Ознакомление дошкольников с мезенской росписью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является повышение ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Исходя из поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
1) изучение психолого – педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме эстетического воспитания детей средствами ДПИ;
2) использовать в практике работы с детьми старшого дошкольного возраста методику, направленною на освоение элементов мезенской росписи;

Содержание работы

Введение
I. История развития мезенской росписи
II. Особенности и технология выполнения мезенской росписи.
III. Обучение дошкольников мезенской росписи.
1. исследования в области ознакомления дошкольников с народным
декоративным искусством.
2. значение и необходимость ознакомления c мезенской росписи для
воспитания дошкольников.
3.методика обучения дошкольников приемам мезенской росписи
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая Ортякова.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

После накопления соответствующих знаний полезно  провести с детьми беседу обобщающего  характера.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное .отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисованию  — отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы которые дети могут освоить мазки, колечки. Однако ни в одной из программ не дается точный набору элементов. Задача педагога определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны  с расположением элементов узора на бумаге разного формата. Цвет — одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи — сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая "оживка") или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий в  группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное  формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует  и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) - целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей "живых" представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведения занятий.

Рассмотрим примерное  усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

В следующих возрастных группах (старшей, подготовительной) идет дальнейшая работа по (освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду.  Опыт:,, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства, следует решать широкий комплекс задач:

1. Формировать у детей  интерес к мезенской росписи,  удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

2. Познакомить детей  с истоками искусства мезенских  мастеров, краткой историей.

3. Вызвать желание  научиться рисовать мезенские узоры. Познакомить с характерными элементами (зигзаг, перышко, завиток, спиралька и др.) композициями узоров.

4. Побуждать детей  всматриваться в узоры, учить  последовательности анализа: самые< крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности;

5. Учить детей предварительному  замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы; выбор элементов; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента).

6. Формировать обобщенные  знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи.

7. Формировать способности  к творческому созданию образа  на основе чувства формы, отбора  и своеобразного комбинирования  элементов в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять  узор , элементы.

8. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам мезенской росписи.

Соответственно задачам  педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.

 

В журнале "Народное творчество" говорится, что орнаменты состоят  из простых, часто повторяющихся  элементов, что дает возможность  ввести их в учебную программу  для самых младших школьников. Не портит роспись и некоторая детская неумелость, так как, по сути своей, работы мезенских мастеров также отличаются некоторым примитивизмом, что, однако, ничуть не отражается на впечатлении от них.

Помимо техники, детей  сначала надо познакомить с историей этого промысла.

Знакомство с росписью начинается с зарисовки в тетрадях основных линий и узоров, отработки  правильной постановки руки и нажима кисти.

Затем по наглядному пособию, делаются зарисовки в альбомах, например, копируются произведения мастеров или  фрагменты этих произведений. В качестве пособия можно использовать изделия выполненные в мезенской росписи. Первым делом в композиции размечаются горизонтальные ряды орнаментов, затем выбираются элементы орнамента, мотивы, которыми будет расписан ряд, а затем расписывается центр композиции.

По мере приобретения опыта дети могут расписать изделия  небольшого размера, например деревянную ложку, шкатулочку, пасхальное яйцо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение

Совершенствование эстетического  воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ознакомление дошкольников с мезенской росписью