Человек и компьютер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, - в лице последних достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, - имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ключевыми социотехническими условиями, формирующими и направляющими процессы постиндустриального развития, является сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, в частности, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания.

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно-психологические изменения деятельности человека 5
2. Информационная деятельность и человек 8
3. Социокультурные изменения и человека в информационно-техническом мире 10
4. Информационная культура и человек в информационно-техническом мире 13
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

«Человек и компьютер».doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Информационная деятельность имеет  длительный период развития, первоначально воплощаясь в деятельности журналистов, переводчиков, агентов частных и государственных спецслужб, консультантов дипломатических и юридических служб, адвокатских бюро и т.д.

Неоднородность информационной деятельности в сфере науки предопределена историческим развитием разделения труда внутри самой науки.

Информационная деятельность перерастает свои прежние границы и становится основой социальной организации современного общества, способствующей  превращению постиндустриальной фазы его развития в фазу информационную. Это приводит к возникновению принципиально новых ситуаций  в познании и практической деятельности человека, а также оказывает влияние на конфигурацию социальной структуры, формы занятости,  системы ценностей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социокультурные изменения и человек в

информационно-техническом мире

 

Одним из социокультурных изменений  является глобализация. Глобализация находит свои социально-политические и культурные выражения в том, что стремительно изменяются формы существования государственных, национальных и социокультурных форм развития человеческих сообществ. Свое техническое воплощение глобализация получила в сети Интернет. Функциональность технической модели организации сети Интернет является порождающим началом основных особенностей современных социально-экономических процессов. Свою социальную выраженность они находят в увеличении взаимодействий между людьми

“Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Д. Л. Спар, - его связи  незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интегрирующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара.

Перенос в электронную среду  сети Интернет различных видов экономической  деятельности является важнейшим  условием формирования сетевой экономики  как принципиально нового типа экономических  взаимодействий.

В США и Европе внедрение информационных технологий в жизнедеятельность различных подсистем современного общества  происходит  на основе государственной политики, согласованной и определенной культурными и социальными приоритетами, а также техническими  и финансовыми возможностями.

 В свою очередь в  России  развитие  процесса переноса традиционных видов деятельности в электронную среду Интернет происходило на началах самоорганизации и за счет  материальных и  моральных затрат самих фирм и их руководителей.  При этом окупаемость этих затрат  часто была выразима не  только в увеличении доходов фирмы   и   расширении коммуникативных взаимодействий, но и в приобретении  статуса и авторитета, а также  влияния в конкурентной среде, во властных структурах и привлечении внимания   общества к своей деятельности.

Процесс переноса традиционных видов деятельности в электронную среду сети Интернет приобретал  хаотичный и неуправляемый характер, без учета его реальных преимуществ и выгод, а также без понимания сути социализирующих эффектов информационных технологий.

Между тем,   социализирующий эффект информационных технологий состоит в организации коммуникативных взаимодействий,  модернизации процессов управления, развитии начал самоуправления и возрастании значимости предпринимательской деятельности. 

В информационном обществе особым фактором развития производства  становится человеческий капитал, т.е. "индивидуальная способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности"[3]     и представляющая собой такое сочетание  интуиции и разума, которое опирается на опыт и самосознание личности, участвует в развитии личных или деловых коммуникаций  и действует благодаря существованию внутренних побудительных мотиваций.

Информационно-коммуникативные технологии становятся ведущим средством  организации жизнедеятельности людей и функционирования социальных институтов общества, указывает на расширение прикладных функций научного знания. Однако, очевидность и доступность этой оценки свидетельствует, что такая точка зрения не выходит за рамки понимания значимости науки и научного знания для развития современных форм социальной жизни.

   Система деятельностей индустриального  общества была структурно ориентирована  на развитие производственных  процессов крупного промышленного  производства,  управление собственностью и капиталом в его вещественных и невещественных  формах.  Научная и инженерная деятельность, менеджмент,  экономическое и социальное прогнозирование, а впоследствии моделирование развития социокультурных процессов стали приоритетными направлениями в развитии и воспроизводстве системы деятельностей капиталистического хозяйства.

