Теория естественного права Гуго Гроция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Голландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе кальвинизма сформировался особый тип личности – носитель новой протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, трудолюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труженики-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-монархических государств.

Содержание работы

§ 1.Введение
§ 2. Основная часть
2.1 Гносеологические и исторические предпосылки формирования политико правового учения Г. Гроция
2.2 Своеобразие интерпретаций сущности естественного и видов положительного права у Г. Гроция
2.3 Генезис, природа, формы и функции государства
§ 3. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Направление: «Юриспруденция» 

 

 

 

группа № 13-5 Ю

 

 

                              Контрольная работа

 

 

  по курсу «История политических и правовых учений»

  по теме: «Теория естественного права Гуго Гроция»

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): Казимова Х.Т

 

 

 

 

                                            Научный руководитель:

 

 

Казань, 2013 г.

 

 

 

 

Содержание

§ 1.Введение

§ 2. Основная часть

2.1 Гносеологические  и исторические предпосылки формирования  политико правового учения Г. Гроция

2.2 Своеобразие  интерпретаций сущности естественного  и видов положительного права  у Г. Гроция

2.3 Генезис,  природа, формы и функции государства

§ 3. Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Введение

гроций правовой учение

В XVII в. в  Западной Европе началось революционное  низвержение сословно-феодального  строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время –  период истории, сменивший средневековье.

Идеологическим  знаменем антифеодальных движений в  Голландии, Англии и в других странах  было протестантство. На основе кальвинизма  сформировался особый тип личности – носитель новой протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, трудолюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труженики-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов  и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-монархических  государств. Первой страной, успешно  осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных  провинций), выдержавшая многолетнюю (1565–1609 гг.) освободительную войну  против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Вторая буржуазная революция произошла  в Англии (“Великий мятеж” 1642–1649 гг. и “Славная революция” 1688–1689 гг.). Идеологическим знаменем этих революций  был кальвинизм, но их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного  договора, основанные на рационализме.

Рационализм, т.е. оценка общественных отношений  с позиций “здравого разума”, применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в  чем смысл и оправдание сословных  привилегий?) были могучим орудием  критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка  природного равенства людей.

Социальной  основой революций XVII в. были горожане (растущая буржуазия) и угнетенное феодалами  крестьянство.

Классическим  воплощением нового мировоззрения  явилась теория естественного права. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое  распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам ранних буржуазных мыслителей, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права  основана на признании всех людей  равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы  определяют предписания естественного  права, которому должно соответствовать  положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.

 

§ 2. Основная часть

2.1 Гносеологические  и исторические предпосылки формирования  политеко-правового учения Г. Гроция

В XVII-XVIII вв. на первый план выступило антифеодальная направленность юридического мировоззрения. Равенство перед законом стало  основным боевым кличем буржуазии. Классическим воплощением юридического мировоззрения  явилась теория естественного права. Теория естественного права основана на признание всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоит в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего права.

В современной  отечественной науке естественным правом по-прежнему занимаются мало, уделяя ему внимание, как правило, в учебных  пособиях по истории политических и  правовых учений Запада. В западной научной литературе интерес к  естественному праву то угасал, то возрождался, но никогда не иссякал  полностью. Основная причина этого, вероятно, заключается в постоянном споре сторонников естественного  права и позитивистов, которые  всегда были склонны умалять значение естественно-правовых представлений. После затишья, наступившего с первой трети XIX в., их новый расцвет происходит только в 1940-1950-е годы, апогеем которого можно считать Декларацию прав человека, составленную Объединенными Нациями  в 1948 г., где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл.

Школа естественного  права сформировалась к концу XVII - началу XVIII вв. Этому способствовала продолжительная, динамичная и плодотворная эволюция философии естественного  закона, яркими представителями которой  были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и средневековые  схоласты.

Существует  тесная связь между философией естественного  закона, традиционной для античности, эллинизма и средневекового христианства, и школой естественного права  Нового времени.

