Человек и компьютер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, - в лице последних достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, - имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ключевыми социотехническими условиями, формирующими и направляющими процессы постиндустриального развития, является сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, в частности, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания.

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно-психологические изменения деятельности человека 5
2. Информационная деятельность и человек 8
3. Социокультурные изменения и человека в информационно-техническом мире 10
4. Информационная культура и человек в информационно-техническом мире 13
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

«Человек и компьютер».doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«московский государственный архитектурно-строительный университет» (мГАСУ)

кафедра отечественной истории и культуры

 

 

 

 

 

 

 

реферат

на тему: «Человек и  компьютер»

 

 

 

Группа      

ТЭз-01

 

Студент     

Шайтан Д. И.

 

Преподаватель

Доц. Туркин Н.В.

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

Содержание

Введение 3

1. Организационно-психологические изменения деятельности человека 5

2. Информационная деятельность и человек 8

3. Социокультурные изменения и человека в информационно-техническом мире 10

4. Информационная культура и человек в информационно-техническом мире 13

Заключение 19

Список литературы  21

 

Введение

 

Современный период развития человеческой культуры и цивилизации  характеризуется новым этапом в эволюции характера основных  социальных процессов и отличается стремлением развитого  индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение  этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество,  - в лице последних достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, - имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ключевыми социотехническими условиями,  формирующими и направляющими процессы постиндустриального развития, является сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, в частности, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания.

 Расширение сфер применения  технических и технологических  инноваций порождает неоднозначные и нетривиальные формы государственного,  политического и социокультурного развития. Положение и место человека в современном мире стремительно изменяется.

 Анализу и изучению основных  характеристик этих феноменов  современного цивилизационного развития было посвящено немало исследований, среди которых необходимо выделить работы Д.Белла, М.Кастельса, Д.Лайона, Дж.Мартина, И.Масуды, А.Тоффлера, Ф.Фукуямы, Ф.Хайека. Во многом именно им принадлежат заслуги в привлечении внимания, что конкретной формой самоорганизации жизнедеятельности человека в мире современных технологий выступает информационное общество.

 В рамках предложенных ими  концепций информационное общество  в целом рассматривается как  модель развития социальных связей  и отношений, формирование которой происходит за счет достижений "электронной революции", а также благодаря быстрому развитию вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий. Технократический подход к пониманию основных моментов социального движения информации и знаний становится также определяющим условием формирования государственной политики наиболее развитых стран мира в области информатизации и компьютеризации основных сфер жизнедеятельности, во многом предопределяя направленность и содержание основных процессов глобализации мировой экономики.

Комплексность подхода российских ученых к проблемам информатизации различных систем жизнедеятельности  современного общества обеспечивается за счет разнообразия исследовательских  задач и целей, неизбежно возникающих при осознании глубинной философской основы научных и практических приложений теории информации.

В настоящее время уже информация и знания становятся “активаторами” развития жизнедеятельности человека, а характер и уровень освоения информационно-вычислительной техники влияет на способы приспособления всего общества к результатам научно-технической революции.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационно-психологические изменения деятельности человека

 

 Важнейшей и общей особенностью изменений условий жизнедеятельности человека в современном информационно-техническом мире является развитие и усложнение социальных форм движения информации и знаний.

Социальное движение информации и  знаний уже не ограничивается простым  воспроизводством знаний в масштабах одного общества, но приобретает глобальный характер и втягивает в свой круг все новые и новые социальные структуры и формы.  Увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации общества, происходит переход к новым формам занятости, идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

Информация становится важнейшим ресурсом человека и общества, рациональное использование которого открывает возможности построения новых моделей социальных отношений. Пути и методы использования информационных ресурсов становятся одним из наиболее значимых показателей уровня развития общества, которое уже сегодня не может игнорировать имеющуюся в его распоряжении информацию при решении любых проблем. Информационная техника превращается в один из важных показателей уровня научно-технического прогресса, а овладение ее возможностями принципиально меняет характер и формы деятельности человека.

