Симметрия и асимметрия в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить основные композиционные средства в организации формы костюма на примере симметрии и асимметрии.
Задачи:
• рассмотреть основные средства гармонизации художественной формы;
• изучить свойства и качества композиции и применение их на практике;
• оценить влияние симметрии и асимметрии на проектирование костюма.

Файлы: 1 файл

курсовая по архитектоники.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Преобразование изгиба объединяет все формы костюма  в периоды лордических типов  модной осанки фигуры. В истории  костюма эти типы объединяют символом латинской буквы S. Крайними проявлениями изгиба в форме костюма в истории  моды были костюмы эпохи готики, стиля модерн. Наиболее типичным примером криволинейной симметрии является геометрия форм костюмов 1900-10-х годов стиля модерн, с изгибом фигуры в области талии, с одновременным поворотом грудной клетки и головы в сторону опущенного плеча. Этот эффект усиливался расположением шарфов, шлейфом, дополнениями, цветовыми аспектами. Живописные формы одежды этих периодов являются право-левым пределом возможного пластического изгиба фигуры в костюме. В настоящее время эффект пластического сагиттального изгиба достигается не только движением фигуры, но и формообразованием, кроем, расположением дополнений.

Преобразования слома  присущи формам, расчлененным на составляющие и располагающиеся на одной или  нескольких осях, а также соответствующей  пластике силуэтов, заданной сложными движениями фигуры. Слом в костюме  проявляется как раздробленность  формы воланами, сборками, разрушающими монолитность формы, что можно увидеть на рис. 16, или резкое изменение силуэтной формы. Дробная пластика измельченных силуэтов наиболее характерна для преобразований слома криволинейной симметрии. Исторически такие формы бытовали в 1840–50 гг., а также наблюдаются в рекламных плакатах и буклетах современной моды.

Рисунок 3. Криволинейная симметрия в формообразовании костюма (слом)

Механизм смены симметрии  в костюме происходит следующим  образом: сначала меняется пространственная постановка формы, то есть модной становится специфическая постановка фигуры, создающая модный силуэт. Постановка фигуры зрительно создает пространственную ось будущей формы. Затем происходит перераспределение композиционных элементов. Намеченное осанкой движение зрительно закрепляется смещением декоративных и психологических акцентов. Появляется ассортимент модных дополнений и украшений. Так, к 1840 году в моде появились шали, спускающиеся на спину. На следующем этапе изменяются отдельные части формы костюма, преобразуясь за счет сдвига оси симметрии. Соответственно располагаются отделочные элементы и дополнения, которые укрепляют форму в ее перемещении назад. К 1860 году вся структура формы преобразуется по принципу операции сдвига. Становится единой пластика платьев, юбок, пальто. На рис. 4–10 представлены основные проявления разновидностей симметрии в формообразовании костюма.

Рисунок 4. Преобразования аффинной симметрии: растяжение и сжатие

Рисунок 5. Преобразование сдвига в костюме

Рисунок 6. Криволинейная симметрия: кручение

Рисунок 7. Симметрия подобия «операция К»

Рисунок 8. Симметрия подобия «операция L»

Рисунок 9. Криволинейная симметрия сдавливания

Рисунок 10. Простой изгиб

В использовании асимметрии в костюме можно выделить два  принципиально различных композиционных приема: скульптурный и графический. Скульптурный прием формообразования чаще применяют в композиции костюма для праздничной одежды. При графическом приеме асимметрия проявляется на плоскости, не добавляя ничего к силуэту, оставляя его симметричным.

