Музей Памятник "Спас-на-крови"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 04:41, реферат

Описание работы

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек...

Файлы: 1 файл

реферат Спас на крови.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Ровно в полдень началось служение первой торжественной литургии с принесением  бескровной жертвы на престоле в память смерти Александра II . Молебны сопровождались пением хора. По окончании службы императорская  семья покидает храм. Николаю II воздают  почести войска, проходя парадным маршем мимо Спаса-на-крови.

Под ликующие возгласы «ура» царский кортеж уезжает. 

Внешний вид 

А.А.Парланд в определенной мере создавал собирательный образ храма. Вместе с тем, бесспорно утверждение архитектора «о творческой, осмысленной разработке приемов и деталей XVII века». Архитектор не просто повторил образцы XVII века, а, переосмыслив, органично соединил традиционные формы архитектурного декора с новыми конструктивными основами всей композиции.

Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане  здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной  стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В  нарушение православных традиций входные  двери храма смещены к северо-западному  и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами  со стрельчатыми шатрами. Во внешнем  облике здания соблюдена пространственная трехмерность.

Декоративная  отделка фасадов собора насыщенна  и многослойна. Цокольная часть  здания облицована четырьмя рядами сердобольского гранита. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита.

Центральная часть северного и южного фасадов  выделена из общей массы пятиглавия небольшими ризалитами. Их подчеркивают выступы цоколя с резными колоннами, трехчастные окна первого и второго ярусов. На фоне коричневато-красного зигерсдорфского кирпича, которым облицован основной объем здания, нарядно выглядят цветной и белый мраморы, керамические изразцы. Окна обрамлены резными колоннами из эстляндского мрамора, а оформляющие их наличники представлены в форме сдвоенных и строенных кокошников. Стены украшает орнамент в виде поясков и крестиков из цветных и фарфоровых и керамических кирпичей. Фриз карниза – широкий, резной, в виде арочек с прорезками и колоннами. В тимпанах привлекают взгляд мозаичные изображения. Основания четырех боковых глав храма оформлены двумя ярусами кокошников с тимпанами. Барабаны куполов прорезаны узкими световыми окнами.

Глава собора - луковичной формы, покрыта  цветной ювелирной эмалью. Такой  же купол венчает и центральный  шатер, прорезанный двумя рядами световых окон.

К восточной  стороне храма примыкают три  алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые. Их купола покрыты медными позолоченными листами.

Общая площадь мозаики фасадов храма  составляет 400 квадратных метров. В  технике русской мозаике выполнены  расположенные с трех сторон колокольни собора гербы русских народов  и уездов. Своеобразие художественного  исполнения храма Воскресения Христова позволяет отнести его к числу  интереснейших архитектурно-художественных памятников города.

Произведения  религиозной тематики занимали большое  место в творчестве Васнецова. По мнению Парланда, именно ему следовало поручить большую часть оформления храма-памятника. Желание архитектора не осуществилось, отвлекаясь на многочисленные заказы, заканчивая росписи для Владимирского собора в Киеве, Васнецов сумел создать эскизы к семи мозаикам. Четыре из них помещены в тимпанах кокошников крылец. Композиции евангельского страстного цикла «Несение креста» и «Распятие» на северном и северо-западном крыльцах, «Снятие с креста» и «Сошествие в ад» - на юго-западном и южном крыльцах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внутреннее  убранство 

Исключительность  положения храма Воскресения  Христова определило его назначение. Храм не являлся приходским, он находился  в ведении Министерства двора  и не был рассчитан на массовые нерегламентированные посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II . Специфичность храма-памятника определило его оформление. Оно включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения. Уникальными произведениями камнерезного и ювелирного искусства являются киоты и сень храма. В их создании принимали участие получившие всемирное признание мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Стоимость только декора составила 2 млн. рублей.

При сооружении храма был учтен печальный  опыт Исаакиевского собора, в котором  часть живописи начала гибнуть еще  до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам  набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.

В объявленном  конкурсе приняли участие мозаичное  отделение Академии художеств, ряд  зарубежных фирм, а также частная  фирма Фроловых. Она и получила самый большой заказ на мозаичные  работы. Заказ на 800 тысяч рублей поручили выполнить мозаичному отделению  Академии художеств, а четыре иконы  в боковых приделах – немецкой фирме «Пулл и Вагнер».

Мозаики храма знаменуют начало нового этапа  в развитии русского мозаичного искусства. Работа велась группой мозаичистов. Особым талантом выделялись Г.Ф.Батюшков, В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, М.А.Петров. Эти мастера обладали в большой степени интуитивным чувством цветовой гармонии. В основе примененного ими способа набора мозаик лежит упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Этот прием письма не стеснял творчество художника, предоставляя свободу как в области рисунка, так и в области композиции.

Живописные  эскизы для мозаик храма создавала  большая группа художников. Степень  их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного  художественного направления, - все  это нашло свое отражение в  многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях  академизма: это работы по эскизам  А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.

Из всего  многообразия мозаик и мозаичных  композиций необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.

