Традиции и новаторство в градостроительстве и архитектуре России XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век «бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же «...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О. Ключевский). Время правления Федора Алексеевича (1676-1682) было временем перехода от деяний Алексея Михайловича к преобразованиям, совершенным Петром Великим.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Традиции и новаторство в градостроительстве и архитектуре России XVII века.
Глава 2.Московский Кремль в XVII веке.
1.1.Надстройка Кремлевских башен.
1.2.Теремной дворец.
1.3.Патриаршие палаты.
Глава 3. Посадское строение в Москве.
1.1.Городские церкви середины XVII века.
1.2.Памятники гражданского зодчества.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная архитектура Москвы XVII века.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение.

Глава 1. Традиции и новаторство в градостроительстве и архитектуре России XVII века.

Глава 2.Московский Кремль в XVII веке.

1.1.Надстройка Кремлевских  башен.

1.2.Теремной дворец.

1.3.Патриаршие палаты.

Глава 3. Посадское  строение в Москве.

1.1.Городские церкви середины XVII века.

1.2.Памятники гражданского зодчества.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век «бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же «...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О. Ключевский). Время правления Федора Алексеевича (1676-1682) было временем перехода от деяний Алексея Михайловича к преобразованиям, совершенным Петром Великим.

Эволюционные процессы, происходившие  в общественном и государственном  строе, ломка традиционного мировоззрения, выросший интерес к окружающему  миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и накопление знаний отразились на характере культуры.

В этом веке, особенно в его  второй половине:

1) рушатся иконографические  каноны;

2) достигает апогея любовь  к декоративной проработке деталей  и полихромии в архитектуре;

3) происходит сближение  культового и гражданского строительства,  приобретшего невиданный размах;

4) идет процесс «обмирщения»  искусства, то есть освобождения  от церковного влияния.

 

В XVI веке Москва приобретает  ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно-прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится  в Петербург. В мастерских Московского  Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и  из-за границы.

В данной контрольной работе хотелось бы рассмотреть основные тенденции развития русской архитектуры в XVII веке на примере культурной жизни Москвы.

 

 

В данной работе я использовала литературу: М.А. Ильин Москва. «Памятники архитектуры XIV – XVII веков» (М., 1973).- Книга посвящена архитектурно-художественным памятникам древней Москвы. Во вступительной статье известный знаток древнерусского искусства М.Ильин рассказывает об истории города, о его замечательных ансамблях, о прославленных произведениях московской архитектуры XIV - XVII веков. Гравюры и акварели художников XVIII - нач. XIX века, в сопровождении которых дается текст, статьи, позволяют воссоздать облик старой Москвы, саму атмосферу жизни древнего города, дать представление о том, как выглядели многие известные нам теперь памятники в другом историческом окружении. Книга с исчерпывающей полнотой воспроизводит все лучшее, что сохранилось в Москве от той далекой эпохи.

А.В. Арциховский, А.М. Сахаров. «Очерки русской культуры XVII в.» Ч. 1. (М.: Изд-во МГУ, 1979).- Авторы раскрывают историю материальной культуры, военного дела, государственных учреждений и права; дают общую характеристику русской культуры XVII в., рассматривают её органическую связь с общим ходом исторического процесса, место в европейской культуре.

Н. Я. Тихомиров, В. Н. Иванов «Московский кремль. История Архитектуры», (М.:1967г). - В книге широко показаны чертежи, схемы, репродукции со старинных гравюр, натурные снимки всех памятников Кремля, их интерьеров. В ней даны цветные фотографии наиболее значительных памятников архитектуры, а также древних икон. Авторы обобщили все новые исследования, собрали обширные сведения из различных источников по Кремлевскому ансамблю в целом и по его отдельным памятникам, привлекли малоизвестные и не публиковавшиеся еще иллюстрации.

 Л. И. Лифшиц «История русского искусства. Русское искусство X – XVII веков». Т.1 (М.: 2007).- Первый том «Истории русского искусства» представляет очерк истории развития искусства Средневековой Руси. На примерах анализа наиболее значимых и ярких произведений архитектуры, живописи, ювелирного дела, шитья, других видов художественных ремесел. читатель История средневекового искусства предстает как зеркало, в котором отражаются меняющееся самосознание русского человека и лицо страны - Киевской Руси, многочисленных самостоятельных русских земель эпохи феодальной раздробленности и монгольского завоевания, Московской Руси и Русского государства от Дмитрия Донского до Ивана IV Грозного и, наконец, России, приобщающейся в период царствования Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и молодого Петра I к европейской культуре Нового времени.

