Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:12, реферат

Описание работы

Земляной город, часть Москвы 17 — начала 19 вв., окружавшая Белый город и ограниченная извне земляным валом (территория между нынешним Бульварным и Садовым кольцом), по которому и получила название в 1-й половине 17 в. Ранее эта территория называлась Скородом (наскоро построенные дома), а с сооружением в конце 16 в. вокруг неё земляного вала с деревянной стеной и башнями — Деревянным городом. В 1611, во время польской интервенции, деревянные укрепления сгорели. В 1638—41 вал был подсыпан и удлинён до 15 км; в 1659 на нём построена новая деревянная стена, в воротах которой взималась в конце 17 — начале 18 вв. пошлина с ввозимых в Москву товаров. К концу 18 в. стена обветшала и разрушилась, вал во многих местах был срыт.

Файлы: 1 файл

Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города..doc

— 3.08 Мб (Скачать файл)

Введение.

Земляной город, часть Москвы 17 — начала 19 вв., окружавшая Белый город и ограниченная извне земляным валом (территория между нынешним Бульварным и Садовым кольцом), по которому и получила название в 1-й половине 17 в. Ранее эта территория называлась Скородом (наскоро построенные дома), а с сооружением в конце 16 в. вокруг неё земляного вала с деревянной стеной и башнями — Деревянным городом. В 1611, во время польской интервенции, деревянные укрепления сгорели. В 1638—41 вал был подсыпан и удлинён до 15 км; в 1659 на нём построена новая деревянная стена, в воротах которой взималась в конце 17 — начале 18 вв. пошлина с ввозимых в Москву товаров. К концу 18 в. стена обветшала и разрушилась, вал во многих местах был срыт. После московского пожара 1812 вал был уничтожен, образовавшаяся кольцевая улица была засажена деревьями (1816—30) и стала называться Садовой (затем разделённой на отдельные улицы). В Земляной город находились слободы: Бронная, Конюшенная, Огородная, Патриаршая и др. Ныне территория бывшей Земляной город плотно заселённая часть Москвы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Земляной  город. История формирования. 1(территория между Бульварным и Садовым кольцом)

К XV в., когда посады вокруг московского «града» уже начали сливаться в единый пояс городских поселений - будущий Белый город, окружающая их территория была еще слабо заселена. Здесь были и неудобные для жилья места - Козье болото, из которого вытекал Черторый, Пески (у нынешних улиц Арбат и Ермоловой) и др. Из значительных поселений к тому времени безусловно существовали лишь села Семчинское и Воронцово, стоявшие на самых выгодных местах - над южными склонами к Москве-реке и Яузе.

В XIV-XV вв. на высокий, крутой склон за устьем Яузы переселились со старых мест, подальше от разраставшихся посадов ремесленники, имевшие дело с огнем, - гончары и кузнецы. Там же, за Яузой, появилось несколько небольших монастырей (один - при владельческой слободке), церкви которых позже были обращены в приходские.

Несколько позже  начала интенсивно заселяться местность  за Чертольем - районом при устье Черторыя, примыкавшая к древнему и уже очень уплотнившемуся посаду - Занеглименью. В середине XVI в. (по тексту указа об опричнине), когда поселения на востоке представляли собой загородные царские слободы, здесь, на западе, уже сложился посад со многими улицами; они выходили к всполью, тянувшемуся до монастырских слободок у Москвы-реки. Посадских и слобожан, «которым в опришнине быти не велел», Грозный переселял «в иные улицы на посад», чем сильно способствовал его уплотнению. Он же поместил на посаде Конюшенную слободу, проложившую к Чертолью свою улицу (ныне - ул. Рылеева), а севернее, у старой дороги к Новинскому монастырю (просп. Калинина) - охотничьи слободы кречетников и трубников.

Новый передел  владений после отмены опричнины, пожар и разорение Москвы татарами в 1571г. и продолжавшийся рост городского населения, видимо, уменьшили разницу между старыми и новыми посадами. Одновременно с постройкой Белого города окружающая территория была защищена мощной деревянной крепостной стеной на земляном валу (1591-1592). Трасса этой стены, вероятно, не была связана ни со старыми укреплениями, как в Белом городе, ни с устоявшимися жилыми районами. Она просто охватила посады неправильным кольцом от 4,3 до 5 км в диаметре. Такая неправильность зависела прежде всего от неравномерного заселения городских территорий, а также от сильной изломанности границы Белого города.

Наибольший диаметр  проходил по Пречистенке (Кропоткинская  ул.) и Покровке (ул. Чернышевского). В XVII в. вдоль этих недавних загородных дорог, ведших одна - в новый (Ново-Девичий) монастырь у Москвы-реки, другая - в царские села, быстро возникали усадьбы, превратившие дороги в оживленные улицы Москвы. Самый короткий диаметр - с запада на восток - пересекал в то время почти не заселенные Васильевский луг и Воронцово поле, а на западе

узкое древнее  Занеглименье. За ним, у Кудрина, была прирезана «в запас»

часть всполья, напоминание о котором сохранялось в названии церкви Георгия на Всполье, стоявшей у начала нынешнего Вспольного переулка.