Именно они ориентировали и  экономику,  и управление  и  в целом социальную систему  на принципы рациональности и эффективности  использования имеющихся ресурсов развития. Вместе с тем, достижения научно-технической революции становились не только фактором совершенствования производственных процессов в виде  средств   механизации трудовых операций и автоматизации отдельных видов производств. Они становились  и средством преобразования социокультурной среды индустриального общества.

  Важнейшим направлением в  изменениях характера деятельности  человека на этапе перехода  от индустриальной к постиндустриальной  системе стал процесс ее активной  технологизации. Создание технологии как определенного упорядоченного процесса действий, не только гарантирует заранее заданные свойства товаров или услуг, но обеспечивает рациональность самого процесса деятельности человека. Более того, принцип технологизации привносит в человеческую деятельность элементы норм, запретов, правил, стандартов и образцов, которые или удаляются из процесса осуществления деятельности, или становятся  объектом культивирования  и  поддаются дальнейшему развитию, что особенно важно для моделирования социокультурных параметров жизнедеятельности человека.   

Потребность в технологизации системы  деятельностей постиндустриальной фазы экономического роста и социального  развития   возникла не случайно. Система деятельностей  постиндустриального  этапа   ориентирована в большей степени на предоставление услуг в различных сферах общественного производства и потребления, воспроизводя иной, чем прежде, тип социальных и деловых отношений. Объективно особенности нового типа социальных и деловых отношений, возникающих при ориентации системы деятельностей на предоставление услуг в различных сферах экономики и управления, складываются на основе отличительных признаков услуги как определенной формы экономического действия.

Основная установка деятельности человека формируется на основе  использования прикладных возможностей научного знания и накопления информации о технологических возможностях различных видов деятельности. Характер деятельности получает импульс развития за счет индивидуализации ее целей, осознания и учета требований клиентов, использования актуальных форм информационных взаимодействий и обменов, поиска информации о перспективных направлениях в сфере профессиональной деятельности,  т.д.

В силу этого интеллектуальные технологии, ориентирующие профессиональный  опыт человека в имеющихся образцах и моделях различных видов  человеческой деятельности, стали альфой и омегой развития постиндустриального типа экономического развития. В отличие от производственной, интеллектуальная технология направлена на  рефлексивное  представление знаний, умений, интеллектуального опыта и навыков в определенной сфере деятельности,  искусственное моделирование    которых  позволяет развивать и оптимизировать живые системы деловых,  политических,  социальных и культурных связей и коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

4. Информационная культура и человек в

информационно-техническом  мире

 

Феноменом  современной информационной революции является смещение центра значений человеческой активности из сферы материального производства в сферу производства знаний и финансовых услуг. Этот процесс сопровождается отчетливо выраженными изменениями сферы труда и управления с выдвижением на первый план таких факторов ее развития как интеллектуализация и технологизация основных  производственных процессов.

Со своей стороны социокультурным  фактором развития  человека в информационно-техническом  мире, становятся  укрепление престижа сферы образования, которое приобретает новый смысл и новые, социально значимые параметры. Отметим при этом, что образованность человека  в информационном мире оказывается не столько отличительным  социальным качеством, сколько фактором развития  самосознания и потенциала человеческой личности, поскольку не что иное, как именно образование обеспечивает перспективу социальной  реализации способностей и талантов, составляющих основу личностного роста и развития.

 Кроме того, в  условиях  быстрой смены стереотипов социального поведения и превращения коммуникации в важнейший элемент социальных связей,  именно образованность человека становится актуальным и  личностно значимым средством адаптации к потенциально неопределенному будущему.

Среди исследователей и ученых не существует единой точки зрения на функциональное значение образования в информационно-техническом мире. Так, Ф.Фукуяма предполагает, что различия в уровне образования почти автоматически предопределяют и социальный статус человека, и его социальные перспективы. "Для человека, имеющего диплом хорошего учебного заведения, практически нет, -  пишет он, - препятствий в продвижении по службе. Социальное неравенство возникает в результате неравного доступа к образованию; необразованность, - завершает ученый, - вечный спутник граждан второго сорта[8]". 

