Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Проблема аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Основы проектирования музеев………………………………………..5
Методика проектирования……………………………………………...6
Классификация музеев…………………………………………………...8
Градостроительные принципы размещения музеев………………….11
Основы формирования экспозиций…….…………………………….13
Современные методы проектирования музейных пространств…….26
Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30
Социальные функции музея…………………………………….............40
Музейная коммуникации…………..……………………………………41
Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45
Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65
Список литературы……………...………

Файлы: 1 файл

понятие музей.doc

— 7.07 Мб (Скачать файл)

Рис. 30 Входная группа в музей Естествознания в Мюнхене

После “Геологии” следует зал, посвященный характеристике землетрясений. В нем выставлено несколько приборов, регистрировавших землетрясения в разные времена человеческой истории Например, аппарат 1703 года сделан из дерева в виде перевернутого вверх дном горшка, по краям которого радиусом нарезаны желобки В начале XVIII века люди очень просто, без всяких хитроумностей, пользовались этим прибором, чтобы определить землетрясение На плоскодонной крышке этого прибора находилась ртуть. При малейших колебаниях почвы ртуть на одном уровне не удерживалась и скатывалась по желобкам вниз, фиксируя этим грозящую опасность. Статическое положение ртути означало отсутствие признаков землетрясения

Зал “Горное  дело” имеет колоссальную площадь  он занимает подвал, уходящий под землю  на три этажа Работу горняков, старые и новые способы добычи полезных ископаемых можно увидеть в шахтах, которые располагаются прямо под экспозиционным залом. В стены их вделаны трубы, посредством которых изымались и изымаются образцы горных пород. Интерьеры шахт в свою очередь перемежаются небольшими залами, в которых размещены отдельные коллекции шахтерских ламп и кислородных аппаратов, демонстрируются работа водяного колеса для поднятия в ковшах руды, вагонетки и первое машинное сооружение для доставки рабочих в глубинные шахты. Например, здесь демонстрируется укороченный, но подлинный бур для разведочных геологических работ.

Внимание  посетителей привлекает и другой бур, часть которого выступает на поверхности зала, а сам он тянется  на глубину всех трех подвальных этажей Диаметр этого бура равен трем метрам.

В зале “Горное  дело” выставлена диорама знаменитого  “Гранд Каньона”, которая сделана (как и многие другие экспонаты) очень  любопытно. Сначала посетитель рассматривает  общую картину, а потом нажимает кнопку и перед ним раскрываются горные разработки.

              На нижнем поясе зала размещены образцы полезных ископаемых, которые вмонтированы в стены на специальных держателях. А в центре зала просто поставлены большие монолиты гранита, сланца и других минералов. Здесь же демонстрируются и коллекции горных пород, с отпечатками вымерших животных: например, в темном сланце видны отпечатки ихтиозавра, жившего 140 миллионов лет назад.

           

Рис. 31 Экспонат, демонстрирующий интерьер ракеты. Мюнхен

             В Музее целый зал отведен надземной Молельне рудокопов XVI века. Здесь прежде всего интересны орган, который и по сей день издает мелодичные звуки, а также еще целый ряд предметов, которые довольно точно воспроизводят далекое прошлое.

Большой интерес  у посетителей вызывает зал “Обработка металлов”, а в нем специальный интерьер с различного рода “рабочими станками и механическими приводами”. Эта экспозиция является своего рода механической мастерской прошлого столетия, а самым древним экспонатом этой коллекции является токарный станок 1767 года.

В 1856 году Генри  Бессемер устроил большой грушеобразный  железный конвертор, который еще  называют “бессмеровской грушей”. Одним из первых, кто оборудовал такой “грушей” свои заводы, был Крупп. В Мюнхенском музее как раз и демонстрируется подлинная “бессемеровская груша”, работавшая на заводе Круппа в 1866 году. Она вмещала до шести тонн сплавленного чугуна. Подлинная “бессемеровская груша” разрезана пополам, причем одна ее сторона демонстрирует внутренние процессы плавки стали, другая -внешний вид и характер скрепления металлической “груши”.

Мюнхенский  музей естествознания и техники  весь набит действующими и постоянно  работающими установками, многие из которых по мощности и весу не уступают указанному буру. Большинство наиболее характерных установок демонстрируется в движении, поэтому Музей весь день буквально живет в рабочем ритме: то в одном, то в другом его зале слышатся стук, лязг, свист или скрежет...

              Любопытно, что и руководство Мюнхенского музея, и фирмы, бесплатно снабжающие Музей экспонатами, охотно идут на то, чтобы “портить” или “резать” тот или другой экспонат, машину или целую производственную установку. По существу они “выводятся” из строя для их лучшего наглядного экспонирования. А кроме того, таким образом немецкие промышленные фирмы рекламируют себя.

Большое место  в Музее занимает Отдел транспорта, в котором разместились экспозиции, посвященные истории судостроения и мореплавания, с прекрасными интерьерами и моделями судов. Здесь же в больших и просторных залах экспонируются воздушные корабли и аппараты -вплоть до современных самолетов и ракет.

              Видное место в Музее отведено и автотранспорту. В демонстрационном зале знакомство с экспозицией начинается со знаменитого автомобиля Бенца (1885), который благодаря своей легкой конструкции и оформлению положил начало успешному развитию автомобильного транспорта. В этом же зале выставлен автомобиль Даймлера (1889). Вторая конструкция этого автомобиля была в свое время выставлена на Всемирной выставке в Париже, что и дало толчок развитию автомобильной промышленности во Франции.

