Градостроительная деятельность г. Иркутска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить градостроительную деятельности как важнейшую задачу муниципального образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Градостроительная деятельность и градостроительная документация 5
1.2 Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности 9
1.3. Характеристика правового режима земель поселений 10
2. АНАЛИЗ ОБЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 14
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. ИРКУТСК 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Градостроительная деятельность 30 ИГЭА.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Третье место  в данной структуре поделили между  собой Востоксибэлектромотнаж и  Иркутскпромстрой (равные доли, по 15,4%).

Достаточно  большую долю рынка в сегменте промышленного строительства компания занялакомпания Востоксибэлектромотнаж благодаря широкому спектру выполняемых работ.

 

3. Перспективы градостроительной деятельности г. Иркутск

2011 год для  Иркутска - особенный. В первую  очередь это, конечно же, связано  с празднованием 350-летия города  и приуроченными к этой дате культурными мероприятиями. Вообще, «культурная» тема, поднятая несколько лет назад и сопровождающаяся реализацией проекта создания зоны исторической застройки «130-й квартал», сегодня является одной из главных тем обсуждения на площадках различных уровней. В том числе правительства Иркутской области, администрации города и регионального бизнес-сообщества. И здесь наибольший интерес представляют вопросы строительства и реконструкции объектов недвижимости в исторической части города. В связи с этим хотелось бы осветить правовую сторону данной проблемы.

Любое новое строительство будет ограничено архитектурными градоформирующими тенденциями, которые присущи городу Иркутску

В 2010 году Иркутск получил статус исторического поселения. В Перечень исторических поселений (всего 41 город), утверждённый совместным приказом Министерства культуры и Министерства регионального развития Российской Федерации, была включена столица Иркутской области. Юридические последствия приобретения такого статуса характерны в первую очередь для сферы градостроительной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством  в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты. Это планировка, застройка, соотношение между различными городскими пространствами, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, стилем, цветом и декоративными элементами и так далее. Можно долго перечислять специальные архитектурные термины, применимые к историческим поселениям. Важнее представлять, что под этим кроется. А кроется следующее. На сегодняшний день вся градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений и включаемая в правила застройки муниципальных образований, подлежит обязательному согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой) в порядке, установленном актом правительства Российской Федерации. То есть проекты планировки территории как всего исторического поселения, так и конкретного земельного участка будут направляться в Москву на согласование. Безусловно, это положительный фактор для города Иркутска как для обладателя ценного исторического деревянного наследия. Ведь уже ни для кого не секрет, что поджоги, которые с неприятной систематичностью учиняются в центральной части города, зачастую носят умышленный характер и ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

Так, например, совсем недавно на бульваре Гагарина горел памятник истории и культуры «Усадьба Баламутовой». Следствие по данному факту ещё ведётся, и не исключается наличие возможного умысла на уничтожение этого объекта культурного наследия. В связи с этим статус исторического поселения не только помогает сохранить уже сложившийся архитектурный образ города, но и защищает его от незаконного воздействия со стороны недобросовестных застройщиков. Любое новое строительство будет ограничено архитектурными градоформирующими тенденциями, которые присущи городу Иркутску.

Одновременно  стоит признать, что механизм согласования градостроительной документации исторических поселений не совсем отлажен. Как показывает опыт других регионов, эта процедура довольно длительная. Вдобавок ещё не оформилась единая общая правоприменительная практика по данному вопросу. В январе прошлого года правительство Российской Федерации приняло постановление, утвердившее порядок согласования с Росохранкультурой градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений. Порядок предусматривает прохождение процедуры согласования документации через орган охраны памятников субъекта РФ с последующим направлением в Росохранкультуру. В июле 2010 года в свет вышел Перечень исторических поселений. Следуя букве закона, указанные в перечне населённые пункты признаны историческими поселениями целиком – в границах административно-территориального деления. Из этого следует, что, например, для территории всего города Иркутска, а не только для его исторической части строительная документация подлежит согласованию с московскими чиновниками.

Помимо  этого федеральный законодатель не установил конкретный перечень документов, необходимых для направления в Росохранкультуру. Он лишь ограничился указанием на то, что градостроительная документация должна быть направлена в двух экземплярах. В результате всего вышеперечисленного на практике получилась неразбериха. Так, правительство Санкт-Петербурга в своём недавнем обращении даже просило премьер-министра В.В. Путина исключить северную столицу из Перечня исторических поселений, ссылаясь на то, что в городе почти полностью блокирован процесс строительства. Также в обращении отмечается, что общий вес скопившихся документов, подлежащих согласованию, составил 460 килограммов. А предусмотренный срок утверждения документации, уже направленной в Москву, превысил установленный законом один месяц в несколько раз.

