Описание и анализ здания кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:07, реферат

Описание работы

Самым первым в списке великих архитектурных и исторических памятников Ростова-на-Дону стоит Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии в Ростове-на-Дону, памятник архитектуры.

Содержание работы

1. Краткая характеристика Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону……………………………………………….

3
2. История строительства и реконструкции собора в разные исторические периоды (историческая справка)………………………………..

4
3. Внешний вид собора и его положение в пространстве города (архитектурно-пространственное описание)……………………………………

10
4. Внутреннее убранство собора……………………………………………
15
5. Публикации и статьи о Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы………………………………………………………………………

17
6. Фотографии собора………………………………………………………
18
Список использованной литературы………………………………………
19

Файлы: 1 файл

___Анализ памятника архитектуры.docx

— 4.80 Мб (Скачать файл)

Иконостас реставрировали мастера  из Москвы, а иконы для него и настенные росписи писал художник Волков. К сожалению, биографических сведений о нем не имеется. Старожилы вспоминают, что это был истинный богомаз, — так говорили в старину про художников, владевших особым даром иконописания. Прежде, чем приступить к работе, Волков усердно постился, много молился, читал жития святых и другую духовную литературу. Он знал, за какое дело берется, и вкладывал в работу свою душу, — после освящения такая икона становится иконой, на нее сходит Дух Божий.

Иконостас Ростовского кафедрального  собора представляет собой уменьшенную  копию иконостаса храма Христа Спасителя. В этом можно убедиться, взглянув на сохранившиеся снимки внутреннего вида Московского храма Спасителя — та же оригинальная форма в виде часовни, то же расположение икон на четырех ярусах.

К 1000-летию Крещения Руси при митрополите Владимире (Сабодане) были произведены реставрация икон, обновление фресок. Купола покрыли медью, а сверху — позолотой. Приступили к восстановлению колокольни. Был позолочен центральный иконостас, а впоследствии и боковые, Петропавловский и Преображенский. Переделали солею и расширили кафедру, в алтаре постелили паркет. В Московских Патриарших мастерских были заказаны специальные золотые оградки из цветного металла, которым очень украсили собор. Кафедральный собор преобразился. Эти изменения и детали лишь подчеркнули строгую красоту икон. У художника Волкова свой стиль иконописи. Глядя на иконостас, хочется сказать: «Исполнен чистоты». В первом ярусе, помимо традиционных образов Спасителя и Царицы Небесной и храмовой иконы — Рождества Пресвятой Богородицы, находятся иконы святителя Николая и Богородичных двунадесятых праздников. Во втором ярусе — иконы остальных двунадесятых праздников. Ярусом выше — Спаситель и лики апостолов, а над ними — Господь Саваоф в окружении ветхозаветных пророков. Впрочем, можно много описывать и не сказать ничего. Лучше еще раз взглянуть с молитвою на весь мир невидимый, собранный здесь, с благоговением помышляя о том месте, что находится за ликами икон — об алтаре, Святая Святых...

Недавно Ростовский кафедральный собор пополнился двумя святынями — Донской иконой Божией Матери, и иконой Пресвятой Троицы с частицей от Мамврийского дуба, освященной в Иерусалиме. Эти иконы написаны ростовскими художниками епархиальной иконописной мастерской. В 1995 г., к 135-летию собора в этой же мастерской была написана икона Рождества Пресвятой Богородицы. Список иконы Рождества Пресвятой Богородицы сделан с канонической иконы XV в. В соборе она теперь находится справа от амвона, напротив Донской иконы Божией Матери.

Люди приходят и будут  приходить в собор к святым образам и молитвенно смотреть на лики святых, словно приоткрывая для  себя завесу горнего мира, где Сам Господь, Царица Небесная и Божий угодники. С упованием и надеждой верующие притекают к казанской иконе Божией Матери, иконам преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частичками их честных мощей.

Фотографии собора в разные исторические периоды

Июль 1999 г. поднятие колокола на колокольню


 

 

 

3. ВНЕШНИЙ ВИД СОБОРА И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (архитектурно-пространственное описание)

 

В начале ХХ века началась перестройка корпусов торговых рядов в северной части площади, однако она не нарушила сложившийся комплекс застройки.