Л. В. Писарская, И. А. Родимцева «Московский кремль»  ( М.: 2006).- Кремль - сердце Москвы сердце нашей отчизны. Здесь каждое здание, каждый камень - история. Среди многих архитектурных памятников мира Кремль выделяется единством законченностью, красотой своего ансамбля. Московский Кремль - свидетель героического прошлого нашего народа и его прекрасного настоящего

Ильина Т.В. «История искусств. Отечественное искусство».   3-е изд., перераб. и доп. ( М.: 2000).  В учебнике рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века. В учебнике сконцентрирована не только база необходимых систематических знаний по истории отечественного искусства, но изложен ряд современных представлений об идейно-стилистических особенностях его на каждом этапе, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени; о характерных тенденциях в творчестве тех мастеров, в работах которых наиболее полно ярко отразились черты эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Традиции и новаторство в градостроительстве и архитектуре России XVII века

XVI и XVII века – время  развития единого русского государства во главе с Москвой – "Московского царства".

Россия в XVII в. сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями.

Опричное разорение стало  причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.1

Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость в Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны.

Смута заканчивается с  избранием и венчанием на царство  Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.

Сочетанием "старины и  новизны" отмечены архитектура и  изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число  каменных построек. Одна из наиболее известных  деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское. Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре.

В деревянном церковном зодчестве  преобладали шатровые храмы, приобретавшие  все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского  начала в архитектуре. Для украшения  каменных храмов использовали новые  строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании  с красным (узорочье). Проникновению  светских начал в культовое зодчество  сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство  каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества  в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др.

В конце XVII в. в церковном строительстве возникает т.н. нарышкинское или московское барокко, характерными чертами которого были многоярусность, строгость пропорций, пышность убранства зданий. Появляются церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина.

С середины 1630-х годов  в архитектуре складывается направление, получившее название "узорочья" (что  отражает наполненность храмовых фасадов  разнообразной мелкой кирпичной  и изразцовой декорацией) - его источниками  стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

В XVII веке было построено  больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает  феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего  столичные моды.

XVII век – период, завершающий  русское средневековье. Многое  в этом столетии можно назвать  переломным: Россия, через влияния,  созвучные внутренним культурным  процессам, приобщается к культуре  Нового времени, выбирая европейский  путь развития – несомненно, что  этот путь был во многом  предопределен всей русской историей, также как и все бесконечные  споры о своеобразии русского  пути, начатые при Иване III, с  созданием "московского царства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Московский Кремль в XVII веке

1.1.Надстройка  Кремлевских башен

Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.2

Водовзводная башня (Свиблова)

В 1488 году недалеко от впадения реки Неглинной в Москву–реку, на месте, которое, по выражению Петра I, «натура зело укрепила», воздвигли вторую круглую в плане башню – Свиблову, также получившую свое название по имени боярина Свиблова. Башня имела колодец и тайный выход к реке.

В 1633 году в Свибловой  башне была установлена водоподъемная  машина, которая из колодца, находящегося внизу башни, накачивала воду в выложенный свинцом водоем, устроенный на верху  башни. Оттуда по свинцовым трубам вода поступала в водовзводную палатку, стоявшую в Кремле около Старого Денежного двора и Верхнего Набережного сада. Через трубы, проложенные в земле, вода расходилась по всему Кремлю. Как свидетельствовали современники, эта машина, изготовленная под руководством англичанина Христофора Головея, стоила несколько бочонков золота. С тех пор эту башню стали называть Водовзводной.

В 1672–1686 годах башня была надстроена ярусным верхом с шатровым завершением. Сырость от колодца  и близлежащих рек постепенно разрушала кладку стен. Зодчий В.И. Баженов  предлагал ее снести и построить  вновь, но не получил на то разрешения.3 Высота Водовзводной башни до звезды – 57.7 метра, со звездой –61.45 метра.

Боровицкая башня (Предтеченская)

В 90–е годы XV века работы по строительству кремлевской крепости возглавил Пьетро Антонино Солари. Письменные источники отмечают, что именно в это время Кремль приобрел грандиозный размах и величественную суровость.

На месте древнейшего  выхода из Кремля, с западной его  стороны, в 1490 году была заложена проездная  Боровицкая башня. Из ее ворот вели удобные сходы к реке Неглинной. В основном Боровицкую башню использовали для хозяйственных нужд Житного и Конюшенного дворов, находившихся рядом. Ее проездные ворота были как бы «задними» воротами Кремля.

Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь, на Кремлевском холме, шумел густой бор. В XV веке четверик башни был  покрыт деревянным шатром, башня соединялась  мостом с другим берегом реки Неглинной.

Информация о работе Традиции и новаторство в градостроительстве и архитектуре России XVII века