Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:28, реферат
Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Продиктована она была как потребностями практики, так и науки, и, в частности, таких областей научного знания, как биология, минералогия, медицина. Не менее важное значение имеет она и для теории живописи. Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в какую-либо систему — расположить все цвета в определенном порядке, выделить среди них основные и производные.
Введение. 3
Систематизация цветов. Пространственные модели цветовых тел. 4
Приложения 13
Список литературы. 20
Другое изменение цвета представляет по системе Менселла количественную характеристику, показывающую, насколько тот или иной цвет светлее или темнее. Эти изменения лежат вдоль вертикальной оси, перпендикулярной цветовому кругу, и обозначаются цифрой 0 на одном полюсе и цифрой 10 — на другом, образуя девять градаций светлоты. При этом чисто белый и черный Менселл выносит за пределы схемы.
Строя свою пространственную модель, Менселл, будучи практиком-художником, учел то обстоятельство, что цвета, особенно красок, в их чистом виде обладают неодинаковой светлотой и насыщенностью и поэтому не могут лежать в одной плоскости. Оптимально насыщенные цвета красок Менселл поэтому помещает на различных уровнях и определяет для них различное число градаций насыщенности.
Атлас Менселла состоит из десяти таблиц, и каждая из них имеет один цветовой тон, модифицированный по светлоте и насыщенности. Для практического пользования таблицы были сброшюрованы в альбом. Их можно представить также расположенными по кругу и образующими цветовое тело, когда на двух противоположных концах располагаются взаимодополнительные цвета, а в каждом ряду по горизонтали, начиная от оси, будут лежать цвета одинаковые по светлоте, по цветовому тону, но различные по светлоте и насыщенности. Всего градаций по насыщенности в атласе восемь, при этом наиболее насыщенные цвета лежат на окружности, а ось тела, таким образом, представляет собой ахроматическую шкалу цветов. Всякое изменение по вертикали будет представлять в атласе градации по светлоте при неизменных цветовом тоне и насыщенности.
Всякое художественное произведение,
и даже то, которое создано, как
говорится, в порыве мгновенного
вдохновения, представляет собой некую
структуру, все элементы которой
связаны между собой и
Почти пятьдесят лет тому
назад известный советский
Если же у нас нет
способов разлагать колорит картины
на составные его части, точно
выяснять удельный вес той или
иной краски в общей гамме колорита,
научно устанавливать его законы
и отвечать на вопросы: почему здесь
художнику требовалось синее
пятно, а там — желтое и т. д.,
— волей-неволей придется ограничиться
лишь общими соображениями о колорите
«Морозовой», лишь теми указаниями, которые
может дать индивидуальное восприятие
колорита, всегда, конечно, трудно доказуемое
и мало застрахованное от ошибок. Далее
автор приведенных строк
Измерению и фиксации результатов
в науке принадлежит особо
важная роль: они обеспечивают преемственность
научных знаний и, способствуя передаче
фактического материала от одного ученого
к другому, создают возможность
координации усилий исследователей.
Главной задачей на этом пути представляется
разработка приемов, способов, систем,
позволяющих констатировать, измерять
и фиксировать особенности
Атлас Менселла состоит из десяти таблиц, и каждая из них имеет один цветовой тон, модифицированный по светлоте и насыщенности. Для практического пользования таблицы были сброшюрованы в альбом. Их можно представить также расположенными по кругу и образующими цветовое тело, когда на двух противоположных концах располагаются взаимодополнительные цвета, а в каждом ряду по горизонтали, начиная от оси, будут лежать цвета одинаковые по светлоте, по цветовому тону, но различные по светлоте и насыщенности. Всего градаций по насыщенности в атласе восемь, при этом наиболее насыщенные цвета лежат на окружности, а ось тела, таким образом, представляет собой ахроматическую шкалу цветов. Всякое изменение по вертикали будет представлять в атласе градации по светлоте при неизменных цветовом тоне и насыщенности.
Она выполняет более скромную роль — по возможности объективно констатировать наличие тех или иных особенностей произведения, помочь найти средства их словесного или знакового обозначения, и только. В дальнейшем, на новом уровне изучения, эти данные могут быть использованы уже для решения более сложных задач. Например, измеряя с помощью соответствующих инструментов здание и получая в результате этих измерений точные сведения о системе его пропорций, мы еще далеки от того, чтобы уяснить тем самым и его художественную структуру. В дальнейшем анализе архитектурного произведения полученные данные оказываются очень важным подспорьем, позволяющим раскрыть закономерности творчества художника и особенности данной школы.
Но если при анализе
пропорций архитектурного сооружения
можно прибегнуть к линейке и
циркулю и таким образом
Трудность более детальной
характеристики особенностей цветового
строя картины объясняется и
тем, что словесные обозначения
различных цветовых ощущений весьма
приблизительно определяют цвет. Слова
для цветовых обозначений представляют
тысячи названий, среди которых можно
встретить и такие, например: «брусничный
цвет»; «сливяно-черный»; «цвет слоновой
кости» и т. п. Но даже и этим, претендующим
на большую конкретность обозначениям
могут соответствовать в
Весьма несовершенна и человеческая память на цвет. Сравнительно легко запоминается родовой цвет, но его разновидность по тону, светлоте и насыщенности запомнить очень трудно даже на короткое время. На практике же бывает очень часто нужным как можно точнее сохранить в памяти оттенок цвета.
Далее трудности описания
цветового строя картины
Конечно, измерение цветового
строя не объяснит силы эмоционального
воздействия Тициана или
Сама процедура измерения цвета может быть примерно описана следующим образом. Каждый цвет обозначается особым образом — например, в атласе Менселла — буквой и двумя цифрами. Буква — цветовой тон; первой цифрой обозначается его светлота и цифрой в скобках — насыщенность. Для практической работы в дополнение к атласу нужно иметь несколько кусков картона нейтрального серого цвета с вырезанными в них разного размера окошечками. Прикладывая окошечки к тому или другому месту картины, мы изолируем пятно цвета от воздействия окружающих цветов и видим его в «чистом» виде. Подобрав затем соответствующий цвет в атласе, можно сделать запись этого цвета по трем характеристикам, что удобно делать на специальной для этой цели сделанной фотографии картины или на приготовленной по репродукции схеме.
Для более точных измерений
цвета с научными целями с успехом
может быть использован атлас
цветов, разработанный советским
ученым профессором Е. Б. Рабкиным. В
основу своей системы Рабкин положил
пространственную модель в виде двойного
конуса, в вершинах которого располагаются
черный и белый цвета, а по окружности
общего основания — оптимально насыщенные
цвета хроматического ряда, насыщенность
которых убывает по направлению
к центру. Сечение конуса вдоль
оси дает ряд треугольников одного
цветового тона, но различных по
светлоте и насыщенности. В атласе
Рабкина представлено 12 таких сечений
в виде треугольников, состоящих
из 45 полей одного цветового тона
и 10 ахроматических полей, от белого до
черного. Каждое цветовое поле в таблице
имеет вырез для того, чтобы
можно было подложить измеряемый
образец, и цифровое обозначение
в виде дроби, где числитель указывает
номер горизонтального ряда, а
знаменатель — номер
Можно воспользоваться также
и упрощенным вариантом цветового
атласа, в котором цвета будут
модифицироваться только по цветовому
тону и по светлоте. Насыщенность в
этом случае опускается, поскольку
практически она часто
При обработке результатов измерений цифровые данные сводятся в соответствующий график — например, по горизонтальной оси его располагаются изменения по цветовому тону, а по вертикальной — изменения по светлоте. Такой график позволяет увидеть, например, как художник модифицирует цвет — преобладает ли модификация по тону или по светлоте. Модификация цвета по светлоте была свойственна, например, художникам раннего Возрождения, которые обычно, взяв для изображения предмета какой-либо локальный цвет, разбеляли его в свету и затемняли черной краской в тени. Такой анализ дает возможность конкретнее представить, описать палитру художника — вернее, то, что мы называем палитрой.
Сопоставление ряда таких графиков, сделанных с ряда произведений, дает возможность сделать выводы о закономерностях изменения цветового строя в пределах того или иного отрезка времени, школы, направления, в творчестве отдельного мастера, обнаружить явления, свидетельствующие об эволюции цветопонимания.
В основу своей системы Е. Рабкин положил пространственную модель в виде двойного конуса, в вершинах которого располагаются черный и белый цвета, а по окружности общего основания — оптимально насыщенные цвета ахроматического ряда, насыщенность которых убывает по направлению к центру. Сечение конуса вдоль оси дает ряд треугольников одного цветового тона, но различных по светлоте и насыщенности. В атласе Рабкина представлено 12 таких сечений в виде треугольников, состоящих из 45 полей одного цветового тона и 10 ахроматических полей, от белого до черного.
Описанная методика весьма далека от совершенства, она позволяет лишь приблизительно фиксировать цвета, но при этом все же значительно точнее, нежели при простом визуальном наблюдении. Измерения цвета, которые производятся при помощи сравнения испытуемого пятна с неким фиксированным эталоном, конечно, будут также иметь ограничения, зависимые и от субъективных условий наблюдений, и от объективных моментов, связанных с различием условий освещения, фактуры и т. п. При измерениях нужно учитывать также, что в красочном слое картины происходят изменения.