Во-первых, многовековая классическая традиция естественного  закона сыграла свою позитивную роль в формировании культуры ответственности, что очень важно, ибо, как известно, "нет прав без обязанностей".

Во-вторых, эта философия, апеллируя к феномену рационализма, способствовала процессу создания к Новому времени той  духовной атмосферы, когда человек  понимает, что он обладает разумом, способным творить и изменять естественный мир. Наконец, философия  естественного закона внесла свой особый вклад в развитие того типа мышления, когда человек стремится занять по отношению к государству и праву моральную позицию.

Гуго  Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени. Ему принадлежит введение социальной аксиомы - человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежитие. Эта аксиома противоречила тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).

Основателем школы естественного права, теоретического стержня концепции гражданского общества считается Гуго Гроций. Гроций был сторонником свободы вероисповеданий и стремился устранить религиозные раздоры между враждующими религиозными партиями. Книга "О праве войны и мира" 1625 года, составившая эпоху в истории политических наук, имела необыкновенный успех: насчитывала 45 изданий, к 1658 году переводилась на иностранные языки, издавалась в Германии. Через 2 года, в 1627 г., по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг. Книга написана, по выражению Гроция, в защиту Справедливости и посвящена Людовику XIII, который справедлив, милосерден к подданным, не творит насилия над совестью иноверцев, не посягает с оружием в руках на чье-либо право, не нарушает старинных границ, во время войны блюдет дело мира и начинает "военные действия не иначе, как с намерением окончить их возможно скорее".

Народы  ожидают от него, чтобы после прекращения  повсеместно войн, мир воцарился "не только между государствами, но и между церквами". Сердца современников  Гроция утомлены распрей, и сам он был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих законах, в то время как для христианина, который обязан с любовью относиться ко всякому человеку, воспрещена любая война.

Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

Обосновывая свой юридический подход, Гроций подчеркивал, что предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.

Для того чтобы придать юриспруденции "научную  форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права – божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

 

 

 

 

 

 

2.2 Своеобразие  интерпретаций сущности естественного  и видов положительного права  у Г Гроция

Как создатель  теории естественного права Гроций внес существенный вклад в фундамент концепции гражданского общества.

Распространяя принципы мирного сосуществования, характеризующие естественное право, на право народов, Гроций как достойный сын Голландии расширил поле гражданского общества от внутригосударственного до всемирного. Право лежит в основе безопасности любого общественного союза, поэтому нуждается в праве и тот союз, в который объединяется род человеческий или же несколько народов. Гроций разделяет мнение Платона о том, что "законы впервые изобретены из страха перед угрожающей обидой" и что к соблюдению справедливости люди принуждаются силой. Но даже лишенное поддержки силой, право сообщает совести спокойствие, несправедливость же причиняет терзания и муки.

Во избежание  нарушения человеческого общежития  справедливости свойственно противиться  любым соблазнам, воздерживаться от посягательств на чужое достояние  и не вредить тем, кто даже не причиняет  зла другим. И, напротив, вслед за Платоном и Аристотелем, существо несправедливости Гроций видит в посягательстве на чужие блага.

Разрабатывая  теорию естественного права, Гроций обусловливает возникновение и функционирование общества появлением права. Право в собственном смысле Гроций отличает от безвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, поскольку "право в собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Из понятия права как способности к общению вытекает более широкое право, свойственное разумной человеческой природе, наделенной способностью суждения о том «что способно нравиться или причинять вред, как в настоящем, так и в будущем».

Исходный  пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей. Гроций делит право на:

1.  естественное право;

2.  волеустановленное право.

Естественное  право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или  иное действие – в зависимости  от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким  образом, выступает в качестве основания  и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в  силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное  право, согласно Гроцию, – это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к  знанию и деятельности согласно общим  правилам. Такое соблюдение общих  правил общежития и есть "источник так называемого права в собственном  смысле: к нему относятся как воздержание  от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Информация о работе Теория естественного права Гуго Гроция