В костюме асимметрия означает сложную зависимость в  пространственной организации элементов  формы, отсутствие простых видов  симметрии. Асимметричное начало в  симметричной форме костюма обнаруживается в композиции дошедших до нас образцов народного костюма. Это, например, косая застёжка в рубахах - косоворотках, асимметричное расположение застёжки, вышивки, составных частей корпуса в марийских и русских народных рубахах, асимметричный узел на поясе и т.д. При симметричном покрое японского кимоно рисунок на нем всегда асимметричен, следовательно, асимметрична и его цветовая композиция. Асимметричность застежки костюма, порождённая функцией, является одним из главных моментов организации асимметричной композиции костюма в целом. Асимметрия в костюме существует на прочной симметричной основе. Благодаря этому сохраняется формообразующая, симметричная по своей сути схема фигуры. Асимметричное начало в симметричной форме костюма может получить развитие не только благодаря создающим асимметрию дополнениям, но и в результате асимметричности покоя, применения асимметричных деталей. Асимметричные акценты в композиции костюма могут образовываться и с помощью цвета, фактуры. Их значительность при этом может быть разной. Асимметричность композиции в костюме решается путем внутренних членений без изменения общей симметричности формы. Происходит внутренняя разработка формы. Роль уравновешивающего элемента в этом процессе могут играть и конструктивные линии (линии покроя), приемы обработки поверхности (внутренняя обработка). Асимметрия основывается на сложном соотношении закономерностей, в совокупности приводящих к композиционному равновесию.

При рассмотрении структурных  отношений в форме модного  костюма существенными становятся структурные уровни, которые расчленяют форму в горизонтальном направлении и могут служить основанием для выбора горизонтальной плоскости симметрии. Наиболее типичными примерами преобразований симметрии с осями третьего, четвертого и т.д. порядков при соответствующих элементарных углах поворота на 1200, 900, 600 и т.д. могут служить формы юбок, содержащие одинаковые клинья: двух-, четырех-, шести-, восьми-, десятишовные и т.д. Исходными элементами формообразующего ряда будет форма клина и порядок оси вращения.

Преобразования криволинейной симметрии в горизонтальной плоскости сечения костюма прямого силуэта дают интересные примеры ассоциативных символов силуэта. Прямоугольный геометризированный силуэт часто сопровождается более конкретными названиями, вызывающими ассоциации с характерными особенностями предметов: карандаш, тюбик, пенал, для которых важной является характеристика сечения формы по горизонтальной плоскости на уровне линии груди. Силуэт «карандаш», представленный на рис. 11а, в сечении изображается в виде шестигранника. В костюме формообразование изделий силуэта «карандаш» достигается за счет вертикальных рельефов, расположенных достаточно близко к центральной линии. Боковые швы придают изделию более четкую форму. На рисунке 12а представлена модель женского костюма (жакет и платье) полуприлегающего силуэта. Геометрическая форма приближена к силуэту «карандаш», так как формообразование жакета достигнуто за счет среднего шва спинки и рельефов на полочке (и спинке). Для получения силуэта «пенал» (рисунок 11б), сечение которого приближено к прямоугольнику, вертикальные рельефы располагают ближе к боковой части фигуры. Наиболее характерным ассортиментом швейных изделий силуэта «пенал» являются уплощенные мужские пиджаки с подкройным бочком. На рисунке 12б представлена модель мужского костюма из ткани «шотландка». Пиджак прямого силуэта «пенал», умеренного объема. Женское демисезонное пальто на рис. 12в прямого уплощенного силуэта «пенал», умеренного объема. Формообразование силуэта достигается за счет подкройных бочков.

Силуэт «тюбик» на рис. 11в в горизонтальном сечении приближен к овалу. Для получения силуэта «тюбик» потребуется расположить вертикальный шов по линии середины спинки и переда изделия. Силуэт «тюбик» наиболее популярен в женской вечерней одежде, когда необходимо создать форму изделия за счет драпировок.

