Симметрия и асимметрия в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить основные композиционные средства в организации формы костюма на примере симметрии и асимметрии.
Задачи:
• рассмотреть основные средства гармонизации художественной формы;
• изучить свойства и качества композиции и применение их на практике;
• оценить влияние симметрии и асимметрии на проектирование костюма.

Файлы: 1 файл

курсовая по архитектоники.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)


Введение

Прошли тысячелетия, прежде чем человечество в ходе своей  общественно-производственной деятельности осознало необходимость выразить в  определенных понятиях установленные  им, прежде всего в природе две тенденции: наличие строгой упорядоченности, соразмерности, равновесия и их нарушения.

Люди давно обратили внимание на правильность формы кристаллов, геометрическую строгость строения пчелиных сот, последовательность и  повторяемость расположения ветвей и листьев на деревьях, лепестков, цветов, семян растений и отобразили эту упорядоченность в своей практической деятельности, мышлении и искусстве.

Понятие «симметрия»  употреблялось в двух значениях. В одном смысле симметричное означало нечто пропорциональное; симметрия  показывает тот способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в целое. Второй смысл этого слова — равновесие.

С симметрией мы встречаемся  всюду.   Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.

Принципы симметрии  играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке.   

«Симметрия, - пишет известный ученый Дж. Ньюмен, - устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными: земным магнетизмом, женской вуалью, поляризованным светом, естественным отбором, теорией групп, инвариантами и преобразованиями, рабочими привычками пчел в улье, строением пространства, рисунками ваз, квантовой физикой, лепестками цветов, интерференционной картиной рентгеновских лучей, делением клеток морских ежей, равновесными конфигурациями кристаллов, романскими соборами, снежинками, музыкой, теорией относительности...».

Цель курсовой работы - выявить основные композиционные средства в организации формы костюма на примере симметрии и асимметрии.

Задачи:

    • рассмотреть основные средства гармонизации художественной формы;
    • изучить свойства и качества композиции и применение их на практике;
    • оценить влияние симметрии и асимметрии на проектирование костюма.

Объект исследования - средства гармонизации художественной формы.

Предмет исследования - симметрия и асимметрия в организации формы костюма.

Методы исследования: анализ и синтез, сравнительно–исторический, логический, описательный, хронологический, системно–структурный.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что в 21 веке известные дизайнерские дома все чаще намеренно подчеркивают использование приемов симметрии и асимметрии в своих дизайнерских идеях. В данной работе представлено множество доказательств того, что эти средства никогда не устареют и будут всегда популярны.

Степень разработанности  темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

  1. Средства гармонизации художественной формы
    1. Понятия симметрии и асимметрии

Симметрия является одним  из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.

Симметрия  в переводе с греческого означает «соразмерность» - это принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.

При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом.

Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся  свойств композиции.

Асимметрия - это принцип  организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. В отличие от уравновешенной симметрии, которая воспринимается легко и сразу, асимметрия бывает уравновешенной и неуравновешенной и читается постепенно.

В костюме асимметрию можно обнаружить, например:

  • в асимметрично надетом шарфе или косынке обрамляющей шею;
  • в продетом сквозь пряжку конце пояса;
  • в карманах, обращающих на себя внимание как на вариант асимметричной композиции и как на способ уравновешивания путем асимметрии;
  • в асимметричном акценте с помощью фактуры;
  • в асимметричных по форме деталях;
  • в асимметричном акценте с помощью цвета;
  • в асимметричности покроя, где симметричная в целом композиция получается своеобразной и оригинальной;
  • в асимметрично завязанном узле пояса;
  • в асимметрично направленном рисунке ткани (полоски, клетки и т.д.);
  • в намеренном перемещении линии кроя борта.

Что же касается функциональной обусловленности костюма, то она  содержит в себе оба начала композиции: принцип симметрии и принцип  асимметрии.

Симметрия порождается  симметричностью строения фигуры, и  присуща обычному повседневному костюму.

Асимметричность композиции порождается функциональностью  одежды, и создает необычно свежий, изящный нестандартный образ  присущий, прежде всего для торжественных  случаев.

Марк Витрувий (римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.) определяет симметрию как «соответствующую связь между членами, между отдельными частями и связь каждой части с целым». Он обращает внимание, как следует из вышесказанного, на расположение элементов, а не на размеры или пропорции. Таким образом, подчеркивается важное различие по сравнению с ограниченным определением, которое довольствуется пониманием симметрии как зрительной. От идеи равновесия - соответствия здесь остается лишь узкое понятие о гармонии.

В классической симметрии преобразования меняют пространственное положение всех точек формы относительно оси симметрии, при этом метрические свойства формы (длина отрезков, углы между ними) остаются неизменными. В классической симметрия проявляются три вида равенства: зеркальное, или осевое, поворотное и совместимое.

При аффинной симметрии  происходят преобразования, заключающиеся  в изменении пространственного  расположения исходной формы с одновременными однородными деформациями формы. Аффинная симметрия проявляется в трех видах: растяжения, сжатия и сдвига. При аффинной симметрии формы считаются неизменными относительно преобразований растяжения, сжатия и сдвига.

