История развития архитектурного ордера. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:17, реферат

Описание работы

Ордерный храм был своего рода вершиной в греческом зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействие на последующую историю мировой архитектуре. Художественное творческое начало пронизывает всю работу греческих строителей, которые как скульптурное произведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм. Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………3
Архитектура древней Греции.
Общее значение Ордеров……………………………………………………………………….
2. Основная часть……………………………………………………………………………….4
2.1. Определение Ордер. Значения определений…………………………………….
2.2Дорический ордер…………………………………………………………………..4
2.3.Ионический………………………………………………………………………….
2.4Коринфский………………………………………………………………………….
2.5. Тосканский…………………………………………………………………………
3. заключени…………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

пероект.docx

— 511.16 Кб (Скачать файл)

Тюменский Архитектурно Строительный Государственный Университет

Институт Архитектуры  и дизайна

Кафедра Дизайн архитектурной  Среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Истрия развития архитектурного ордера. Сравнительный анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Вокуева Юлия

Студент кафедры ДАС

Группа ПИ12-1

 

 

 

Тюмень 2012

 

 

Содержание

 

1.Введение………………………………………………………………………………………3

Архитектура древней Греции.

Общее значение Ордеров……………………………………………………………………….

2. Основная часть……………………………………………………………………………….4

2.1. Определение Ордер.  Значения определений…………………………………….

2.2Дорический ордер…………………………………………………………………..4

2.3.Ионический………………………………………………………………………….

2.4Коринфский………………………………………………………………………….

2.5. Тосканский…………………………………………………………………………

3. заключени…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.                         

Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия  до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. –  эллинизм.

      Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих

греческих городах создаются  каменные жилые здания, укрепления, портовые

сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых  зданиях и

хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и,

прежде всего в архитектуре  храмов, сложились классические греческие

архитектурные ордера.

     Ордерный  храм был своего рода вершиной  в греческом зодчестве и поэтому,  он оказал огромное воздействие  на последующую историю мировой  архитектуре. Художественное творческое  начало пронизывает всю работу  греческих строителей, которые как  скульптурное произведение создавали  каждый каменный блок, из которых  складывался храм.

 Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества               

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть.

    2.1. ОРДЕР(от лат – «порядок», «строй»)— архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент) частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка

 

 В классической архитектуре  различают Ордера:

1.дорический,

2. ионический,

                    3. коринфский (греческие)

4. тосканский

5.композитный или сложный (римские).

  Ордером называют также и художественные  системы Древнего Египта. Ордер может быть полным и неполным.

Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный

ордер не имеет пьедестала.

Уже в архаическую пору в греческой архитектуре сложились  три ордера, которые

признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, — названы так по

наименованию областей, где  они создавались. Основная конструктивная схема

всех ордеров — стоечно-балочная конструкция. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала  художественной свободы архитектора.Но прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой и с некоторыми определениями.

 

 

  • Капитель — верхняя часть колонны.
  • База – основание, подножие колонны
  • иАбак – верхняя плита капители 
  • Акант, аканф – декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант.
  • Карниз – выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды.
  • Лепнина - рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий.
  • Обломы, мулюры – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению, расположенные на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн. Обломы служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания.
  • Пилястра – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба
  • Фриз – в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом.
  • Антаблемент – одна из двух главных частей архитектурного ордера, система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.
  • Архитрав – деталь, часть ордера, нижняя из трех элементов горизонтально расположенного антаблемента, балка, непосредственно опирающаяся на капители

 

 

 

2.2.Дорический ордер,

Появился в начале 6 в. до н.э., этот ордер можно считать  основным в развитии греческой архитектуры.   

Наиболее строгий и монументальный по пропорциям и простой в отделке дорический ордер отражал особенности характера дорян, их мужество, твердость.. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

Этот ордер характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате)[рис.1], покрытыми каннелюрами. Колонны венчались капителями простой, строгой формы, кроме украшения, выполняющими и другую функцию – они были необходимы для более удобного перехода от колонн к горизонтальным балкам. Квадратная плита капители (абака) поддерживалась каменной плитой в форме усечённого конуса (эхина), благодаря которой обеспечивалось равномерное распределение нагрузки на колонны. Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами.[рис 2] Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчающего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.

  Важным элементом архаической архитектуры был декор: скульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, под капителями – в красный. Основные, «работающие» части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска подчеркивала конструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный характер.

Самым красивым зданием Акрополя был Парфенон.[рис 3] Он  был построен в дорическом стиле.

С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику  с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными  позолоченными решетками.

Это здание предназначалось для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы).

В 432 году до н. э. Фидием были выполнены  украшения фасада. На каменных метопах, идущих по периметру храма, скульптор  изобразил сцены сражений, фронтоны украсил рельефами, рассказывающими  о рождении Афины и её споре  с богом Посейдоном.

Парадный вход находился в  восточном портике, поэтому для  того чтобы попасть внутрь, процессия  должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего  входа.

Пройдя  портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым  располагался наос (святилище) со статуей  Афины, разделённый колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отделённый от наоса  стеной.

 

Этой  строгой геометричности, этой массивной  простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного  начала в искусстве ионический ордер  противопоставляет стремление к  декоративности, к лёгкости форм, плавность  линий, своё более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с её спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество  и живописность.


 2.3.Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу) и капитель) со спиралеобразными волютами[рис 5]). Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей -иоников). Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы - фасции).[Рис 4] Фриз не имелтриглифов), но иногда сплошь покрывалсябарельефом). Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю - поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом - легкостью и пространственностью.


  В отличие от дорического ордера он не имел модульонов. И считается более сложным, так как имеет больше деталей.

И дорический, и ионический ордера использовались в Древней  Греции в широком диапазоне построек - от небольших галерей) жилых зданий до грандиозных портиков) храмов. Исходя из предельного размера каменной балки и архитрава были устрановлены закономерные связи междуинтерколумнием) и пропорциями колонны (ее диаметром и высотой), согласно которым была определена зависимость пропорционального строя ордера от абсолютной величины. Однако на практике часто отклонялись от этого правила в соответствии с решением конкретных идейно-художественных задач.


Функции обоих этих ордеров  были одинаковыми – колонны сооружались  для того,чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось

только в пропорциях и  украшениях. Позднее знаменитый римский  архитектор

Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением  мужского

и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки

вместо колонн устанавливали  статуи, то дорические колонны заменялись статуями

мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все  эпохи существования

Древней Греции и при строительстве  жилых построек или небольших  галерей, и

при возведении больших по протяжённости храмов.

 

 2.3  Коринфский ордер.

  К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам  [Рис6]. Обычно диаметр основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.     

 

 

 Относительно происхождения  такой капители существует красивая легенда, сообщенная Витрувием. Древнегреческий  мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрел на могильный холм бедной девушки, который украшала ивовая плетеная корзина с дарами, накрытая сверху плитой. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимаху настолько понравился этот мотив, что он его зарисовал, а вернувшись в мастерскую, сделал подобную капитель из бронзы

 

 

 

 

 

 

2.4. Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.  
             Тосканский ордер имеет следующие особенности: 
По форме капитель  дополняется перехватом (выемкой, шейкой). 
Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей  толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые  базы состоят только из плинта и  торуса. Высота колонны обычно соответствовала  семи ее нижним диаметрам.

По Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

Информация о работе История развития архитектурного ордера. Сравнительный анализ