Заселение этих территорий завершилось в основном лишь в  первой половине XVII в. В начале века, в Смутное время, сгорели, простояв всего двадцать лет, крепостные стены на земляном валу. Позже вал был отремонтирован и увенчан новой деревянной стеной, но название «Земляной город» успело закрепиться как обозначение всего охваченного им пояса Москвы.

В расселении внутри Земляного  города наблюдается определенная зависимость от прилегающих частей Белого города. Плотно и разнообразно заселилось Заяузье - здесь бок о бок стояли слободы гончаров, котельников, кузнецов; на горе, у церкви Никиты, было несколько богатых усадеб, а в низине, у Лыщикова, одно время жили иноземцы.

Внутренняя планировка Земляного города даже в поздних  планах Москвы XVII в. изображалась условно и обобщенно.

Облик Земляного  города в XVII в. был богат контрастами. Слободы разделяли поля и луга, а среди них стояли богатые загородные дворы с высокими хоромами и обширными плодовыми садами. Напротив, мелкие деревянные слободские дворы теснились друг к другу, окружая съезжий двор и церковь. Эти церкви также вначале были деревянными, но с середины XVII в. почти ежегодно в какой-нибудь слободе появлялась новая каменная церковь. Их нарядное убранство было предметом особой гордости слобожан: так, ажурный кованый крест церкви Николы Явленного на Арбате был взят как образец для креста городского собора в Вологде, а церковь Успения в Гончарах и доныне осталась как бы постоянной выставкой работ ее прихожан - мастеров Гончарной слободы.

Широкие, свободные  пространства вокруг Белого города быстро застраивались, причем одним из первых был возведен патриарший Федоровский монастырь у Никитских ворот (позже - церковь Федора Студита).

Одновременно  места на ближайшей периферии  Белого города начали захватываться боярскими усадьбами.

К началу XVIII в. почти все плацдармы были заняты жилой, церковной и торговой застройкой. В неудобных для строительства местах - к западу от Неглинной и у Поганого (позже - Чистого) пруда были лесные торги. Так сформировалась цепочка кварталов (ныне окружают Бульварное кольцо), преградивших многим слободским радиальным улицам выход к Белому городу.

В течение XVIII в. сложился новый характер застройки Земляного города. Деревянное строительство пока еще преобладало; каменными были почти исключительно церкви и палаты в богатых усадьбах. В начале века особое значение приобрели Тверская и Мясницкая улицы (ул.Горького и Кирова): первая - как дорога в Петербург, а вторая - в Преображенское, Немецкую слободу и Лефортово. Они составляли официальную трассу царских проездов. Их украшали триумфальными арками на месте бывших городских ворот Земляного вала.

 

Изображение центрической церкви между нынешними Кропоткинской улицей и Арбатом на плане Москвы Мериана 1638 г.

На всем пространнее между этими улицами планы Москвы XVI-начала XVII в. показывают только одну церковь. Здесь она имеет вид низкого многогранника с центральной главой на высоком барабане и двумя боковыми главками. Столь необычный тип объемного решения может быть связан с традицией «круглых» деревянных церквей, так и с поисками образа центрического церковного XVI в. План Мериана,выполненный в 1638 г. во Франкфурте, восходит, очевидно, к наиболее точному из ранних планов Москвы - Петрову чертежу, на котором изображение церкви в этом секторе Земляного города отличается лишь несколько иными пропорциями. На Годуновом и Сигизмундовом планах центральная глава заменена широким шатром, и здание напоминает по силуэту храмы второй половины XVI в. в селах Красном и Городне (под Коломной). Среди существовавших на этой территории церквей достоверно восходят к XVI в. лишь две: Успения на Могильцах, тогда, видимо, очень скромная (она стояла на Божедомском кладбище) и церковь Иоанна Предтечи в Конюшенной слободе. Эта последняя была выстроена Иваном Грозным по обету во имя святого, чье имя он носил. Она соименна знаменитой церкви в Дьякове, построенной им же в 1553-1554 гг. в качестве моленной о даровании сына и безусловно имеющей определенные образные и типологические связи с изображением на плане Мериана. Исходя из сказанного, можно предположить, что изображение относится именно к церкви Иоанна Предтечи в Конюшенной. Неизвестно, однако, была ли она тогда каменной; ее здание, стоявшее на месте д. 19-21 по Староконюшенному переулку до начала 1930-х гг., было выстроено в 1653 г.

Изображение центрической церкви между нынешними Кропоткинской улицей и Арбатом на плане Москвы Мериана 1638 г.

 

 

 

 

 

 

Надвратная Спасская церковь  Зачатьевского монастыря. (2-й Зачатьевский переулок., 2)

Вид из монастыря.

План по первым этажам.

План по первым этажам. Экспликация.

1 – Надвратная Спасская  церковь, 1696 г.

2 – Стены и башни; 17 в.

3 – Настоятельский  корпус. Конец 17-начало 18 в.

4 – Церковь Неопалимой  крупины. 1766 (упразднена в 1887 г.  в связи с включением ее объема в построенный Казанский придел к).