Генплан площади Старый Базар

  1. Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1860г., арх.К.А.Тон)
  2. Первый ярус Колокольни (1875г.)
  3. Дом жилой с лавками (1803г.)
  4. Церковно-приходское училище (1810г.)
  5. Флигеля торгового и складского назначения (1870г.)
  6. Туалет (1900-е г.)
  7. Городской магистрат (Торговый Дом Максимова, 1810-е г.)
  8. Торговые ряды (перестроены, 1810-е г.)
  9. Крытый рынок (1890-е г.)

Подворье  Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Рождества  Пресвятой Богородицы является самым  красивым и монументальным храмом Ростова-на-Дону. Подворье Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой гармоничный архитектурный комплекс. На его территории располагается три храма:

1. собственно Кафедральный собор, 

2. малый храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором ежедневно совершаются церковные требы и, временно не действующий,

3. храм во имя святителя Николая,  находящийся в колокольне.

В комплекс соборного подворья также  входят и служебные здания.

Служебный корпус

Здесь располагается Ростовское Епархиальное Управление, где находятся канцелярия, Епархиальные отделы и комиссии.

Рядом с малым храмом размещается  Духовно-Просветительский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

На подворье располагается Издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография.

Также на подворье Кафедрального  собора работает магазин церковной  утвари, магазин духовной литературы. Собор Рождества пресвятой Богородицы является уменьшенной копией московского  Храма Христа Спасителя и производит очень сильное впечатление своей  монументальностью. В основе храма  лежит широкий равноконечный  крест, вписанный в массивный  четверик. Над центральной частью собора возвышается крупный барабан  с двенадцатью арочными окнами. На барабане стоит большой позолоченный купол. Вокруг центрального барабана расположены  еще четыре главки на барабанах меньшего размера. Фасады собора в верхней  части украшены килевидными закомарами, наличники окон и входных дверей оформлены кокошниками.

Ростовский храм в плане имел форму равностороннего креста. Это пятикупольный каменный храм.

 

 

План собора

В плане он представлял  собой равноконечный крест. Двухсветный  четверик храма, увенчанный пятиглавием с доминирующим центральным барабаном, завершался шлемовидной главой. Входы в храм выделены порталами, завершенными килевидными кокошниками. Декоративное оформление собора отражает его внутреннюю структуру. Основной ярус подчеркнут сложнопрофилированной тягой, а нижний - тягой, переходящей над оконными проемами и нишами в архивольты. Центральный барабан прорезан 12 полуциркульными оконными проемами, оформленными полуколонками дорического ордера, завершенными антаблементом. Аналогично решены восьмигранные барабаны четырех малых глав. Оконные проемы и ниши основного объема обрамлены килевидными кокошниками. Стены собора оштукатурены и побелены. Главы были покрыты листовым железом и окрашены в зеленый цвет, кресты и подкрестные яблоки - позолочены. Вход в храм осуществлялся с южного, северного и западного фасадов. Полуциркульные дверные проемы имели кованые полотна.

Здание   центрично и симметрично. Оно сохраняет характерные для древнерусских храмов всефасадность и силуэтность. Собор увенчан пятиглавием с доминирующей центральной главой на массивном световом барабане. Фасады храма, акцентированные центральными ризалиями, расчленены гранеными полуколоннами на прясла.

Три центральные, по всем фасадам, увенчаны килевидными закамарами.

Центральный световой барабан и  малые угловые барабаны декорированы трехчетвертными колонками в простенках.

 

  

Библейские изображения на фасаде собора

Вид с колокольни Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы на собор

Главную композиционную ось Собора, подворья и площади (восток - запад) закрепила четырехъярусная Колокольня

   

Колокольня собора

4. ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО СОБОРА

 

  

 

    

Внутреннее убранство Ростовского  кафедрального собора Рождества  Пресвятой Богородицы

 

Внутри храма прямо расположены  четыре массивных столба, на которые  опираются своды, на которых установлены  барабан и купол. Перекрытия по углам  здания поддерживают угловые главки. Стены собора изначально были оштукатурены и покрыты росписями. Замечательный трехъярусный иконостас в восточной части собора построен в виде часовни, увенчанной шатром и главкой. В нем поражает обилие декоративной резьбы и нарядность всех элементов.