Работы  Васнецова для иконостаса – «Богоматерь» и «Спаситель» - являются станковыми произведениями. Строгий рисунок, четкие контуры изображения, спокойные  локальные тона основных цветов придают  мозаикам декоративность. Они были выполнены мозаичистами Академии художеств прямым способом набора. Перевод эскизов в мозаику осуществлялся точно подобранными по цвету и форме мелкими кусочками смальты с тщательным соблюдением световых переходов, передавая живые краски оригинала.

Высокая техника набора отличает мозаики  «Св.Александр Невский» и «Воскресение Христа», набранные мастерами Академии художеств И.И.Кудриным и Н.Ю.Селивановичем.

Икона северного киота «Св.Александр Невский» выполнена по эскизам М.В.Нестерова. Александр Невский изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Образ князя преисполнен уверенности и могущества. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж: занесенные снегом крыши домов, шатер церквушки. Этот незатейливый пейзаж придает мозаике национальный колорит. Удачно подобранная цветовая гамма, передающая блеск металлических доспехов, серебристо-голубой кольчуги, органично вписывается в орлецовое обрамление иконы. Мозаика является составной частью убранства киота.

Иначе решен Нестеровым образ Христа в  мозаике южного киота. Композиция построена  на сопоставлении вертикальных линий. На фоне сияющего золотом входа в  гробницу возвышается фигура Христа в белой накидке. Колорит мозаики  светел. Бледно-жемчужные тона трудно воспроизводились в мозаике. Но благодаря  им работа эффектно выделяется на фоне темно-розового орлеца киота. Сдержанный, неяркий колорит, характерный для  творчества Нестерова в 90-е годы, и повышенная внутренняя экспрессивность  композиции мешали художнику создавать  монументальный образ. Но в мозаиках храма-памятника Нестеров сумел сохранить индивидуальный почерк. Все работы завораживают лиризмом, чистотой и удивительной гармонией красок.

А.П.Рябушкин был вторым художником, которому, по мнению А.А.Парланда, следовало бы поручить оформление храма. Самобытный, оригинальный почерк художника был широко известен. Он сложился в результате глубокого изучения древнерусского и русского искусства. Произведения художника находятся на северной стене, арочном проеме алтаря, и посвящены эпизодам земной жизни Христа. Они решены как жанровые сцены. В них проявилось стремление художника передать эмоциональную индивидуальность образов. В первую очередь это относится к мозаикам «Брак в Канне Галилейской» и «Хождение по водам». Им свойственны лаконизм и яркость красок, придающие мозаикам выразительность.

Центральное место в мозаичном убранстве  Спаса-на-крови занимают работы Н.Н.Харламова, имя которого сегодня незаслуженно забыто.

Дарование Харламова как художника-монументалиста было общепризнанным, и ему было поручено оформление алтаря и пяти куполов, венчающих весь мозаичный  ансамбль.

Н.Н.Харламов возродил технические приемы византийского письма, такие, как обобщенность композиции и цвета, статичность. Наиболее отчетливо это проявилось в мозаике «Пантократор». Лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. Композиция схематична, не детализирована. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Четко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчеркивает плоскостность изображения. Все это позволило мастеру создать яркий монументальный образ.

По канонам  византийского искусства исполнены  мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь» и другие. Они  логично завершают композиционный строй конхи алтаря и малых куполов собора.

Особое  место в интерьере храма Воскресения  Христова занимает сень, устроенная на месте, где Александр II был смертельно ранен народовольцами. Она выполнена  по рисунку А.А.Парланда и установлена в июле 1907 года. Ее основание составили четыре колонны с базами и капителями. Над ними поднимались прямоугольные надкапительные столбики, соединенные между собой каменным навесом и украшенные иконами с изображением святых покровителей дома Романовых. Колонны поддерживали высокий антаблемент и каменный резной фронтон со стилизованными вазами из николаевской яшмы по углам. Над антаблементом возвышались 24 кокошника, расположенные в три ряда. Сень возвышалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазовых камней. Внутри сени металлический каркас был обшит медными листами и облицован методом флорентийской мозаики ляпис-лазурью. На облицовку свода использовали более 3 пудов бухарской лазури.

Свод  сени был инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Значительная часть камней для  свода была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики. Оправа для «звезд»  выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев  Грачевых».

Сень  была ограждена орлецовой балюстрадой и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Ее установили в 1909 году, уже после освящения храма. Балюстрада предала сени определенную художественную завершенность. При изготовлении сени была использована яшма двух оттенков: серо-фиолетовая и зеленоватая. Нижняя ее часть выполнена из яшмы, добытой в коргонской каменоломне, являющейся одной из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть – из зеленоватой алтайской яшмы, получившей название николаевской.

Пол под  сенью, часть решетки Екатерининского  канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь, сохранились. А.А.Парланд писал: «Это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней».

Значительный  интерес представляют 20 выполненных  из норвежского темно-красного гранита  досок, расположенных по периметру  фасадов собора. На них золочеными буквами начертаны «деяния Александра II». По существу, это несколько идеализированные главные события истории русского государства периода правления этого императора с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. 
 

Информация о работе Музей Памятник "Спас-на-крови"