5 - Соборный комплекс (архитектор М.М. Казаков); главный храм -церкви Зачатия Анны и Рождества Богоматери. 1804-1814; приделы (по сторонам трапезной) Федора Стратилата и Алексея Митрополита. 1799; южный придел Казанской Богоматери. 1887; колокольня. 1809.

6 - Больничный  корпус с церковью Сошествия  св. Духа. 1846-1858 (архитектор М.Д. Быковский).

7 -  Кельи. XIX в.

8 – Монастырские  постройки. Конец XIX в.; начало XXв.

9 -  Поздние постройки.

Генплан. Экспликация: 1 - Надвратная церковь. 2 - Фрагменты монастырской стены. 3 - Монастырские постройки. 4 - Поздние постройки.

 

Генплан.

 

Зачатьевский  женский монастырь был образован в 1584г. на месте          существовавшего здесь с третьей четверти XIV в. по 1547г. Алексеевского монастыря. Сохранились некоторые монастырские постройки и часть ограды.

Парадные въездные ворота монастыря с надвратной церковью Спаса Нерукотворного сооружены  в 1696г. па средства стольника А. Л. Римского-Корсакова. В центре, под храмом, находится широкий сводчатый проезд, а с восточной стороны (под алтарем) - более узкий сводчатый проход. Композицию до симметричной дополняет небольшая, одной высоты с алтарем трапезная. С юга и запада церковь обходит открытая галерея-гульбище. Входное крыльцо ш. галерею первоначально находилось внутри монастыря; существующая двухмаршевая лестница со стороны площади выстроена в 1724 г. специально для Римских-Корсаковых, владение которых издавна находилось против монастыря, а Спасская церковь до 1774г. была их «домовым» храмом.

Небольшая церковь является типичным памятником «московского барокко», как по композиции - восьмерик на четверике, увенчанный главой на граненой шейке, - так и по архитектурной обработке. Особенно характерно восьмигранное верхнее окно четверика, как бы зажатое между наличниками главных окон и карнизом. Вертикаль центрального объема подчеркнута двумя ярусами спаренных колонок, фланкирующих проезд и четверик храма. В трапезной была современная зданию цилиндрическая печь с муравлеными изразцами, фрагменты которой найдены при реставрации.

План церкви.

Церковь Власия на Староконюшенной (ул. Рылеева, 20).

Церковь Власия на Староконюшенной. Общий  вид.

Известна по письменным источникамс 1625г. как приходская церковь дворцовой Большой Конюшенной слободы (Власий считался охранителем лошадей), существовавшей на этом месте со времен Ивана Грозного. Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644г.: тогда он имел четыре престола: главный - Преображенский и среди других - Власьевский, по которому церковь получила свое наиболее признанное имя. В некоторых документах последней четверти XVII в. храм поименован «церковь Василия, что была на Козьем болоте», возможно, по престолу, перенесенному из упраздненной церкви, стоявшей до того в названном урочище. Как «Васильевский» храм показан и на плане Москвы Горихвостова 1767 г. Недавними исследованиями установлено, что каменный храм на этом месте возник раньше, чем о том упомянуто в источниках (в начале XVII в.?). Затем многократно перестраивался в течение XVII столетия с частичным сохранением каждой предыдущей постройки. К XVII в. относится появление первой трапезной, а к концу столетия - серьезная переделка всего храма с изменением декора и завершения. Ремонтам и переделкам здание подвергалось на протяжении всего XVIII в.. В этот период появилась колокольня, перестроенная в 1816г. В первой половине XIX в. перестроили апсиду, а в 1866-1872гг. на месте прежней возвели существующую трапезную с приделом Казанской Богоматери (сюда перенесли и придел Власия), при этом обновив все здание.

Составленный из разновременных объемов, памятник тем не менее являет собой традиционную композицию, сформировавшуюся в зодчестве XVII в., где собственно храм, трапезная с приделами и колокольня расположены на одной продольной оси. Четверик под более поздними наслоениями сохранил формы XVII в. в архитектурной редакции самого конца столетия. Тогда квадратный в плане, перекрытый сомкнутым сводом двусветный объем, снаружи расчлененный лопатками, получил новое завершение - богатый резной карниз с поясом-фризом ложных кокошников над ним; над четырехскатной кровлей поднялся глухой восьмерик барабана с полуколонками на ребрах и граненой главой. Главным декоративным акцентом фасада стали обрамления окон и порталов, увенчанные трехлопастными однотипными кокошниками. Небольшое пространство четверика тремя арочными проемами соединено с трапезной, благодаря совмещению с приделами весьма обширной. При перестройке XIX в. трапезная с трех сторон охватила нижний четверик колокольни. Невысокая трехъярусная, квадратная в плане колокольня с открытым верхним ярусом звона (переделывался в 1872 г.) внизу украшена плоским портиком.

Внутри четверика  сохранились фрагменты стенописи XVII в., а также некоторые архитектурные детали, относящиеся к более ранним строительным периодам (в поздней апсиде, например, заметны следы прежнего трехчастного алтаря).

Информация о работе Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города