Проблемы формирования и становления Восточноазиатских и Западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:59, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в установлении влияния садово-паркового искусства Китая на развитие и становление декоративного садоводства в странах Европы и Азии, в степени заимствования китайских приемов и методов другими этнокультурными комплексами, в определении направлений процессов глобализации в области озеленения городов в восточноазиатских и западноевропейских странах на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1.Изучить историю формирования объектов ландшафтной архитектуры и озеленения городов Китая и определить их место и роль в мировой садоводческой культуре.
2.Разработать типологию китайских садов и парков. Определить основные характерные черты для каждого типа.
3.Установить основные принципы формирования пространства в китайских садах разных типов.
4.Определить причины влияния и пути проникновения китайской садовой культуры в страны Европы и Азии и оценить примеры вторичной адаптации китайского садового искусства странами Европы.
5.Разработать типологию японских садов. Определить основные характерные черты для каждого типа сада.
6.Проанализировать флористический состав садов и парков Китая, Японии и Великобритании.
7.Оценить влияние процессов глобализации на формирование современных объектов озеленения.

Файлы: 1 файл

китай.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых в области озеленения городов, садово-паркового строительства, ландшафтной архитектуры, истории, искусствоведения и востоковедения, а так же собственные исследования автора. Садово-парковое искусство Китая – остается в нашей стране малоизученной темой, несмотря на  близкое соседство наших стран и тесные контакты наших народов. В российских публикациях   в специальной литературе по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству имеются весьма скудные сведения о китайских садах лишенные стилевого анализа.  Одной из первых профессиональных попыток описать китайские сады находим у А.Регеля в «Изящном садоводстве..», изданной в 1896 году.  Четкой позиции в отношении к китайскому садовому искусству  у него нет.    В разделе книги, посвященном китайским паркам, Регель не скрывает, что исходя из имеющейся у него информации, можно составить только гипотетическое представление о китайском садоводстве (Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. М.:ЗАО «Фитон», 2007, с.82-87).  Последующие российские авторы давали информацию в пределах фактов, изложенных А. Регелем (Залеская, 1964; Жирнов, 1977; Боговая, Фурсова, 1988; Ямщиков,2009). Всех вышеперечисленных авторов объединяет их позиция о первичности китайских пейзажных садов перед европейскими, однако доказательной базы нигде не приводится.

    В большей степени,  чем ландшафтные архитекторы,  внимание садово-парковому искусству  востока уделяли российские искусствоведы.     В  книге В.Я Курбатова «Всеобщая история ландшафтного искусства» (2007) в    разделе, посвященном  китайским и японским садам, высказывается    точка зрения, очень похожая на то, о чем писал А.Регель по этому вопросу. 

Академик Д.С.Лихачев, исторически  обосновывая  появление пейзажных  парков в Англии   пишет, что    разрушению эстетики регулярных садов  послужило знакомство с китайскими садами и увлечение «chinoisere» во всех формах искусства (Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст Текст. / Д.С. Лихачев. - М.: Согласие, 1998. - с.196.). Искусствоведческий анализ японским    садам дан в книгах Николаевой  Н.С. (1975,2005), а китайским  - Виноградовой Н.А. (2004), изданных в серии «Сады мира».  В обеих публикациях  уделяется внимание  в основном художественной стороне  восточных садов  - архитектуре, композиционной целостности, росписям и  интерьерным элементам. Искусствовед  Б.М.Соколов в работах об английских пейзажных садах многократно упоминает о связи английских пейзажных парков с китайским садовым искусством ( Соколов, 2002, 2004 ).

Небольшое число работ, посвященных исследованиям в области садово-паркового искусства, в основном их философско-культурному аспекту, опубликовано отечественными востоковедами. Это работы Е.В.Завадской (1969,1991), В.С.Мясникова (2006), Е.В.Новиковой (2004), Е.А.Торчинова (1992,1999), Г.А. Ткаченко(1999) , В.В. Малявина (1995,1997).

При изучении вопросов  философско-религиозной  основы китайских и японских садов автор данной работы использовал опубликованные переводы древних философов   и комментарии к ним в сборниках под редакцией В.В. Малявина (1997, 2004), Е.А.Торчинова (1992), Титаренко М.Л. (2006), М.Е.Ермакова, а также работы  Г. Дюмулена (1994), Л.С. Васильева (1988,2001).