Трехъярусный иконостас в восточной  части собора построен в виде часовни, увенчанной шатром и главкой. В настоящее  время собор Рождества Пресвятой  Богородицы является главным храмом Ростовской епархии.

 

           

Иконостас собора                                                 Проект иконостаса

 

Внутреннее пространство Собора сформировали четыре массивных пилона, несущие барабан и купол.

В интерьере все плоскости были отштукатурены, впоследствии расписаны масляными красками на библейские и евангельские сюжеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПУБЛИКАЦИИ И  СТАТЬИ О КАФЕДРАЛЬНОМ

СОБОРЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

 

Публикаций и исследований на тему Кафедрального собора Пресвятой  Богородице в Ростове-на-Дону  практически  нет. В результате поиска мне удалось  найти только следующие публикации:

1. Никоновская летопись сообщает: "...иде Михаил, митрополит Киевский и всея Руси, в Новгород Великий... и идолы сокруши, и многие люди крести, и церкви воздвигше, и пресвитеры постави по градом и по селам". В 992 году первым Новгородским епископом святым Иоакимом Корсунянином (+1030) был возведен первый Софийский собор на Руси - грандиозный дубовый собор со своеобразным завершением "о тринадцати верхах", посвященным Софии Премудрости Божией. В Ростове епископом Феодором в 992 году была построена небывалая "соборная дивная великая церковь святой Богородицы, какой не было и никогда не будет". (Православные храмы. В трех томах. Том I. Идея и образ. - М.: АХЦ "Арххрам", ФГУП ЦПП, 2004 год)

2. 27 сентября 1887 г. датируется "Акт свидетельства" на окончание строительства, в котором указывалось: "... постройка эта произведена во всем согласно с утвержденным проектом и надлежащей прочностью и с употреблением материалов должного качества..." 22 октября 1887 г., в день Казанской Божией Матери " при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состоялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16,5 тонны). Прочие колокола подняли на колокольню ранее - 15-17 октября 1887 г. Большая часть из них была подарена храму ростовским купцом Панченко".

Других публикаций и статей мною найдено не было, встречается  лишь описание собора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ФОТОГРАФИИ СОБОРА

 


 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.rey.aaanet.ru - официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии

2. Знаете ли вы кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы города  Ростова-на-Дону? //Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 1997. – С. 462-468.

3. Волошинова Л. Ф. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону (вторая половина XIX — начало XX века). — Ростов н/Д : Новая книга, 2003. — 80 с.: ил.

4. А.Ильин. " История г.Ростова-на Дону 1908 -1909гг. Переиздание 1991г.", г. Ростов н/Д, 1991г., с.61

5. А.Ильин. " История г.Ростова-на Дону 1908 -1909 гг. Переиздание 1991г.", г.Ростов н/Д, 1991г., с.с.84-86.

6. Газета "Молот", 6 ноября 1997г., N168-169, с6. 
М.Вдовин. "Звон ее колоколов был слышен по всей округе"

7. Текущий архив Ростовской Епархии. Проект восстановления Колокольни. Чертежи арх. Л.Ф.Эберга. 1949г.

8. Текущий архив Ростовской Епархии. Проект иконостасов в Ростовском Кафедральном Соборе, архитектор Л.Ф.Эберг, утвержденный митрополитом Вениамином 10.03.1954г.

9. Текущий архив СКПД института "Спецпроектреставрация". 
Подворье Ростовского Кафедрального Собора Рождества Пресвятой Богородицы. 
- Историко-архивные исследования, Т.2, арх. N563. 
- Натурные исследования. Проект зон охраны. Т.3,. арх. N564

10. Текущий архив СКПД института "Спецпроектреставрация". 
Памятник архитектуры II половины XIX века. 
- Колокольня Ростовского Кафедрального Собора Рождества Пресвятой Богородицы. ФОРТПРОЕКТ. арх. N565.

Информация о работе Описание и анализ здания кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы