Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:18, реферат
Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, - в лице последних достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, - имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ключевыми социотехническими условиями, формирующими и направляющими процессы постиндустриального развития, является сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, в частности, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания.
Введение 3
1. Организационно-психологические изменения деятельности человека 5
2. Информационная деятельность и человек 8
3. Социокультурные изменения и человека в информационно-техническом мире 10
4. Информационная культура и человек в информационно-техническом мире 13
Заключение 19
Список литературы 21
Информационная деятельность имеет длительный период развития, первоначально воплощаясь в деятельности журналистов, переводчиков, агентов частных и государственных спецслужб, консультантов дипломатических и юридических служб, адвокатских бюро и т.д.
Неоднородность информационной деятельности в сфере науки предопределена историческим развитием разделения труда внутри самой науки.
Информационная деятельность перерастает свои прежние границы и становится основой социальной организации современного общества, способствующей превращению постиндустриальной фазы его развития в фазу информационную. Это приводит к возникновению принципиально новых ситуаций в познании и практической деятельности человека, а также оказывает влияние на конфигурацию социальной структуры, формы занятости, системы ценностей и т.д.
3. Социокультурные изменения и человек в
информационно-техническом мире
Одним из социокультурных изменений является глобализация. Глобализация находит свои социально-политические и культурные выражения в том, что стремительно изменяются формы существования государственных, национальных и социокультурных форм развития человеческих сообществ. Свое техническое воплощение глобализация получила в сети Интернет. Функциональность технической модели организации сети Интернет является порождающим началом основных особенностей современных социально-экономических процессов. Свою социальную выраженность они находят в увеличении взаимодействий между людьми
“Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Д. Л. Спар, - его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интегрирующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара.
Перенос в электронную среду сети Интернет различных видов экономической деятельности является важнейшим условием формирования сетевой экономики как принципиально нового типа экономических взаимодействий.
В США и Европе внедрение информационных технологий в жизнедеятельность различных подсистем современного общества происходит на основе государственной политики, согласованной и определенной культурными и социальными приоритетами, а также техническими и финансовыми возможностями.
В свою очередь в России развитие процесса переноса традиционных видов деятельности в электронную среду Интернет происходило на началах самоорганизации и за счет материальных и моральных затрат самих фирм и их руководителей. При этом окупаемость этих затрат часто была выразима не только в увеличении доходов фирмы и расширении коммуникативных взаимодействий, но и в приобретении статуса и авторитета, а также влияния в конкурентной среде, во властных структурах и привлечении внимания общества к своей деятельности.
Процесс переноса традиционных видов деятельности в электронную среду сети Интернет приобретал хаотичный и неуправляемый характер, без учета его реальных преимуществ и выгод, а также без понимания сути социализирующих эффектов информационных технологий.
Между тем, социализирующий эффект информационных технологий состоит в организации коммуникативных взаимодействий, модернизации процессов управления, развитии начал самоуправления и возрастании значимости предпринимательской деятельности.
В информационном обществе особым фактором развития производства становится человеческий капитал, т.е. "индивидуальная способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности"[3] и представляющая собой такое сочетание интуиции и разума, которое опирается на опыт и самосознание личности, участвует в развитии личных или деловых коммуникаций и действует благодаря существованию внутренних побудительных мотиваций.
Информационно-коммуникативные технологии становятся ведущим средством организации жизнедеятельности людей и функционирования социальных институтов общества, указывает на расширение прикладных функций научного знания. Однако, очевидность и доступность этой оценки свидетельствует, что такая точка зрения не выходит за рамки понимания значимости науки и научного знания для развития современных форм социальной жизни.
Система деятельностей
Именно они ориентировали и экономику, и управление и в целом социальную систему на принципы рациональности и эффективности использования имеющихся ресурсов развития. Вместе с тем, достижения научно-технической революции становились не только фактором совершенствования производственных процессов в виде средств механизации трудовых операций и автоматизации отдельных видов производств. Они становились и средством преобразования социокультурной среды индустриального общества.
