Психология дошкольника
Возраст от четырех до шести
- период относительного затишья. Так
или иначе ребенок вышел из кризиса,
стал спокойнее, послушнее, покладистее.
У него развивается, как выражаются медики,
первичная аффективная привязанность
к близким, появляется потребность в друзьях,
резко возрастает интерес к окружающему
миру, взаимоотношениям людей.
Приобретает малыш и известную самостоятельность,
хотя и добытую иногда в нелегком "бою".
В идеале он уже может самостоятельно
есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит,
обучен навыкам гигиены и опрятности,
стабилизируется сон, упорядочивается
поведение, ему уже не нужна постоянная
и неотлучная опека. Но это, конечно, не
значит, что все проблемы решены. При неправильной
тактике легко, например, нарушается аппетит
или режим сна. Сразу заметим, как и на
предыдущих возрастных этапах, мерилом
правильного питания являются показатели
физического развития ребенка. Так, на
третьем году малыш вырастает приблизительно
на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг.
В дальнейшем темп этот несколько замедляется:
до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок
выдерживает данный темп, особого беспокойства
возникать не должно.
Ночной сон в этот период, как и раньше,
должен быть не менее 10 часов. И почти до
самой школы рекомендуется также и дневной
сон - час-полтора. Возникают известные
трудности с вечерним засыпанием. Поэтому
отход ко сну необходимо обставить, как
мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические
мероприятия, переодевание в ночную одежду,
ласковая и тактичная беседа, повышенное
внимание к словам и поведению ребенка,
интересная сказка или поучительная история,
рассказываемая спокойно, умиротворяюще,
притушенный свет, относительная тишина.
Вся процедура укладывания должна быть
неторопливой и приятной для ребенка.
Особенно это касается детей со слабым
типом высшей нервной деятельности. Навыки
опрятности обычно уже хорошо усвоены
ребенком, но еще некоторое время он продолжает;
иногда просыпаться "мокрым". И в
этом случае нет места излишней спешке
и нервозности. Бессмысленно будить ребенка
по ночам для того, чтобы он сходил на горшок.
Пусть все идет естественным путем.
Дайте ему небольшой срок, и малыш будет
сам просыпаться по ночам, когда это нужно.
Правда, поначалу ему требуется помощь
от взрослых, поскольку он сам еще боится
подниматься ночью с постели. Но и это
вскоре наладится, появится желанная смелость.
Для привития гигиенических навыков используйте
тягу ребенка к самоутверждению и склонность
к подражанию. Если взрослые сами постоянно
выполняют требования гигиены, то и малыш
в конце концов почувствует необходимость
вымыть руки перед едой: И как же, он ведь
совсем "большой".
Уже младший дошкольник начинает осознавать
свою индивидуальность, личную обособленность,
свою "самость", у него начинают формироваться
первые понятия о добре и зле. Безусловно,
нельзя еще говорить о том, что у дошкольника
хоть в какой-то мере сформировались моральные
принципы и нравственные оценки, тем не
менее он уже отлично знает, "что такое
хорошо и что такое плохо", он уже может
понять, что необходимо слушаться и уважать
старших, что неприлично совершать те
или иные поступки, он способен переживать
такие чувства, как гордость и стыд. Основным
стимулом деятельности является оценка
его поведения взрослыми, хорошие поступки
он чаще всего совершает ради того, чтобы
заслужить похвалу.
Ребенок в дошкольном возрасте легко восприимчив
как к плохому, так и к хорошему. Все зависит
от окружающей среды. У доброжелательных
и любящих родителей малыш быстрее набирает
опыт любви и сердечности. Он уже способен
в какой-то мере и к сопереживанию, и к
сочувствию. Он может заставить, себя (хотя
бы на время) не шуметь, если ему скажут;
что мама заболела, что маме больно. Он
уже может - присмиревший и серьезный -
подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь
ей своим сочувствием и любовью, своим
поцелуем и крепким объятием.
В это же время появляются у ребенка и
первые ростки доброты и великодушия.
И требуется не заглушить эти ростки в
самом зародыше. Например, малыш делится
с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством.
И вряд ли нужно тут же отдавать конфету
или грушу ему обратно. Наоборот, надо
дать ему вкусить радость своего великодушия
и даже самопожертвования, если хотите.
Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные
свойства его души.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать
у ребенка способность считаться с потребностями
и нуждами других, прежде всего вас самих.
Он уже может понимать, что вы заняты, что
вам сейчас некогда, что у вас неотложные
дела, важная работа. Необходимо обучать
его также ладить с другими детьми в семье,
в гостях, на детской площадке, обучать
дожидаться своей очереди в играх, уступать
при необходимости, делиться игрушками.