На  сегодняшний день единственным документом, вносящим определённую ясность в сложившуюся ситуацию, является разъяснительное письмо Росохранкультуры от 25 января 2011 года, адресованное органам охраны памятников субъектов РФ. В частности, в нём говорится, что границы территории исторического поселения могут не совпадать с чертой соответствующего населённого пункта. До их установления согласованию подлежит градостроительная документация, относящаяся только к исторической части города. Однако стоит отметить, что указанное письмо не является нормативным документом. А вскрывшаяся проблема, в свою очередь, требует разрешения на уровне принятия нового постановления правительства РФ.

Статус  исторического поселения для города Иркутска имеет положительное значение. Это подтверждается и тем, что ещё одним фактором, влияющим на «непростые» отношения в сфере градостроительства и охраны культурного наследия, является наличие зон охраны объектов культурного наследия. Зоны охраны для города Иркутска утверждены постановлением администрации области и содержат в себе обязательные к соблюдению градостроительные регламенты. Данные регламенты устанавливают требования к застройке на территории соответствующей зоны охраны, в том числе ограничение высотности зданий, запрет или ограничение нового строительства, необходимость выполнения работ по сохранению памятников и прочее.

В этом сюжете:

  • «Иркутская cлобода»
  • Музыкальный театр
  • Академический мост
  • Ледовый дворец
  • Памятник жёнам декабристов

Для конкретного  земельного участка документом, отображающим все имеющиеся требования, запреты и ограничения, является градостроительный план участка. Но, к сожалению, формулировка Градостроительного кодекса не даёт однозначного понимания о том, что именно отображается в части, касающейся требований к охране памятников: сам регламент полностью или лишь информация о его наличии. На практике это порождает проблему. Она возникает с момента принятия решения органом местного самоуправления о подготовке и выдаче такого документа потенциальному застройщику с указанием лишь на необходимость соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия. В итоге застройщик зачастую не знает о наличии тех или иных конкретных ограничений. Соответственно, дальнейшая разработка проектной документации и осуществление строительных работ ведутся им без учёта требований действующих регламентов. В свою очередь орган охраны памятников до включения Иркутска в Перечень исторических поселений не имел полномочий согласовывать градостроительную документацию, разрабатываемую для зон охраны.

Наделение Иркутска статусом исторического поселения  – серьёзный шаг на пути упорядочения строительства в исторически  значимом для города районе. При этом необходимо понимать, что разрешение правовых коллизий, складывающихся по этому поводу, будет зависеть не только от федерального законодателя, но и от органов власти Иркутской области, а также самих застройщиков.

Новый генеральный  план Иркутска предусматривает увеличение количества общественно-деловых зон более чем в два раза, парков и рекреационных зон в три раза и сокращение промышленных и коммунально-складских зон почти на 20%. Об этом говорилось на пресс-конференции разработчиков плана и главного архитектора города Андрея Красильникова, состоявшейся сегодня в администрации Иркутска.

Последний вариант  генерального плана был утвержден  думой Иркутска 28 июля 2007 года. В  этом году работники ОАО «Иркутскгипродорнии» и Иркутскгражданпроекта (Институт гражданского строительства, планировки и застройки городов Иркутской области) разработали проект внесения изменений в генплан Иркутска. В ближайшее время они будут рассмотрены на публичных слушаниях. Генплан рассчитан до 2020 года.

Разработчики  проекта планировки Иркутска считают, что необходимо скорректировать транспортную схему города – классифицировать улично-дорожную сеть и узлы-развязки, скорректировать вопросы инженерного обустройства. Кроме того, были выявлены землеотводы, неучтенные в генплане.

Таким образом, изменения документа коснулись транспортной схемы, схемы функционального зонирования, схем инженерных сетей. На 37% увеличится территория средне- и многоэтажной застройки. На окраинах города отведены обширные участки под малоэтажную застройку.

Генплан предлагает расширить общественно-деловые зоны, включающие участки под учреждения и предприятия обслуживания, научно-исследовательские учреждения и специальные учебные заведения. Их площадь увеличится почти в 2,2 раза, главным образом, за счет формирования новых общественных центров.

Как сообщила Телеинформу  главный архитектор проектов Департамента градостроительного проектирования ОАО  «Иркутскгипродорнии» Елена Хазыкова, в старом генплане были определены 12 общественных центров, а в новом – 37.

Также новый вариант генплана расширяет площадь озелененных и рекреационных зон почти в три раза – появятся новые парки и скверы, а также будут благоустроены уже существующие. Предположительно парки, скверы и бульвары будут занимать 994,5 гектара.

Генплан предусматривает сокращение 114 промышленных зон и зон коммунально-складского использования. Как рассказала Телеинформу Елена Хазыкова, старый генплан предполагал «очистить» город от 53 промышленных объектов. На сегодняшний день в Иркутске насчитывается более 650 промышленных и коммунально-складских территорий.