                  а                                   б                                в

Рисунок 11. Сечения формы костюма прямого силуэта в горизонтальной плоскости:

а – «карандаш», б –  «пенал», в – «тюбик»

         
         

             а                                 б                                в

Рисунок 12. Примеры проявления формообразования в костюме:

а – женский костюм силуэта «карандаш»;

б, в – мужской костюм и женское пальто силуэта «пенал»

2.3 Асимметрия и высокая мода

Асимметрия стоит в  первых рядах модных тенденций вот  уже который сезон подряд. Этот тренд не оставил без внимания практически ни один Модный дом. Асимметричные  модели и детали можно c завидным постоянством наблюдать в коллекциях Alexander McQueen, Elie Saab, Fendi, Givenchy, Lanvin, Versace, Carolina Herrera, и др.

Особенно ярко асимметрия выражена в различных платьях: вечерних и коктейльных. (рисунок 13). Здесь на пике популярности доминирует фасон «на одно плечо».

Рисунок 13. Использование  эффекта асимметрии в коктейльных  платьях

Сегодня асимметричные  вещи стали незаменимы для тех, кто  следит за последними тенденциями. Причем это относится и к аксессуарам: популярны «неровные» сумки, ремни, пояса, асимметричная набивка, украшения и отделка.

Асимметрия придает  костюму тот самый необходимый  налет беспечности, свободы и  непринужденности, который отличает современное модное направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Асимметрия в костюме существует на прочной симметричной основе. Благодаря этому сохраняется основная формообразующая, симметричная по своей сути, схема формы. Следовательно, рассматривая асимметрию в костюме, можно говорить скорее об асимметричном начале композиции, нежели об асимметричности композиции.

Разработка композиции с использованием асимметрии требует  от художника хорошо развитой интуиции и тонкого чувства композиционной целостности. Асимметрия основывается на сложном соотношении закономерностей, в совокупности приводящих к композиционному равновесию. В частности, асимметричная композиция требует соблюдения пропорций сравниваемых величин. Организация таких композиций зависит от смены размеров ритма, направлений ритмического развития.

Сама по себе симметрия еще не гарантирует гармонии, так же как асимметрия ни в коем случае не означает дисгармонии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции - и простые, и сложные - с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным. Вместе с тем работа над изделием ассиметричной формы сложнее - она требует развитой интуиции и тонкого чувства композиционного равновесия. Асимметрия весьма чутка к изменению пропорций. Поэтому, работая над изделием асимметричной формы, проектировщику приходится с особым вниманием относиться к его пропорциональному строю. В асимметричных композициях большое значение имеет и органичность связей между частями формы. Чем крупнее свешивающаяся часть, тем визуально активнее ее роль в композиции. Она привлекает внимание в первую очередь, иногда споря с опорой, что и вызывает определенное ощущение неуравновешенности, поскольку для подобных форм композиционное равновесие почти адекватно равновесию физическому.

Библиографический список

  1. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
  2. Данилова О.Н, «Архитектоника объемных форм»
  3. Голубева О.Л. «Основы композиции», Издательский дом Искусство, 2004г.
  4. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982г.
  5. http://template.ouverture.ru/design/144-komposiziya
  6. http://www.i2r.ru/static/469/out_17568.shtml
  7. http://avtdesign.ucoz.ru/publ/3-1-0-31
  8. http://abc.vvsu.ru/Books/arhitektonika/page0007.asp
  9. http://www.fashionburg.ru/e/2399845-zakonyi-kompozitsii-kostyuma
  10. http://www.diary.ru/~aleidaEkb/p118564787.htm
  11. http://rudocs.exdat.com/docs/index-56033.html
  12. http://studentu-vuza.ru/kontseptsiya-sovremennogo-estestvoznaniya/lektsii/simmetriya-v-zhivoy-prirode.html
  13. http://www.newreferat.com/ref-12699-1.html
  14. http://www.milogiya2008.ru/simmetr01.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Использование приема симметрия в костюме

 

 

 

Приложение 2. Использование приема асимметрия в костюме

 

 

 

 

Приложение 3. Использование приема симметрия в костюме

 

 

          


Информация о работе Симметрия и асимметрия в дизайне