В свою очередь Б.Гейтс придерживается иной точки зрения и, любя повторять, что борьба за таланты только начинается, акцентирует более значимый  и  организующий  момент современной  образовательной практики. В контексте наблюдений за характером социальной мобильности в информационном обществе его точка зрения  обосновывает изменение в нем форм конкурентной борьбы, поскольку  новый тип социальных и деловых отношений и ориентация системы деятельностей  информационного общества на предоставление услуг требует от человека не просто образованности, но социально приемлемого выражения талантов и способностей, а также умения ориентироваться в изменчивости условий создания богатства и личного благополучия.   Это говорит о том, что образованность в информационном обществе  приобретает или может приобрести значение массового продукт то время как талант и способности являются основой человеческого капитала и воспроизводятся благодаря затратам личного труда, приобретения практических навыков в определенных сферах деятельности и постоянного обновления знаний. 

Высказанные Б.Гейтсом соображения  косвенно подтверждаются также и  аргументами российских исследователей процессов становления информационного  общества, которые оппонируют  распространенному мнению о том, что  повышение роли информации в социальной и экономической деятельности трактуется как  уменьшение  значимости труда и капитала как факторов производства. "Такая точка зрения, -  пишет  В.Н.Костюк, - неверна, поскольку знание не обладает эффектом прямого действия. Чтобы произвести какое-либо действие, знание должно трансформироваться в деятельность или в человеческий капитал.

При этом и позиция, и аргументация российских ученых  свидетельствует  о предположении существования  философски значимого, но не всегда социально очевидного различия между природой информации и знания. Очевидно, что критическое различение информации и знания  является наиболее плодотворным в контексте размышлений о необходимых и достаточных изменениях социокультурных и социально-политических форм, которые принимает в действительности человеческой истории социальное движение информации и, соответственно, характер разрешения противоречий и проблем человека в информационно-техническом мире.

Соотношение информации и знания, рассматриваемое в качестве социально-философской проблемы, актуально уже в контексте познания и сознательного выбора путей развития в социуме нового знания. Решение социально-практических сторон этой проблемы  связано с ответственным вниманием к информации об изменениях предметной основы в уже сложившихся системах представления знания.

Показательно в этом отношении, что именно информатика и технология в настоящее время активно ищут иного самоопределения для своих предметных областей, увязывая эти поиски с выбором новых ценностных оснований для решений проблем человека и общества, актуальность которых порождена прошлым опытом в развитии техники и технологий и выборе социального спектра их применения.

Таким образом, проблема соотношения  информации и знания, рассматриваемая под углом зрения социально-философского анализа  приобретает свое значение сразу в нескольких системах социальных координат

Во-первых, она имеет непосредственное отношение к характеру оценок социально значимого соотношения  традиций и перспектив развития  интеллектуальных деятельностей и порождаемых ими систем ценностей, на основе которых формируется не только социокультурная трансляция интеллектуального опыта, но и характер его усвоения последующими поколениями. Это зависит от складывающейся в обществе информационной базы и принципов социально-психологических и финансовых взаимодействий в сфере образования и интеллектуальной деятельности.

Во-вторых, проблема соотношения информации и знания актуальна для развития информационного общества с точки зрения выбора социально приемлемых  принципов его организации, которая самым непосредственным образом влияет на формы и образование социальной структуры, формирование новых слоев общества и развитие их социальных целей, образа жизни, влияния и авторитета в качестве социальных и культурных сил  исторического развития общества.

В-третьих,  подходы к решению  проблемы соотношения информации и  знания выходят за рамки формально-логически  организованного дискурса  философских  размышлений и требуют осознания диалектики социального движения информации не только в качестве технически организованного научного знания, но и в качестве прогностической основы его творческого развития,  имеющей в том числе и аксиологические аспекты. Именно в этом случае информационные взаимодействия могут приобрести во многом  интеллектуальный и значимый в социокультурном отношении диапазон развития. Кроме того, это становится основой формирования у человека информационных потребностей и интересов и способно воздействовать на образование доминант этической и социальной ответственности в ситуациях обращения со знанием.

Информация о работе Человек и компьютер