Вопросы развития западноевропейских садов и парков и связанные с этим  историко-географические причинно-следственные связи изучались по работам Боклль Г. (2002), Johnson Kirk (1999), Иглз Р. и Диксон  Э. (2008), Дэниел К. (2008), Ван Зюилен (2003) ,  Uglow J. (2005), Buchan U. (2006), Mackay S. (2001)

При  изучении  специальных вопросов японской и китайской  архитектуры, живописи, литературы, тесно связанных  едиными эстетическими нормами  с садами, использовались работы авторов Richie Donald (1995), Man-Ho Kwok (1997), Ду Фу (2000), Ван Вэй (2001), Глухаревой О.Н (1982), Григорьевой Т. П. (1979), а также такие сборники работ как «Китайская  пейзажная лирика» (1984) «Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова» (2007) и др.

При анализе литературных источников  зарубежных авторов  в области  идеологии садового дизайна восточноазиатских и  западноевропейских садов изучались  работы Attiret Jean-Denis (1982), Chambers William (1757), Chen Congzhou (1989), Zhu Junzhen (2002), Рандхава М. (1981),   Джекобсона Д. (2004), Lou Qingxi (2010), Zhu Junzhen (1992), Hu Dongchu (1991), Shinji I. (1989), T. Saito (1987),Chinese classical gardens (2002), Planing & design of pedestrian way park in Tsukuba (1987), Planing of Tokyo (1999), Suzhou gardens (1999).

   Анализ флоры  садов и парков Китая, Японии  и Великобритании осуществлялся  по публикациям Reid Daniel (2001), Alpine flowers of Japan (1988) Zhi Mao-sheng  (2007), Jiang Yongming, Weng Zhilin (2006), Quan Zhengjin , Li Zuowen (2006) Beijing Botanical Garden (2004), Martin W. K (1971), Garden plants of Japan (2004), Kashioka, Ogisu (1997). 

В  работе были использованы материалы, полученные автором в  процессе личного обследования садов Японии и Китая   и Великобритании  и других стран Западной Европы и Восточной Азии в период 1988-2010 гг. (Голосова, 1998,2002, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010)

Предметом исследования являлись объекты ландшафтной архитектуры и озеленения городов юго-восточной Азии и Европы,   традиционные приемы и методы формирования пространства и подбора древесных  растений в садах Китая, а также  заимствование и трансформация этих приемов и методов  в других странах исследуемых регионов   на примере Японии  и Великобритании. 

Методологические принципы исследования.

1.Принцип системного  анализа позволил получить полные  и глубокие представления   о предмете изучения – увидеть  историю развития декоративного  садоводства   и ландшафтной  архитектуры Китая как целостный  процесс,  в котором отражены  разнообразные отрасли знания.

2.Исторический принцип  исследования позволил выявить  общие закономерности развития  китайского классического садоводства   и причины заимствования его приемов в других странах исследуемых регионов.

3.Принцип сравнительной хронологии, свойственный большинству фундаментальных исследований и принцип развития    позволили проследить возникновение, становление и формирование садово-парковых стилей   на основе конкретных произведений  садово-паркового искусства исследуемого региона, позволили определить этапы развития  и закономерности заимствования  приемов и методов в создании объектов озеленения Китая, Японии и Великобритании.

4.Принцип сравнительного  анализа  позволил выявить  не только внешнюю схожесть  некоторых   элементов и художественных  приемов исследуемых объектов, но  и выявить   общие закономерности планировочных и конструктивных особенностей садов и парков.

Рассматривая проблему исторического формирования восточноазиатских  и западноевропейских   садов  и парков под определенным углом  зрения, то есть,  по степени  влияния на   становление их национального    ландшафтного стиля китайского классического садоводства, в качестве  примеров для углубленного изучения  садов нами были выбраны Япония и Великобритания.  Выбор этих стран объясняется следующим:

1.Сходность географического  положения: Япония – островное  государство в Азии, Великобритания  – островное государство в  Европе.

2.Обе страны имеют  известные всему миру и признанные  садоводческие традиции, их национальные  сады вошли в   историю мировой культуры в качестве понятий «Японский сад» и «Английский пейзажный парк».

3.Япония и Великобритания  активно экспортируют  национальные  садовые приемы в другие страны  мира. 

 

Рисунок 1 – Блок-схема исследований

ГЛАВА 2.   АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ОСНОВЫ

                   КИТАЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО САДОВОДСТВА.

