Теория естественного права Гуго Гроция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Голландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе кальвинизма сформировался особый тип личности – носитель новой протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, трудолюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труженики-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-монархических государств.

Содержание работы

§ 1.Введение
§ 2. Основная часть
2.1 Гносеологические и исторические предпосылки формирования политико правового учения Г. Гроция
2.2 Своеобразие интерпретаций сущности естественного и видов положительного права у Г. Гроция
2.3 Генезис, природа, формы и функции государства
§ 3. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

Какими  же, однако, аргументами оперируют  сторонники народовластия?

Говорят, что за народом сохраняется верховенство в государстве, так как дающий власть всегда выше получающего ее. Но, возражает Гроций, последнее применимо лишь к тому случаю, когда действие установления находится в постоянной зависимости от воли учредителя. Что касается избрания правителя, то последствия такого акта хорошо охарактеризованы в речи римского императора Валентиниана, обращенной к солдатам: «Избрать меня вашим императором, солдаты, было в вашей власти, но после того, как вы меня избрали, то, чего вы требуете, зависит не от вашего, но от моего произвола. Вам в качестве подданных надлежит повиноваться, мне же следует соображать о том, как мне действовать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Заключение

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления".

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных  отношений и прежде всего проблем  войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, – подчеркивал он, – не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

Война как  таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые  войны (войны захватнические, войны  в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение  требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал  Гроций, "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

В целом  для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны".

Учение  Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Огромный  вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его "отцом международного права".

Существенное  влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало  учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Как видим, три главные идеи пронизывают  основной труд Греция: принцип суверенности (публичности), международного сотрудничества и гуманизма. Последовательное их осуществление  позволило голландскому ученому  создать единую систему науки  международного права, ибо дело заключалось  не только в формальном расположении материала и его всеохватывающем  характере, но и в обобщенном подходе  к развитию международно-правовых отношений  по самому их существу. Гроций гениально предугадал специфику данной области правовой действительности.

В этом и  состоит отличие Гуго Гроция от его предшественников, а следовательно, его действительное место в истории человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1.  Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования: учебное пособие / С.С. Алексеев. - М.: Норма, 1999.

2.  Алексеев, С.С. Основы философии права: учебно-методическое пособие / С.С. Алексеев. - СПб., 1999.

3.  Баскин, Ю.Я. Роль Г. Гроция в становлении и развитии науки международного права / Советский ежегодник международного права Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман // Юрист. - 1982.

4.  Буткевич, В.Г. Политико-правовые взгляды Г. Гроция Советское государство и право / В.Г. Буткевич // Норма. - 1984.- № 9

5.  Грабарь, В.Э. Трактаты Гюго Гроция, посвященные международному праву / Известия АН СССР. Отделение экономики и права В.Э. Грабарь Юрист.- 1946. - № 6.

6.   Казарин, А.И. Г. Гроций как политический мыслитель / Вестник истории мировой культуры / А.И. Казарин // Норма.- 1958.- № 6

7.  Керимов, Д.А. Основы философии права : учебное пособие / Д.А. Керимов. - М.: Приор, 1992.

8.  Нерсесянц, В.С. Философия права : учебно-методическое пособие / В.С. Нерсесянц. - М.: Юрайт, 2002.

9.  Чичерин, Б.Н. Политические мыслители / Б.Н. Чичерин. - СПб., 1999.

10.  Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки : учебное пособие / Б.Н. Чичерин. - М.: Проспект, 1991.

11.  Шершеневич, Г.Ф. История философии права : учебно - методическое пособие / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Статут, 2005.

 

 


Информация о работе Теория естественного права Гуго Гроция