Музей Памятник "Спас-на-крови"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 04:41, реферат

Описание работы

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек...

Файлы: 1 файл

реферат Спас на крови.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский

Государственный университет

Культуры  и искусств 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«История  Санкт-Петербурга» 
 
 
 
 
 

работа  выполнена:

преподаватель:  
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012 г.

Содержание 

  1. Музей Памятник «Спас-на-крови» 3
  2. История создания «Спаса-на-крови»

    -Временная  часовня 4

    -Архитектурный  конкурс 4

    -Строительство  храма 5

  1. Возведение 6
  2. Освящение 8
  3. Внешний вид 9
  4. Внутреннее убранство 11
  5. Реставрация 14
  6. Список использованной литературы 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Музей Памятник «Спас-на-крови»

В северном направлении от Невского проспекта  открывается четкая перспектива  верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый  хоровод глав храма Воскресения  Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким  многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный  контраст окружающей его классицистической  архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр. Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Храм  Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение  допетровского церковного зодчества  Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском  вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Здание  является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

Все достижения архитектурного убранства как в  зеркале отразили построенный в  неорусском стиле музей Санкт-Петербурга Спас-на-крови.

Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование  здания мозаикой! 
 
 
 
 
 
 

История создания «Спаса-на-крови».

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили  храм. Он был освящен при его  внуке как храм Спаса на крови.

Люди, провозгласившие  себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды  передовых русских людей, русской  интеллигенции.

Временная часовня

1 марта  1881 года на набережной Екатерининского  канала в результате нападения  террориста-народовольца И. И.  Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта  на чрезвычайном заседании Городская  дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести…  на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и  в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии  Громов, строительные работы оплатил  купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный  срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк  многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела. 
 

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом  Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

Вскоре  последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз  в списке номинантов появились новые  громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден лишь спустя 4 года 1 мая 1887 года. 

Строительство храма

Проект  не отличался композиционной законченностью, но соответствовал задаче прославления Александра II . Именно поэтому совместный проект А.А.Парланда и Игнатия был принят как наиболее полно вобравший в себя конкретные условия, поставленные императором Александром III .

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

В октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма. Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения  Христова был освящен.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил  стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве  храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью  электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови  была реконструирована. 
 
 
 

Возведение  храма 

Окончательный проект храма, хотя в целом и представлял  видоизмененную основу проекта 1883 года, значительно отличался от конкурсного  варианта: основной объем здания с  возвышающимся пятиглавием был слит по горизонтали со столпообразной колокольней, здание предлагалось возводить по одну сторону канала, стилистически выдержанно. Смещенный на восток, собор приоткрывал перспективу канала. А.А.Парланд писал: «Высочайше утвержденный в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения… мною составлен по указанию Его Величества в стиле времен московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в Ярославле, в Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приемы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь насколько возможно понять тайну их творчества, я принялся с увлечением за возложенную для меня работу».

Новым для своего времени было решение  инженерных вопросов, связанных со строительством собора, и прежде всего  фундамента. По периметру здания для  предотвращения проникновения грунтовых  вод и вод канала был сооружен глиняный замок, состоящий из двух, а со стороны канала даже из трех рядов шпунта, пространство между  которыми заполнили глиной.

Парланд отказался от обычной в Петербурге забивки свай под фундамент, заменив их бетонным основанием. Это явилось новшеством в практике строительного искусства того времени и первым подобным опытом в строительстве Петербурга.

На поставке строительных материалов для собора работали русские и зарубежные фирмы. Поставщиками кирпича являлись крупнейший в России завод «Пирогранит» и зигерсдорфские заводы Германии, изготовившие глазурованный кирпич для фасадов. В облицовке стен здания эстляндским мрамором принимали участие эстонская фирма «Кос и Дюрр». Облицовку цоколя гранитом выполняла известная в Петербурге скульптурная мастерская Грациозо Боты.

