Искусство живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Особое внимание политсиическое руководство страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства.

«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Искусство живописи…………………………………………………...4
Литература……………………………………………………………...6
Архитектура……………………………………………….…………..10
Наука и образование…………………………………….……………13
Музыка…………………………………………………….…………..16

Заключение…………………………………………………….…………….15

Список использованной литературы……………………..…….…………..17

Файлы: 1 файл

Культурная революция.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

     Со  своей стороны, православные ортодоксы  могли проявить категоричность и  нетерпимость не меньшую, чем советские  критики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Архитектура
 

     «Ранний конструктивизм в советской архитектуре  развивался в первой половине 20-х  годов практически почти без  контактов с западноевропейскими  течениями новой архитектуры (творческое взаимодействие только еще налаживалось)».3 «В архитектуре первой вехой в развитии конструктивизма стал веснинский конкурсный проект Дворца труда в Москве. Произведения именно этого этапа, и прежде всего веснинские проекты, представляют принципиальный интерес, так как содержат первичные архитектурно-художественные идеи. И потом архитектурный конструктивизм в России на всем протяжении своего десятилетнего развития (1923-1932) оставался оригинальным творческим течением и в художественных вопросах формообразования.

     В 20-е гг. в советской России существовали разные направления архитектуры, соревновавшиеся  друг с другом: рационализм, конструктивизм, решающие основные задачи формообразования новой архитектуры; неоренессанская  школа И. Жолтовского; «пролетарская  классика» И. Фомина; школа символического романтизма И. Голосова; супрематическая  архитектура Л. Хидекеля и т.д. Из этих направлений ведущую роль сыграли  рационализм и конструктивизм.

       Большое  значение  для  развития  скульптуры  сыграл   ленинский   план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с  этим  планом по всей  стране  должны  были  устанавливаться  памятники,  пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные  скульпторы: Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной  ленинианы),  А. Т. Матвеев, В. И. Мухина. Выдающимся советским скульптором был И.  Д.  Шадр. В начале 20-х гг. им  были  созданы  обобщенные  образы-типажи  людей  новой советской эпохи: "Крестьянин", "Сеятель", "Рабочий", "Красноармеец".

       «Главной задачей архитектуры стала забота о простом человеке - создание такой архитектуры, которая бы максимально удовлетворяла высоким запросам строителей коммунистического общества.

     В архитектурных мастерских с первых лет Советской власти начинается разработка проектов благоустроенных  жилых домов для рабочих. Создаются  и новые типы общественных зданий: дворцы труда, культуры, детские учреждения и др.

     Ликвидация  частной собственности на землю  и недвижимость в городах позволила  уже в 1918 г. развернуть градостроительные  работы по перепланировке Москвы.

     Индустриализация  промышленности внесла глубочайшие  прогрессивные изменения в жизнь  народов советской страны. Архитектура  с первых довоенных пятилеток  развивается на прочной индустриальной основе. Строительство охватывает всю  страну. В 1929-1932 гг. заложены десятки  новых городов. За это время построено  свыше 1500 крупных комплексов индустриальных предприятий.

     Классовая борьба, которая шла в этот период в стране, отразилась на различных  творческих направлениях архитектуры; одним из наиболее сложных явлений  стал конструктивизм.

     К положительным сторонам его относятся  применение прогрессивных конструкций  и материалов, борьба за стандарт, типизацию, индустриализацию строительства.

     Отрицательными  чертами конструктивизма являются игнорирование художественного  наследия архитектуры, упрощение форм, оголение конструкций, агитация за создание мировой космополитической архитектуры.

     Обращает  внимание раздробленность объектов, соединение их случайными элементами, хаотичность силуэта.

     Вместе  с тем архитекторам-конструктивистам, проектировавшим промышленные здания в годы первых пятилеток, принадлежит  большая заслуга в разработке типа удобного и светлого индустриального  здания новой социалистической эпохи

       Господствующим  стилем в архитектуре 20-х годов  стал конструктивизм.  На Западе принципы конструктивизма были разработаны известным  архитектором  Ле Корбюзье.   Конструктивисты   старались   использовать   новые   технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных  форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского  конструктивизма могут служить проекты  братьев  Весниных.  Наиболее  грандиозный  из  них  - Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал  значительное  влияние на развитие отечественного зодчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Наука и образование
 

     Преобразования, проводившиеся в стране, не  могли  не   коснуться  и  духовной сферы общества. Этот процесс получил   название культурной революции, которая начала осуществляться   с  первых лет Советской власти,  но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

     Преобразования  в  духовно-культурной  сфере развертывались по следующим направлениям:

     - ликвидация неграмотности и введение  всеобщего обучения;- подготовка  специалистов для  народного  хозяйства  через   высшее и среднее специальное образование;

     - развитие науки  как фундаментальной, так и прикладной;

     - создание  творческих  союзов  и  развитие  художественной   культуры;- становление многонациональной культуры;

     - идеологическая работа по пропаганде  социалистического образа жизни  и мобилизации масс на социалистическое  строительство.

     Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере   осуществлялось в особых условиях переходного периода,  когда   в большой мере сказывались:  во-первых, поголовная неграмотность населения;  во-вторых,  сохранение  культуры  царского   времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной   и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры  и ее носителей в лице старой интеллигенции;  в-четвертых,  эмиграция значительной части научной и творческой  интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки   технических кадров для промышленности.  

     «К  концу 1927 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные к этому  времени в городах составляли 79%, а в деревне — 4,3%. В 1927 г. СССР занимал по уровню грамотности 19-е (1) место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. человек; 90 тыс. членов сельсоветов РСФСР неграмотны, как и 4% принятых в партию в 1926 г. В эти годы закладывались основы единой для всех трудовой школы. Происходили сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе страны обучались 112 тыс. студентов, а в 1927-1928 гг. в 148 вузах— 169 тыс. При этом до 1917 г. все вузы находились на территории России и Украины и лишь один — в Грузии, а теперь же вузов не было лишь в Туркмении, Киргизии и Таджикистане. Почти половина студентов — выходцы из рабочих и крестьян. Их прием осуществлялся через рабфаки.

       «В 1936 г. в городах вступило в строй школ больше, чем за предыдущие три года второй пятилетки. Причем общее количество ученических мест в городских новостройках в 1936 г. впервые было больше, чем во всех школах, построенных в тот год в деревне. То же повторилось и в следующем году. И хотя в период предвоенной пятилетки темпы сооружения школьных зданий в городах несколько снизились, вторая половина 30-х годов ознаменовалась заметным улучшением обучения детей горожан, что предопределялось укреплением материальных основ народного образования.

     Продвигалось  вперед строительство школ и в  деревне. Здесь в 1933-1940 гг. в строй  вступило 19 тыс. зданий, рассчитанных примерно на 4,3 млн. ученических мест. Преобладали  небольшие помещения, ибо в сельской местности свыше четверти школ имели  лишь по одному учителю и в среднем  по 40 учеников. В ряде областей, в  том числе в Мурманской, Рязанской  и даже Московской, работали школы, где на одного учителя приходилось  всего несколько учеников». 4  
 
 
 
 
 
 

     5. Музыка 

     «Как  никогда прежде, огромное влияние  на музыку, оказали политические события  первой половины 20 столетия».

     «Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных  экспериментов 20-х к более академическому стилю Сталинского периода.

     В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным  организационным, так и главным  цензурным органом советской  музыки.

     В сталинские времена не одобрялась слишком  экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких  премьер появлялись разгромные статьи (см. например «Сумбур вместо музыки», Об опере «Великая дружба»), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза  Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе  из-за таких скандалов».

     «Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, было много ограничений и запретов на музыку, которая была создана. Многие, спасаясь от сложившихся обстоятельств, вынуждены были иммигрировать».

       «В СССР в 20-е годы зарождается джаз-сцена одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом.

     Джаз  приобрел широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и  певца Леонида Утёсова и трубача  Я.Б.

     Отношение советских властей к джазу  было неоднозначным: отечественных  джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая  критика джаза как такового, в  контексте критики западной культуры в целом.

     Заключение 

     В заключении могу сказать, что:

     «В  культурном развитии, согласно официальной  государственной информации, СССР вышел  на передовые рубежи в мире».

     «Культурная революция охватила все социальные, национальные, этнические группы, способствуя  развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма, Культурная революция привела к  всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов  и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более  чем на 60 языках народов СССР. В  ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются  общие черты единой интернациональной  культуры».

     «Культурная революция способствовала преодолению  противоположности между городом  и деревней, между людьми физического  и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного  труда.

     В результате Культурной революции в  СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в  их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных  колхозников и рабочих, специалистов, учёных, общественных деятелей. Успешно  развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистического города». Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии. «По официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала  составлять 70 %. 
 

     Список  использованной литературы 

     1.  Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390

     2.  Веселов А.Н., Профессионально-техническое образование в СССР/ Веселов А.Н.- С. 346;

     3.   Высшее образование в СССР: стат. сб. - М.: Госстатиздат, 1961.-с. 79;

     4.  Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. М.,1956.-c. 201-202;

     5.  Мартынов И., Д. Шостакович, М.— Л., 1946.-с.25-27.

     6.  Народное хозяйство РСФСР в 1961 г.: Стат. ежегодник. М., 1962.-с. 806-807;

Информация о работе Искусство живописи