 

 В главе приводятся данные по истории   садово-парковых ансамблей Китая от древних времен до настоящего времени.  

Истоки традиционного  китайского садоводства лежат во временах ханьской и цзиньской династий (221 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Однако некоторые историки утверждают, что хронологию становления китайского сада можно проследить еще от XVI–XI веков до н. э.

В современных китайских  садах четко определяются два  направления: первое — неуклонное следование старым традициям, что, однако,    не означает   копирования садов древних мастеров; второе — использование европейских мотивов, прошедших через призму китайского восприятия культурных ценностей других стран.

В главе анализируется ряд  теорий китайских философов (Конфуций, Лао-Цзы, Фэн Юлань и др.), пейзажистов (Гу Кайчжи, Цзун Бин ), каллиграфов (Ван Сичжи), литераторов (Ду Фу, Ван Вэй, Ма Чжи-юань, Цао Сюэцинь) оказавших  значительное влияние на развитие теоретической основы традиционного китайского сада, а также приводятся  доказательства тесного взаимодействия и общих эстетических принципов  садоводства, архитектуры, живописи, каллиграфии и литературы.

Главный принцип построения китайского сада заключается в необходимости  создания предельной гармонии между природным и рукотворным ландшафтом.  Важно, что вмешательство человека должно было идти не на “замену” элементов природного ландшафта, а на его “дополнение”.

В основе китайского классического  садоводства лежат  следующие философские теории:

  • Теории философского даосизма:
    1. «Через сложную работу вернуться к исходному» -  сад должен выглядеть,

как природный объект. Имитация реально существующих природных ландшафтов.

    1. «Красота простоты» - соответствие внутренних качеств и внешней формы.

     Умение видеть и использовать красоту природных компонентов, например,

     отдельно взятого камня или дерева.

    1. «Теория пустоты»  - садовник должен уметь оценить потенциал

    используемого   пространства быть заполненным, подразумевается

    бесконечность творческих возможностей человека.

    1. Теория Фэн Шуй - учение об экологической гармонии.
    2. Теория  «Инь-Ян» - единство противоположностей    в отношении к красоте

    и искусству (камень/гора/земля  и вода в саду),впоследствии отразилась в

   теории контрастов.

  • Теории конфуцианства:
  1. Теория разнообразия или «гармония неоднородна» - создаваемый

    человеком сад, чтобы быть гармоничным, должен быть разнообразным.

  1. Теория «Золотой середины» - избегать крайностей и подчеркивать 

    красоту, заложенную природой, не изменяя свойство объекта.

  1. Теория «Копирования добродетелей» - элементы ландшафта и

   растения сравнивались с моральными качествами людей.

    4.Теория единства противоположностей «Инь-Ян» в отношении этики и морали.

 Анализируя четыре вида китайского искусства – садоводство, литературу,  живопись и каллиграфию, можно видеть, что они  развивались и совершенствовались в тесной взаимосвязи друг с другом.

Философский даосизм и   конфуцианство можно считать теоретической основой, на которой базируются все эстетические принципы китайского садово-паркового искусства.

 

ГЛАВА 3.  КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ

                      АРХИТЕКТУРЫ   КИТАЯ.

 

В соответствии с поставленными  задачами, нами было обследовано 73 объекта ландшафтной архитектуры материкового Китая и о.Хайнань, включая некоторые объекты     Тайваня и Гонконга.  Сохранившиеся до настоящего времени объекты ландшафтной архитектуры Китая охватывают  значительный исторический пласт. Хронологический анализ  объектов приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Хронологический анализ исследованных объектов ландшафтной

                    архитектуры Китая

 

Историческая эпоха 

(по Фицжеральду)

даты

Количество исследованных 

объектов

Эпоха Чжоу

1100- 221 до н.э.

3

Цинь

221-206  до н.э.

3

Хань

206 до н.э. – 221 н.э.

5

Троецарствие

221-265

-

Цзинь

265-316

-

Северные и южные династии

316-589

2

Суй

589-618

1

Тан

618-907

3

Сун

960-1127

3

Цзинь и Южная Сун

1127-1280

2

Юань (монгольская)

1280-1368

5

Мин

1368-1644

18

Цин  (манчжурская)

1644-1911

16

Республика 

1911- по н.в.

12

Информация о работе Проблемы формирования и становления Восточноазиатских и Западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая