Понятие о пространственной композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:28, реферат

Описание работы

Все виды композиций претерпевают изменения во времени. Особенно это касается глубинно-пространственной композиции. Автомобиль, самолет дают возможность современному человеку воспринять колоссальные пространства. Вследствие этого происходит изменение в ощущении его, что влияет в свою очередь на количественное (размерное) и качественное отношение к пространству. Также видеотехника передает пространственные ощущения без непосредственного общения с композицией. Обилие такого плана информации на первом этапе обогащает человека, а затем эмоциональная острота восприятия гаснет.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 2.98 Мб (Скачать файл)

Введение

Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема. Здесь говорится не о значимости или художественной ценности, а именно о степени возможного воздействия, у пространства оно больше, так как зритель принадлежит ему и пространство буквально обволакивает его.

Воздействие гармоничного пространства, построенного по законам гармонии, благотворно влияет на личность. Вот почему существуют теории «лучезарных городов», «зеленых городов», которые бы создавались по законам гармонии, и в них бы жили гармоничные личности. В этих теориях заложена идея добра, солнца, природы, мира. Художественный образ подобных композиций действительно может влиять положительно на личность. Однако мы знаем, что глубинно-пространственная композиция решает и другие задачи.

Так, используя воздействие пространства, эмоционально окрашенного, несущего определенный образ, философию, можно заставить подчиниться ему. Эта его особенность постоянно использовалась на протяжении всей истории человечества. Так обставлялись гладиаторские бои, выходы царствующих особ, инквизиторские действа и т. п. Все это делалось продуманно, то есть компоновались в пространстве элементы (места зрителей, помосты, балдахины, развевающиеся флаги и т. д.). Учитывалось количественное воздействие цвета и фактуры. Например, золото парчи, алый цвет бархата, черный – сутаны, блеск вооружения, пестрота одежды толпы. Активно использовались световые и звуковые эффекты. Горящие костры и факелы, дробь барабанов, сигнал трубы и другие эффекты – все вкупе создавало атмосферу, психологически воздействующую на зрителя, который действовал далее по программе, определенной для него. То же самое происходит и на спортивно-театрализованных представлениях (открытие Олимпийских игр, гала-концерты, шоу разного рода и т. д.).

Сегодня достижения науки и техники таковы, что в организации временной пространственной затеи используются компьютерная графика, охватывающая сотни метров; звук, наполняющий пространство и создающий впечатление присутствия внутри него; видеоряд, проецируемый одновременно на огромные плоскости домов. Порой подключаются всевозможные летательные аппараты и другие движущиеся механизмы. Подобные грандиозные зрелища производят потрясающее впечатление и заставляют зрителей активно принимать участие в них. Разрабатывая сначала сценарий, а затем концепцию действа, авторы создают определенный художественный образ, действующий во времени и пространстве. Средства, которые применяют художники этого вида композиции, те же. Это форма, цвет, фактура, освещение. Также часто используются звук, запах в качестве композиционных средств.

Помимо временных глубинно-пространственных композиций, о которых уже говорилось, существуют и стационарные. В первую очередь к ним относятся различные архитектурные композиции, начиная с композиции города и кончая композицией сооружения, естественно находящегося в пространстве. Сюда, расширяя круг применения глубинно-пространственной композиции, можно добавить и садово-парковые решения, мемориальные комплексы, сложные развязки дорог, мосты, метрополитен, решение набережных с огромным количеством необходимых сопутствующих элементов и т. д. Это примеры открытого пространства, то есть экстерьеры. Но глубинно-пространственная композиция решает задачи и интерьера, внутреннего пространства. Решение интерьеров жилых, общественных и промышленных сооружений, организация выставок, музейных экспозиций, театрально-зрелищных представлений, рекламы и информации – все это является глубинно-пространственной композицией.

Восприятие такой композиции складывается из совокупности впечатлений во времени. Как и объемная композиция, она требует обозрения с различных точек. Многие композиции рассчитаны и на прочтение их с высоты.

Однако разнообразие эмоциональных впечатлений не разрушает композиционного единства, а обогащает его. Так, композиционный центр, сгруппированный из разных по функциональному назначению зданий, своим пластическим решением объемов, системой пропорций и масштаба, заданным ритмом форм, их контрастом и нюансом оправдывает свое назначение. Другие архитектурные сооружения, составляющие композицию, находятся на определенных расстояниях от центра, имеют соответственные масштабные соотношения, развивают общую стилевую, цветовую и фактурную идею композиции.

Все виды композиций претерпевают изменения во времени. Особенно это касается глубинно-пространственной композиции. Автомобиль, самолет дают возможность современному человеку воспринять колоссальные пространства. Вследствие этого происходит изменение в ощущении его, что влияет в свою очередь на количественное (размерное) и качественное отношение к пространству. Также видеотехника передает пространственные ощущения без непосредственного общения с композицией. Обилие такого плана информации на первом этапе обогащает человека, а затем эмоциональная острота восприятия гаснет. Это происходит по многим причинам. Одна из них – отсутствие «пауз». Так, в классически построенных композициях всегда присутствовали «паузы», дающие психологическую разгрузку и подготавливающие к последующему восприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о пространственной композиции

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена.

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам.

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика.

Градостроительный ансамбль - градостроительное образование, облик которого отвечает высоким художественным требованиям. Градостроительный ансамбль должен представлять собой композиционно упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением. Основные качества градостроительной композиции, обеспечивающие ансамблевость:

  • Целостность объемно-пространственной композиции

Целостность объемно-пространственной композиции обеспечивается возможностью одновременного зрительного восприятия всего градостроительного ансамбля;

  • Сомасштабность архитектурных сооружений между собой, и по отношению к человеку.

В градостроительной композиции необходимо, с одной стороны, отразить масштаб города, а с другой - соизмерить массы и пространства с масштабом человека. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов;

  • Композиционное

Композиционное разнообразие проявляется в использовании зданий разной величины, высоты, стилистики.

2. Средства градостроительной композиции

Строится геометрия пространств, пластика застройки и земли, формируются цветовые и светотеневые характеристики среды:

Пространственные

Способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненности элементов, из которых формируется градостроительная композиция. Средствами гармонизации пространственных взаимосвязей и соотношения элементов градостроительной композиции служат такие приемы, как метрические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения застройки и другие.

Пластические

Пластические средства включают способы членения застройки на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм, образующих пластику застройки.

Светоцветовые средства

Светоцветовые средства включают соотношения цветов, света и тени. Применение разных цветов окраски фасадов зданий позволяет менять восприятие пространственных отношений - зрительно увеличивать или сокращать расстояния.

 

Колористическое решение включает:

- цвета  застройки;

- малых архитектурных  форм;

- элементов  благоустройства;

- цветочного  оформления;

- наружной  рекламы.

При разработке цветового решения застройки необходимо учитывать:

-  сочетаемость  цветов архитектурных объектов  и зеленых насаждений;

- динамику  изменения цветовой гаммы деревьев  и кустарников в разные периоды  года;

- вечерняя  подсветка фасадов зданий;

- подсветка  архитектурных доминант создает  систему пространственных ориентиров  в вечернем городе;

- праздничное  светоцветовое оформление (вывешивание  днем флагов, гирлянд, надувных шаров; вечером - цветных ламп освещения, дополнительной подсветки элементов  наружного оформления и других).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Иллюстрации по теме

 

 

 

 

Рис. 1. Объемно-пространственная композиция

 

 

Рис. 2. Эйфелева башня, Париж

Пространства, которые организуются вокруг одного элемента или группы элементов (так называемые неограниченные пространства).

Рис. 3. Площадь Регистан в Самарканде

Пространства, ограниченные по периметру.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Визуализация интерьера

В организации неограниченного пространства участвуют архитектурный элемент или группа элементов (монумент, скульптура и др.), собственно пространство и основание, на котором композиция размещается. Характер пространственной композиции зависит от особенностей основного композиционного элемента (группы), поверхности основания и взаимодействия всех элементов.

 

 

 

 

Рис. 6. Колоннада

Формат вертикальный – трактуется как акцент, придает композиции ощущение стройности, возвышенности.

Рис. 7. Зиккурат

Формат горизонтальный – трактуется как покой, поэтому горизонтальный формат используется как статический, для передачи спокойного действия.

 

Рис. 8. Площадь

Формат круг (квадрат) – используется для уравновешенных статичных композиций.

Рис. 9. Собор Св. Петра в Риме

Ритм – это равномерное чередование размерных элементов (спокойный ритм), это порядок сочетания линий, объемов, плоскостей (спокойный, беспокойный, направленный).

 

 

 

Рис. 10. Айя София в Стамбуле

Равновесие – это состояние формы объекта при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие вызывает чувство покоя, уверенности, устойчивости, целостности. Равновесие является условием правильного восприятия композиции.

Рис. 11. Пирамида в Гизе

Статичность – это состояние покоя, равновесия в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и ось симметрии.

 

Рис. 12. Успенский собор во Владимире

Динамичность – это стремительность формы, динамичность делает композицию броской, активной, заметной. В динамичной композиции всегда присутствует ощущение движения.

Рис. 13. Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Симметрия – это принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно оси, плоскости, центра.

 

 

Рис. 14. Собор Парижской Богоматери, Париж

Асимметрия – это принцип организации композиции, которая основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Ось симметрии отсутствует.

Рис. 15. Башня Мэри-Экс среди старинной застройки, Лондон

Контраст – это резко выраженная противоположность по форме, фактуре, цвету. Нюанс – это едва заметный переход или оттенок по цвету, форме, фактуре.

Информация о работе Понятие о пространственной композиции