Архитектура и живопись России XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:29, доклад

Описание работы

Быстрый рост могущества Русского централизованного государства дал большой толчок в развитии архитектуры ХVI века. Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: Псковичей, Тверичей, Ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами.

Файлы: 1 файл

Архитектура России XVI века.docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)

Архитектура и живопись России XVI века


 

Быстрый рост могущества Русского централизованного  государства дал большой толчок в развитии архитектуры ХVI века. Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: Псковичей, Тверичей, Ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Обращение к лучшим зодчим Европы того времени было вызвано стремлением еще выше поднять художественный и технический уровень строительства и выполнить огромные архитектурные и военно-инженерные работы, связанные с превращением Москвы в столицу мощного централизованного государства.

Появляются  существенные технические новшества: наряду с белым камнем используют кирпич, деревянные связи заменяют железными, начинают применять подъемные  механизмы и т.п.

Московская  архитектура рубежа VI и XVI веков стала  общерусским явлением. В процессе бурного строительства, развернувшегося  на обширной территории России и особенно при перестройке Московского Кремля, различные традиции слились в русле богатого и яркого зодчества Русского централизованного государства. В XVI веке только в Пскове и Новгороде ещё сохранялись местные особенности, однако даже и новгородская архитектура быстро теряла свои самостоятельные черты, подчиняясь московскому зодчеству.

В небольших  монастырях обычно строили скромные четырёхстолпные одноглавые или трёхглавые храмы, часто используя традиционный московский тип церкви на подклете, с барабаном, приподнятым на ступенчато-повышенных арках.

Таковы соборы Симонова монастыря в Москве (перестроен в 1549), Покровского монастыря в Суздале (1510 – 1518). Продолжали применять перекрытие с тремя ярусами закомар (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире).

Для маленьких  посадских церквей по-прежнему использовали бесстолпную конструкцию с крестчатым сводом и трёхлопастным завершением  фасадов, как в церквях Зачатия  Анны, что в Углу в Москве, Исидора  Блаженного в Ростове Великом (1566, зодчий Андрей Малой).

Церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532) –  хронологически первый и самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры. Он резко порывает с привычным  образом пятиглавого крестовокупольного храма. Композиция церкви Вознесения складывается из четырёх основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Современник  справедливо отметил, что храм поставлен  «на деревянное дело», то есть наподобие  деревянной шатровой церкви. На уровне подклета храм окружают открытые галереи-гульбища на аркадах с живописно раскинутыми  лестничными всходами. Все элементы наружной обработки здания подчёркивают его вертикальную устремлённость: «стрелы» на плоскостях стен, три яруса килевидных кокошников при переходе к восьмерику; даже в основании шатра зодчий не поместил горизонтали карниза, заменив  его поясом лёгких кокошников. По граням шатра пущен гигантский орнамент из гранёных камней в виде сетки, петли  которой как бы растягиваются, сдерживая  стремительное движение вверх.

Не менее  выдающимся памятником, в котором  как бы развиты композиционные достижения и декоративные приёмы церквей В Коломенском и в Дьякове, является собор Покрова на Рву (иначе – храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади, построенный в 1555 – 1560 годах в пямать взятия Казани. Его авторы – русские зодчие Барма и Посник. Как и в коломенском храме, задача здания быть грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси заставила зодчих сосредоточить всю силу творческой фантазии на внешней композиции сооружения и его богатейшей декорации.

Наряду с  основной линией развития архитектуры  центральных областей России в ХVi веке еще живут местные традиции новгородско-псковского строительства.. С конца ХV века Новгород стал важнейшим оплотом на северно-западных рубежах Московского государства. Здесь развернулось интенсивное военно-оборонительное строительство. Новгородский кремль был полностью перестроен в кирпичной технике и под сильнейшим влиянием архитектуры Московского кремля.

В церковном  строительстве сохранялись многие приемы новгородской архитектуры предшевствующей поры, однако ведущими здесь вскоре становятся общерусские формы.

Иное положение  сложилось в Пскове. В ХVI веке он был единственным русским городом, в котором развитие архитектуры продолжало идти особым путем, не совпадающим с общерусским. Более того, именно в это время расцветает самостоятельная псковская школа зодчества.

Учитывая  роль Пскова как важнейшего опорного пункта на границе с Литвой и Ливонским  Орденом, московское правительство  провело в ХVI веке капитальную перестройку его укреплений, причем каменными стенами теперь была защищена вся огромная территория Окольного города. О суровой красоте этих сооружений свидетельствует сохранившаяся Покровская башня на берегу Псковы.

В ХVI веке в Пскове возводили два типа церквей – четырехстолпные и бесстолпные. Таковы, например, церкови Богоявления на Запсковье (1496), Успенская Пароменская (1520), Николы со Усохи (1536) и другие.

Значительно реже в Пскове использовались другие архитектурные формы. Так, иногда храмы  имели не треугольное щипцовое, а  позакорманое покрытие или же щипцами было завершено каждое членение фасада. Встречаются и пятиглавые храмы, получают распространение подклеты. Эти приемы , в целом не характерны для псковской архитектуры, связаны с усиливаюшимся влиянием зодчества Москвы.

Псковские каменщики  славились мастерством далеко за пределами своей земли и неоднократно приглашались в другие города. В  конце XV века они работали в Москве, а в середине XVI века - в Казани. Их произведением является собор  Успенского монастыря в Свияжске под Казанью (1560), выполненный в  откровенно псковских формах.

Основным  жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности. Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников – исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью.       

 Вместе  с этим в русскую церковную живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. В русской иконописи 16 века, зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество. В русской живописи 16 века усиливается декоративность, и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.        

 Свою  нишу в русской живописи 16 века занимает и светская живопись, явление относительно новое.  Роспись золотой палаты в Кремле является памятником русской светской живописи 16 века.


Информация о работе Архитектура и живопись России XVI века