили на ее вход, а фактографическая информационно- поисковая система, выдает фактографические описания, созданные в результате аналитико-синтетической переработки входных документов внутри системы.

Для синтезирования фактографических описаний ФИПС должны располагать специальным аппаратом, проверяющим достоверность вновь поступившей информации, сопоставление ее с уже известной, корректировку и пополнение фактографических описаний. Эффективная реализация такого аппарата возможна лишь в автоматизированных информационно-поисковых системах.

С точки зрения режима распространения информации различают три вида информационно-поисковых систем:

- избирательное распространение информации (ИРИ), обеспечивающее периодические (раз в две недели или раз в месяц) поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и выдачу потребителям оповещений о найденных документах;

- ретроспективный поиск (Ш), осуществляющий справочное обслуживание по разовым запросам в массиве информации долговременного хранения;

- интегральные системы, работающие как в режиме текущего информирования (ИРИ), так и в режиме справочного Обслуживания (РП).

Следует отметить, что и документальные, и фактографические информационно-поисковые системы могут работать во всех режимах распространения информации.

5. Элементы информационно-поисковой системы.

Элементами реальной информационно-поисковой системы являются:

- массив документов (текстов, записей), выступающих в качестве  объекта поиска;

- информационно-поисковый  язык - искусственный язык, предназначенный  для описания содержания и  формы документов и (или) запросов  для последующего осуществления  поиска;

- правила (алгоритмы, методы) индексирования, следуя которым  производится описание средствами  ИПЯ документов и запросом (перевод  их с естественного языка на  информационно-поисковый) в результате  индексирования документа получается поисковый образ документов (ПОД), а индексирования запроса – поисковое предписание (ПП);

- правила (алгоритмы, методы) поиска документов, соответствующих  запросу, которые задаются в виде  критерия соответствия (критерия  выдачи);

- технические средства, с  помощью которых реализуется  информационно-поисковая система, т.е. осуществляются гранение и поиск информации;

- обслуживающий персонал - индексаторы и технические работники, обеспечивающие обработку и ввод  в систему документов, а также  операторы информационно-поисковой системы, производящие поиск информации и выдачу ее потребителю (в качестве оператора ИПС может выступать и сам потребитель информации).

Информационный запрос не включается в состав информационно-поисковой системы и рассматривается как сигнал, поступающий из внешней среды к оператору.

От состава и тематики документов зависят ИПЯ, правила индексирования и поиска. Выбор ИПЯ обусловливает способ организации ЗУ и пригодные для реализации информационно-поисковой системой технические средства. ИПЯ и технические элементы информационно-поисковой системы предъявляют определенные требования к квалификации обслуживающего персонала. Учет системных взаимосвязей необходим для правильной разработки реальных информационно-поисковых систем.

В процессе анализа информационно-поисковые системы часто рассматривают отдельно материальные составляющие (массивы документов, технические средства, персонал) и семантические средства (ИПЯ, методы индексирования и поиска). Совокупность ИПЯ, методов индексирования и поиска принято в теории ИПС называть абстрактной ИПС.

С помощью семантических средств информационно-поисковых систем осуществляются смысловые операции обработки документов и запросов и отбор документов, подлежащих выдаче. Последовательность этих операций представлена в виде формулы (I).

Li ® Si « Sd ¬ Ld (I)

где Li – текст запроса на естественном языке;

Si – представление запроса на ИПЯ (ПП);

Ld - текст документа на естественном языке;

Sd - представление документа на ИПЯ (ПОД);

® - индексирование; « - сопоставление ПОД и ДП в соответствии с заданным критерием выдачи.

Из формулы (I) видно, что семантические информационно-поисковые операции сводятся к моделированию смысла текста, что требуется для перевода с естественного языка на ИПЯ (операция индексирования) и к сравнению смысла текстов на информационно-поисковом языке для установления их соответствия.

6. Технические средства реализации информационно-поисковых систем.

Для информационного поиска используются технические средства специального и более широкого назначения. Можно выделить следующие виды информационно-поисковых устройств (ИПУ):

- библиотечные - картотеки или книжные издания (реферативные журналы, справочники, энциклопедии и др.);

- средства организационной техника (оргтехники) - ручные (обозримые картотеки, вращающиеся картотеки, рейтерные карты) и малой механизации (перфокарты с краевой или щелевой перфорацией, суперпозиционные перфокарты);

- вычислительная техника общего значения (счетно-перфорационная, электронные вычислительные машины);

- специальные селекторы, применяющиеся для поиска перфоносителей, магнитных записей, микроизображений.

Вывод.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод , рост интенсивности информационных потоков сопровождается усложнением их тематической структуры. Большинство отраслей науки и техники не может обходиться информацией только о тех знаниях и достижениях, которые получены в рамках этих отраслей, и во все большей степени нуждаются в политематическом информационном обеспечении. Складывается ситуация, когда либо каждая отрасль должна создавать у себя информационную систему почти универсального характера и обрабатывать соответствующие информационные потоки самостоятельно, либо вступать в кооперацию с другими отраслями и производить с ними обмен результатами обработки информационных потоков, соответствующих их традиционной тематической направленности.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
 
1. Барановская Т.П. и др. Информационные системы и технологии в экономике. М.: Издательство: Финансы и статистика, 2003 г.  
2. Гавриков А. О роли и месте справочно-правовых систем  
в современном праве. www.yurclub.ru. 15.10.2001  
3. Гаскаров Д.В. Интеллектуальные информационные системы. М.: Издательство: Высшая школа, 2003 г.  
4. Гринберг А.С., В. М. Шестаков Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. М.: Издательство: Юнити-Дана, 2003 г.  
5. Душин В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем. М.: Издательство: Дашков и Ко, 2005 г.  
6. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. М.: Издательство: Горячая Линия Телеком, 2004 г.  
7. Патрушина С.М. Информационные системы в бухгалтерском учете Издательство: МарТ; 368 стр., 2003 г.  
8. Родионов И.И., и др. Рынок информационных услуг и продуктов Издательство: МК-Периодика 552 стр., 2005 г.  
9. Хорошилов А.В., Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы. М.: Издательство: Питер, 2004 г.  
10. Шафрин Ю. Информационные технологии. Часть 2. М.: Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.  
11. Широков Л.А. Бухгалтерские информационные системы. М.: Издательство: МГИУ, 2002 г.  
17. www.consultant.ru

 

 


Информация о работе Элементы информационно-поисковой системы