Важнейшим направлением в
изменениях характера
Потребность в технологизации системы
деятельностей
Основная установка
В силу этого интеллектуальные
технологии, ориентирующие
4. Информационная культура и человек в
информационно-техническом мире
Феноменом современной информационной революции является смещение центра значений человеческой активности из сферы материального производства в сферу производства знаний и финансовых услуг. Этот процесс сопровождается отчетливо выраженными изменениями сферы труда и управления с выдвижением на первый план таких факторов ее развития как интеллектуализация и технологизация основных производственных процессов.
Со своей стороны
Кроме того, в условиях
быстрой смены стереотипов соци
Среди исследователей и ученых не существует единой точки зрения на функциональное значение образования в информационно-техническом мире. Так, Ф.Фукуяма предполагает, что различия в уровне образования почти автоматически предопределяют и социальный статус человека, и его социальные перспективы. "Для человека, имеющего диплом хорошего учебного заведения, практически нет, - пишет он, - препятствий в продвижении по службе. Социальное неравенство возникает в результате неравного доступа к образованию; необразованность, - завершает ученый, - вечный спутник граждан второго сорта[8]".
В свою очередь Б.Гейтс придерживается иной точки зрения и, любя повторять, что борьба за таланты только начинается, акцентирует более значимый и организующий момент современной образовательной практики. В контексте наблюдений за характером социальной мобильности в информационном обществе его точка зрения обосновывает изменение в нем форм конкурентной борьбы, поскольку новый тип социальных и деловых отношений и ориентация системы деятельностей информационного общества на предоставление услуг требует от человека не просто образованности, но социально приемлемого выражения талантов и способностей, а также умения ориентироваться в изменчивости условий создания богатства и личного благополучия. Это говорит о том, что образованность в информационном обществе приобретает или может приобрести значение массового продукт то время как талант и способности являются основой человеческого капитала и воспроизводятся благодаря затратам личного труда, приобретения практических навыков в определенных сферах деятельности и постоянного обновления знаний.
Высказанные Б.Гейтсом соображения
косвенно подтверждаются также и
аргументами российских исследователей
процессов становления
При этом и позиция, и аргументация российских ученых свидетельствует о предположении существования философски значимого, но не всегда социально очевидного различия между природой информации и знания. Очевидно, что критическое различение информации и знания является наиболее плодотворным в контексте размышлений о необходимых и достаточных изменениях социокультурных и социально-политических форм, которые принимает в действительности человеческой истории социальное движение информации и, соответственно, характер разрешения противоречий и проблем человека в информационно-техническом мире.
Соотношение информации и знания, рассматриваемое в качестве социально-философской проблемы, актуально уже в контексте познания и сознательного выбора путей развития в социуме нового знания. Решение социально-практических сторон этой проблемы связано с ответственным вниманием к информации об изменениях предметной основы в уже сложившихся системах представления знания.
Показательно в этом отношении, что именно информатика и технология в настоящее время активно ищут иного самоопределения для своих предметных областей, увязывая эти поиски с выбором новых ценностных оснований для решений проблем человека и общества, актуальность которых порождена прошлым опытом в развитии техники и технологий и выборе социального спектра их применения.
Таким образом, проблема соотношения информации и знания, рассматриваемая под углом зрения социально-философского анализа приобретает свое значение сразу в нескольких системах социальных координат
Во-первых, она имеет непосредственное
отношение к характеру оценок
социально значимого
Во-вторых, проблема соотношения информации и знания актуальна для развития информационного общества с точки зрения выбора социально приемлемых принципов его организации, которая самым непосредственным образом влияет на формы и образование социальной структуры, формирование новых слоев общества и развитие их социальных целей, образа жизни, влияния и авторитета в качестве социальных и культурных сил исторического развития общества.
В-третьих, подходы к решению проблемы соотношения информации и знания выходят за рамки формально-логически организованного дискурса философских размышлений и требуют осознания диалектики социального движения информации не только в качестве технически организованного научного знания, но и в качестве прогностической основы его творческого развития, имеющей в том числе и аксиологические аспекты. Именно в этом случае информационные взаимодействия могут приобрести во многом интеллектуальный и значимый в социокультурном отношении диапазон развития. Кроме того, это становится основой формирования у человека информационных потребностей и интересов и способно воздействовать на образование доминант этической и социальной ответственности в ситуациях обращения со знанием.