Абсолютная симметрия - это симметрия по отношению к одной точке. Проявляется только в сфере, в пространстве. Проявляется только в круге, на плоскости. Может проявиться во второстепенных или декоративных элементах. Устанавливает связь с единственной точкой. Мы можем распространить понятие абсолютной симметрии на правильные многогранники, поскольку их внутренняя организация близка к сферической.

Относительная симметрия - это двусторонняя симметрия относительно оси или плоскости. Оперируя понятием равновесия, мы поймем смысл двусторонней симметрии, которая так часто встречается в природе (животные и человеческое тело, цветы и листья и т. д.).

Относительная симметрия  предполагает идентичность определенных элементов и встречается в  таких формах, как полушарие, конус, правильный цилиндр и пирамиды. Она определяется как «повторение одинаковых элементов, установленных в пространстве по отношению к центральной оси».

В криволинейной симметрии  рассматриваются формы, полученные от исходной вертикальной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения. В результате преобразования криволинейной  симметрии оси и плоскости исходной формы превращаются в кривые линии и поверхности. Криволинейная симметрия свойственна биологическим формам.

Сдавливанием называется деформация, изменяющая симметричную форму в  месте приложения деформирующего усилия, в результате форма сохраняет  массу, но существенно меняет пластику.

Изгиб - это деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность. Изгиб формы может быть произведен в одном или нескольких направлениях. В зависимости от степени изгиба оси соответственно меняется силуэтная пластика форм. Пластические изгибы подразделяются на простые и сложные. В формах с простым пластическим изгибом вертикальной оси формы задано простое правое или левое движение, а в формах со сложным изгибом задано сложное правое или левое движение вертикальной оси. И в том и в другом случае изгиб характеризует форму в двух плоскостях: фронтальной и сагиттальной. Аналогами простых право-левых изгибов являются формы многих кристаллов, строение живых организмов в их историческом развитии.

Слом формы может быть получен  при условии «слома» вертикальной оси в одном или нескольких направлениях. В результате форма  расчленяется на составляющие, которые  располагаются на одной или нескольких осях, находящихся под углом друг к другу. Для построения геометрических моделей симметрии этого типа задают характерные направления вертикальной оси, относительно которой располагаются объемы формы. Дробная пластика измельченных силуэтов есть функция преобразований операции слома. Примерами слома являются формы живой природы.

Кручение формы может быть получено при сложном движении фигуры вокруг своей оси, деформирующем форму. Обычная симметричная форма в  этом случае деформируется в правую или левую стороны. В результате форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.

В дизайнерской практике применяется асимметрия, т. е. сочетания  и расположение элементов, при котором  ось или плоскость симметрии  отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

Асимметрия - принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать  и равновесие композиции. Формы - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному  равновесию. Если симметричная форма  воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Асимметричная форма для одних изделий - столь же объективный результат решения функциональной задачи, каким является форма симметричная для других. Однако между двумя этими свойствами формы существует принципиальная разница.

Если симметрия с древних времен волновала воображение людей необычайной стройностью и порядком, то асимметрия в этом никак не может сравниться с нею. И не удивительно. В асимметричной композиции, как бы ни была она выразительна, принцип организации формы проявляется не столь наглядно - быть может, в этом причина ее относительно более скромной роли. Гармония развитой асимметричной формы строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии.

Полезно рассмотреть  некоторые особенности асимметрии на плоскости, связанные в большинстве  случаев с композицией лицевых  панелей приборов. Казалось бы, компоновка на плоскости - задача куда более простая, чем гармонизация сложной объемно-пространственной структуры. Практика убеждает, что это не так. Здесь немало своих особенностей, связанных с тем, что иногда приходится нарушать метрический строй повторяющихся элементов (шкал, ручек, тумблеров и т. п.) и постоянно учитывать соотношение двух планов - верхнего, т. е. рельефа приподнятых над панелью элементов, и нижнего - фона самой панели, западов между ее элементами.

Симметрия сама по себе способствует соподчинению. Ассиметричная же форма  лишена этой сильной организующей основы, и соподчиненность ее элементов основывается на многих более тонких закономерностях, в совокупности сводящихся к композиционному равновесию. Для гармонизации (усовершенствования) ассиметричной формы особенно необходим тщательный предварительный анализ. Здесь обычно все строится на «чуть-чуть». Одну плоскость нужно чуть-чуть подать вперед, другую поменьше заглубить, где-то подчеркнуть бортик, а под ним дать подрезку и т. п. Основная задача при этом - достичь целостности формы. Думается, после того, о чем говорилось в предыдущих разделах, читатель лучше представляет себе и значение целостности, и некоторые приемы ее достижения.

Итак, главное условие  целостности асимметричной формы - это ее композиционная уравновешенность, для достижения которой важно сопоставление вариантов в любых материалах, будь то пластилин, гипс или пенопласт.

Информация о работе Симметрия и асимметрия в дизайне