Все это достигается не сразу, но вполне
доступно каждому ребенку. Эти навыки
самоограничения и коллективизма помогут
малышу безболезненно приспособиться
к детсадовским условиям, а в дальнейшем
и к школе. Важным фактором при воспитании
дошколят является склонность их к подражанию
родителям. Вот что писал по этому поводу
А. С. Макаренко:
"Не думайте, что
вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете или поучаете
его, или приказываете ему. Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь,
как вы разговариваете с другими людьми
и о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями
и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету,
- все это имеет для ребенка большое значение.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит
или чувствует, все повороты вашей мысли
доходят до него невидимыми путями, вы
их не замечаете. А если дома вы грубы или
хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже,
если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете
огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете
их плохо... "
Пожалуй, лучше и не скажешь. Мы приведем
только один пример из практики. В семье
инженера Петрова очень часто при сыне
родители обсуждали производственные
неурядицы, отец осуждал начальника отдела
Фарафонова, говорил, что тот ему "палки
сует в колеса", называл его дураком.
Однажды на семейное торжество Петровы
пригласили сослуживцев отца. Был среди
приглашенных и Фарафонов. В самом разгаре
вечера Фарафонов подошел к мальчику,
начал задавать обычные в таких случаях
вопросы, но малыш наотрез отказался отвечать:
- Это почему же? - спросил
начальник.
- Потому что ты Фарафонов!
- Ну и что?
- Ты дурак и папе работать мешаешь!
Конечно, вечер был испорчен
и для отца, и для Фарафонова,
но больше всех пострадал маленький
Вася. Отец уволок его в другую комнату,
отлупцевал, а мальчик, всхлипывая, повторял
только:
- Ты же сам говорил!
Ведь и правда - сам говорил! И не один раз!
И откуда малышу было знать, что в глаза
можно рассыпаться перед начальством
в комплиментах, и лебезить, и угождать,
а за глаза называть дураком. В результате
у Васи развилось нервное расстройство,
рассыпалось, как карточный домик, радужное
мироощущение, а самое главное - этот позорный
урок оставил в его душе глубокий след
на долгие годы.
Для большинства детей в обычных условиях
характерно оптимистическое восприятие
жизни. Окружающий мир кажется им устроенным
самым лучшим образом. Нужно всегда помнить
об этом, щадить и оберегать легкоранимую
психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии
детей свои отношения, устраивать, сцены
и скандалы. Нет смысла рассказывать при
детях различные страшные истории, говорить
о тяжелых болезнях и смерти, потому что
для иного ребенка подобная информация
может стать сверхсильным раздражителем,
своеобразным трамплином для нервного
срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно
и в более старшем возрасте вводить маленького
человека в сложный и противоречивый взрослый
мир.
Дошкольный возраст - период насыщенной
и богатой эмоциональной жизни, буйного
расцвета творческой фантазии, период
открытия мира в его первозданной красоте
и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего
возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный
художник! Творец с первоклассным поэтическим
чувством. Стоит лишь понаблюдать за его
первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью,
чтобы увидеть, какая звездная красота
одухотворяет их, какая идеальная простота
и какие таинственные отношения обнаруживаются
при этом между простыми вещами. Из пуговицы,
катушки ниток и пяти пальцев своей руки
ребенок строит трудный мир, пересеченный
небывалыми резонансами, которые поют
и волнующе сталкиваются среди светлой
радости, не поддающейся анализу. Ребенок
знает гораздо больше, чем мы думаем...
В своей невинности он мудр и лучше нас
понимает несказанную тайну поэтической
сути".
Любознательность ребенка в дошкольном
возрасте не знает границ. Его интересует
буквально все, он задает взрослым тысячи
вопросов и на каждый требует немедленного,
понятного для него ответа. При объяснениях
ребенок любит и просит повторений - они
помогают ему запомнить и лучше понять
объяснение, поэтому нельзя сердиться
и обрывать малыша, когда он во второй,
третий и четвертый раз задает один и тот
же вопрос. Ученые тот возрастной период
так и назвали; "стадия вопросов".
Очень важно давать детям правдивые ответы
на вопросы, доступные их пониманию.
Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей
надо писать так же, как для взрослых, что
наиболее ценны и значимы те художественные
произведения для детей, которые одинаково
интересны и взрослым. В таких произведениях
заключена глубокая жизненная и художественная
правда, но подана она таким образом, что
каждый воспринимает ее в зависимости
от жизненного опыта. Таковы, например,
"Винни-пух", "Аленький цветочек",
детские рассказы Толстого, сказки Андерсена
и народные сказки. В своих ответах детям
мы должны придерживаться такого же принципа,
в особенности это касается ответов на
самые сложные вопросы. Неправильные объяснения,
заведомо ложные версии, попытки отмахнуться
от вопросов ребенка могут привести к
печальным результатам. Как правило, если
ребенок обнаруживает эту неправду, он
перестает обращаться к родителям со своими
переживаниями, сомнениями. Это, в свою
очередь, отчуждает родителей и детей,
ведет к нарушению контакта между ними.
А без контакта, доверия невозможно нормальное
развитие ребенка.