Сравнительно  небольшие размеры здания и вместе с тем большая его теплоотдача  предъявляли повышенные требования к отоплению храма. Оно было воздушным. В подвале установили 2 паровых  котла и 8 калориферов. Подогретый воздух через каналы в стенах подавался  в главный зал, в купола и к  иконам 1-го яруса на южной и северной стенах. Главный купол дополнительно  обогревался чугунными батареями, к которым пар подавался по медному паропроводу через чердак большой апсиды. При больших морозах  и для экономии топлива забор  воздуха осуществлялся из помещения  храма по каналам, расположенным  под скамьями. Уже зимой 1907 года стало  ясно, что созданная система калориферов  оказалась недостаточной. Были установлены  дополнительные калориферы, а в северной части алтаря – даже печь. Систематические  сквозняки усиливали теплоотдачу. Для борьбы с ними были навешены дополнительные двери, а в притворах  пришлось заложить кирпичом окна.

К моменту  открытия храма здание полностью  электрифицировали. Существовало три  виды освещения: дежурное, обычное и  парадное. Храм освещали 1689 электроламп.

Была  создана молниезащита, при этом громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни, а контуры заземления располагались по южной и северной стенам колокольни.

В начале XX века сооружение храма обусловило и перепланировку территории, примыкающей  к зданию.

Реконструкция этой части города велась по проектам инженеров Н.Н.Митинского, Н.А.Житкевича, Г.Г.Кривошеина и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера. В результате вокруг храма была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной по проекту А.А.Парладна в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903-1907 годах. Вдоль ограды шел тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной стороны примыкавший к тротуару собора. Восточная часть площади перед храмом была оформлена газонами и цветниками.

Храм  Воскресения Христова (Спас-на-крови) – один из немногих сохранившихся  мемориальных художественно-исторических памятников России конца XIX – начала XX веков. Это едва ли не единственный сохранившийся памятник, посвященный  Александру II в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Освящение храма 

О предстоящем  освящении храма Воскресения  Христова оповестили все столичные  газеты. Отборные части гвардейских  полков и кавалерии столичного гарнизона  выстроились по дороге от временной  пристани у Мраморного дворца и Марсова поля к храму в ожидании прибытия из Петергофа императора Николая II , императрицы Александры Федоровны и великих князей. В 10 часов утра на Неве показались паруса императорской яхты «Александрия», остановившейся возле Николаевского моста. Пересев на катер «Петергоф», императорская семья в сопровождении эскорта из двух миноносных катеров причалила к специально построенной и украшенной тропическими растениями временной пристани у Мраморного дворца. Затем путь императорской семьи в открытых колясках пролегал через Марсово поле.

На площадь  перед храмом, где стройными рядами стояли отряды всех родов войск –  пехоты, кавалерии, артиллерии и взвод  дворцовых гренадеров в высоких  медвежьих шапках и отороченных  золотом мундирах, Николай II после  исполнения государственного гимна  совершил обход войск в сопровождении  великих князей и свиты, здороваясь по отдельности с каждым подразделением.

Император вошел в храм, заполненный народом. Его встречали председатель строительной Комиссии великий князь Владимир Александрович, вице-председатель и  ктитор храма граф И.Д.Татищев, строитель храма архитектор А.А.Парланд. В их сопровождении Николай II прошел к алтарю мимо клиросов, на которых стояли хористы Императорской придворной певческой капеллы. Николая II ожидали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, архиепископ Никон, экзарх Грузии, архиепископ Рижский Агафонил, епископ Гдовский Кирилл и духовенство Казанского собора.

Начался чин освящения храма молебном внутри. По его завершении чин освящения  храма переместился на территорию, где продолжали стоять в почетном строю отряды элитных воинских частей столичного гарнизона.

Под перезвон колоколов и музыку оркестра из храма  показалась процессия, впереди которой  – хор из ста человек придворной капеллы в ярких малиновых  кафтанах и нарядных мундирных фраках. Затем следует духовенство. Непосредственно  за духовенством следует император  Николай II с императрицей, свита  и придворные, сенаторы, министры, высшие государственные и военные деятели. Архиерей из серебряного сосуда кропит стены храма, а хор певчих исполняет  тропари о создании и утверждении  храма.

Информация о работе Музей Памятник "Спас-на-крови"