«Промышленные зоны постепенно вытесняются из города. Это хорошая тенденция, – отмечает главный архитектор Иркутска Андрей Красильников, – Например, в микрорайоне Лисиха, на месте, где раньше располагался Иркутский кирпичный завод, сейчас строятся жилые дома. Также к нам уже давно обращается руководство Иркутского завода тяжелого машиностроения, которое собирается выносить производство из города. И много других примеров».

Транспортная  схема кардинально не меняется. Уточняется классификация улиц, определены красные линии, где проходит инженерная и транспортная инфраструктуры.

По словам Елены  Хазыковой, до 2020 года планируется расширить  улицы Лермонтова, Гоголя, Чайковского, Пискунова, Маяковского и др. Журналисты поинтересовались, за счет чего будут расширяться улицы, придется ли сносить капитальные застройки? «На этих улицах на сегодняшний день есть резервы. В некоторых местах, возможно, придется сносить капитальные застройки, – говорит Андрей Красильников. – Однако разработчики генплана учитывали, чтобы собственники участков понесли минимальный ущерб. Понятно, что угодить всем невозможно. Город – живой организм, всегда приходится резать по живому».

Как сообщил  Андрей Красильников, публичные слушания пройдут с 17 сентября по 17 декабря 2010 года во всех округах города. Будут организованы выставки демонстрационных материалов проекта, выступления представителей городской власти и разработчиков проекта. Кроме того, можно будет получить индивидуальные консультации по проекту в ОАО «Иркутскгипродорнии» по адресу г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 47б.

Встречи с жителями Ленинского района пройдут 7 октября  в ДК «Гагарина», Свердловского района – 12 октября в ИрГТУ, Октябрьского района – 21 октября в ДК «Дружба». Закрытие публичных слушаний состоится 22 октября в здании администрации города.

Принять участие  в слушаниях может каждый житель Иркутска, достигший 18 лет. Чтобы попасть на мероприятие, при себе достаточно иметь паспорт. «Слушания проводятся для того, чтобы выявить мнение жителей города и учесть его при дальнейшей корректировке генерального плана», – объясняет Андрей Красильников. В декабре мы должны будем подготовить для мэра заключения о результатах публичных слушаний».

 

Заключение

Несмотря на определённый прогресс градостроительной реформы (принятие правил землепользования и застройки, введение разрешения на строительство, иных градостроительных документов, определение процедуры и упрощение порядка их выдачи), она обладает рядом существенных недостатков, которые могут серьезно осложнить градостроительные отношения и повлечь утрату архитектурного наследия. Сегодня имеются 5 глобальных проблем, которые обостряет эта реформа.

  1. Нарушение требований экологического законодательства об энергоэффективности зданий. Суть этой проблемы в том, что власти в погоне за прибылью хотят уменьшить нормы освещённости в 2 с половиной раза. Отсутствие солнечного света вынуждает жителей круглосуточно расходовать дорогую электроэнергию, вследствие чего нагрузка на электросеть возрастает и она не выдерживает перегрузок (авария на Чагинской подстанции в 2009 г.). Отсутствие солнечного света в жилых помещениях вредно для детского организма - может развиться рахит и иные осложнения здоровья. Отсутствие естественного света в помещениях скажется на здоровье взрослых - у них будет плохое самочувствие. Из 365дней, по данным Гидрометцентра, в Москве бывает лишь 83 солнечных дня, остальные дни - пасмурные. Для Москвы это очень мало (в Волгограде, например, солнечно с мая по октябрь). Москва - это не Гавана!
  2. Дефицит рабочих мест в крупных городах России. Данная проблема возникает из-за нехватки рабочих мест для всех желающих. Сейчас жилья в Москве строят много, рабочих мест не хватает, предприятий практически нет.
  3. При выборе мест для строительства не учитывают данные геологии и гидрологии. Жильцы домов вынуждены подвергать свою жизнь серьёзному риску. (Например, жилой комплекс «триумф-палас» в Москве построен на самом топком месте).
  4. Точечная застройка в крупных городах губительна для сложившихся районов. Она может привести к тому, что фундаменты окрестных зданий могут просесть, а сами здания могут «поплыть», треснуть или даже обвалиться. Также при строительстве генподрядчики используют некачественные материалы и халтурят на стройке, качество работ оставляет желать лучшего. Данная проблема усугубляется многочисленными нарушениями строительных норм при строительстве зданий. Городским властям необходимо учитывать данные обстоятельства, соблюдать трудовое и строительное законодательство и отдавать приоритет комплексному развитию территорий.
  5. Так называемая русская «реконструкция» объектов культурного наследия (когда вместо реставрации памятника культуры застройщик его сносит и строит на месте памятника деловой или жилой объект) губительна для памятников истории и культуры. Город рискует безвозвратно утратить особо ценные объекты. Такая градостроительная политика противоречит ч. 3 ст. 44 Конституции РФ.

Информация о работе Градостроительная деятельность г. Иркутска