 Это свидетельствует о том,  что человек  сталкивается  с эволюцией качественно новых  форм социальной динамики, характерных  для  постиндустриального этапа  развития современной цивилизации.  Новые формы социальной динамики  на деле означают изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, т.е. активный социальный процесс, предполагающий постепенную замену централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Осознание ограниченности природных  ресурсов, служащих естественной основой развития социального и культурного прогресса, заставило европейцев искать альтернативных путей к достижению и поддержанию соответствующего уровня социально-экономического развития.

Статусное положение науки и  научного знания в странах  западноевропейской культурной традиции, в ХIХ-ХХ вв. способствовало  активному процессу профессионализации и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределило экономическое положение и социальное влияние систем образования и воспитания как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели социокультурного развития, требующей высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов в различных предметных областях  знания.

Информатизация общества происходит на базе развития телекоммуникаций, формирования компьютерных сетей с использованием космической связи и волокнисто-оптических кабелей, факсимильной  и сотовой  связи, электронной почты.  Целесообразность и последовательность действий, направленных на продвижение процессов и моделей информатизации общества определяется уровнем готовности человека к жизни в информационном обществе[2].

 Ключевыми критериями готовности  к восприятию и использованию  преимуществ информатизации являются следующие качественные моменты и характеристики:

  • развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • характер овладения и использования населением ее возможностей;
  • организация и последовательное развитие дистанционного образования;
  • уровень включенности предпринимательской деятельности в оборот электронной экономики.

Последнее является наиболее перспективным  и фактически уже освоенным в  станах Западной Европы направлением экономического развития: формирование телекоммуникационной инфраструктуры и, прежде всего, Интернета, привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей.

Таким образом, качественно новые  формы социальной динамики, определяющие становление информационного общества, развиваются за счет овладения информацией как основным ресурсом управления и социально-экономического развития современного общества.  Их самоопределение  в основном обеспечивается с помощью современных   средств информатики и осуществляется благодаря медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации социальной среды и всей жизнедеятельности человека.

Медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.

Не менее важны и организационно-психологические  стороны процессов медиатизации, которые втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий, формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая, научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании, объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые качества и требуют новых организационных принципов развития.

Компьютеризацию принято рассматривать  как процесс внедрения и технической  модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов  и снятие у человека психологических  барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы управления и материального производства, совершенствование их технической базы и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в информационно-техническом мире.

Интеллектуализацию как целостный  идеальный процесс можно рассматривать  как социально-психологическое следствие овладения человеком результатами научно-технической революции. С этой точки зрения она уже выступает как весьма неоднородный фактор организационно-психологических перестроек человеческой деятельности.

Интеллектуализация предстает как граница, условно разделяющая две противоположные точки зрения на перспективы развития информационного общества и оценки реального потенциала заложенных в нем возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и психического развития личности и т.д.

 

 

 

2. Информационная деятельность  и человек

 

Информационная деятельность в  настоящее время играет ключевую роль в  функционировании любой социальной системы как единого целого и  это придает ей особый статус среди  различных форм жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.

Отметим универсальность информационной деятельности. Универсальность информационной деятельности позволяет рассматривать  ее исторические формы как способы  трансформации разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции человеческой культуры, которая поддерживает порядок функционирования и сохраняет устойчивость социальных систем.

  Информационная деятельность становится основным средством обратной связи между властью и культурой. Ее качество, формы и содержание определяют характер целеполагания, уровень, условия и формы развития взаимодействий человека и общества. В целом  именно это  очерчивает специфику и особенности информационной деятельности в ее отличиях от деятельности религиозной, литературной, философской или научной.

Функция информационной деятельности формирует и очерчивает границы  менталитета общества и  определяет его возможности в практических оценках социальной действительности.

Такое понимание социальной направленности информационной деятельности делает очевидной  ее роль в обеспечении и поддержании  свободы развития сознания и самосознания человека и общества при сохранении в нем четких границ, форм и методов социального контроля.

В современных условиях происходит расширение функционального диапазона  информационной деятельности на основе организационно-психологических особенностей деятельности человека в информационно-техническом мире.

Внедрение информационных технологий, а также развитие средств вычислительной техники и информатики позволяет  автоматизировать отдельные процессы информационной деятельности. Информационные технологии в рамках управления определяются комплектованием банков и баз данных, а также экспертных систем, которые обеспечивают разработку вариантов решений в автоматизированном или автоматическом режиме.

Информация о работе Человек и компьютер