            

Рис. 32 Экспонат, демонстрирующий различные виды   молекул. Мюнхен

             В зале “Химия и химические технологии” для посетителей живой интерес непосредственно вызывает сравнительная схема производства искусственного материала. Эта схема, которая занимает целую стену, разделена по вертикали на две части. С двух сторон ее показаны пчелиные соты и паук в паутине, под ними характеристика искусственных материалов, а ниже образцы продукции из таких материалов. Химические технологии представлены экспонатами, которые человечество использовало с древнейших времен. Здесь посетитель знакомится с самым древним памятником - копией рисунка из испанской пещеры Альтамиры, которому 12 тысяч лет. Исключительный интерес для посетителей представляют реконструированные производственные мастерские - часовщика, сапожника, шварцвельдерская кузница 1803 года и стекольный завод XIX века, а также алхимическая лаборатория и «Лаборатория Лавуазье”.

             Заканчивается осмотр Музея Отделом фотографий и залом “История музыкальных инструментов”. В куполообразной крыше Музея расположен и работает планетарий.

 

Научно-познавательный музей CosmoСaixa в Барселоне

Рис. 33 Входная группа научно-познавательного музея в Барселоне

Этот музей  — настоящий храм человеческих познаний об окружающем мире. Впервые он принял посетителей в 1981 году, а в начале нашего века в период с 2001 по 2004 годы его перестроили. Сейчас музей занимает площадь в 45 тысяч квадратных метров. Во время реконструкции были применены самые современные достижения науки, чтобы эффектнее преподнести достижения науки, а так же всё то, что люди успели понять об окружающем мире.

Здесь представлена обширная экспозиция, изображающая сельву в районе русла Амазонки. Она размещается на площади в тысячу квадратных метров и вся находится под плоской стеклянной крышей. Любопытно то, что это не обычное стекло. Оно пропускает ультрафиолетовые лучи. Кусочек сельвы здесь процветает со всеми своими растениями и живыми организмами. А посетителям рассказывают о пользе витамина D, который как раз и синтезируется при помощи ультрафиолетового участка спектра.

Ещё здесь  есть целый ряд устройств, демонстрирующих  физические законы в действии. Есть модель Архимедовой ванны, и призмы, которые расщепляют световой луч, и всякие механические элементы вроде пружин и инерционных колёс. Маятник Фуко буквально поражает воображение своими размерами. В музеи представлена модель, которая наглядно демонстрирует броуновское движение частиц. Все выставленные модели не просто действующие, они находятся в свободном доступе. Любой посетитель может их активировать и сколько угодно наблюдать, например, как работает второй закон Ньютона.

КосмоКаиша  — уникальный музей. Все здесь  организовано так, чтобы будить творческую мысль и жажду познания. Даже образованные люди выходят отсюда воодушевленными и окрыленными, готовыми к восприятию и осмыслению природы, космоса и самих себя. КосмоКаиша, таким образом, учреждение многофункциональное. Оно выполняет просветительскую образовательную функцию, влияет на творческие процессы в научных кругах, а так же является элементарным хранилищем мирового культурного наследия. В музее восемь крупных подразделений:

Рис. 34 Экспонат, демонстрирующий образование молнии

Геологическая стена (El Muro geológico)

Это демонстрация устройства земного шара, по крайней  мере, в той его части, что уже  известна науке. Экспозиция представляет собой геологический разрез, выполненный  из натуральных горных пород и  минералов. На её устройство, упошло 90 тонн камня. В этом разделе музея представлены так же модели, демонстрирующие динамику процессов происходящих в земной коре — выветривание, смещение слоёв, образование осадочных пород и т. д. Самой впечатляющей является модель вулкана.

Заболоченный  лес (El Bosque inundado)

Это почти  точная реконструкция участка амазонских джунглей, демонстрация одной из экосистем  планеты. Здесь посетители испытывают на себе влияние температурных и  влажностных факторов, которые воспроизведены с поразительной точностью. В такой атмосфере великолепно чувствуют себя растительность, животные, насекомые и прочие обитатели этого уголка Земли. Как рассказывают гиды, экспозиция является образом одной из самых активных биологических зон планеты.

Рис. 35 Зал Материи

Зал Материи (La Sala de la Materia)

Это раздел, где  рассказывается о происхождении  вселенной от большого взрыва до возникновения  разума. Примерно то же самое, что и  в Библии, но с научной точки  зрения и по другой масштабной шкале. Здесь четыре подраздела, оперирующих такими временными величинами, которые иногда просто нереально представить. Первый — это рождение материи. Ученые предполагают, что случилось оно 14 миллиардов лет назад. Второй подраздел посвящен возникновению из частиц неживой материи первого биологического организма. Третий относится к возникновению мыслящей материи. Четвертый рассказывает уже об организованной мыслящей материи, проще говоря, о человеческой цивилизации. К понятию «материя"ученные относят энергетические поля, свет с его волновой природой, плотные скопления частиц. Звёзды, планеты, суша, вода, воздух. Живые клетки, их устройство, простые и сложные клеточные организмы. Нейроны. Высшая форма организации материи — цивилизация. По космическим масштабам она существует недавно, менее ста тысячелетий. От первобытного человека до коллективного разума планеты. Эволюция материи, законы её существования — вот что привлекает в эту часть музея посетителей.

 

Площадь Науки (Plaza de la Ciencia)

Этот раздел расположен под открытым небом, на площади перед входом в музей. Здесь установлены крупные движущиеся модели, изображающие явления физического мира в представлении ученых.

 

Детские залы «Щелчок» и «Вспышка» (Clik y Flash)

По сути дела это большие игровые комнаты. Здесь малыши обретают первый опыт познания окружающего мира. «Щелчок» сделан специально для дошкольников и рассчитан на возрастную категорию от 3 до 6 лет. Здесь собраны предметы и устройства, с которыми можно играть, зеркала, увеличительные стёкла, калейдоскопы. Большую лупу можно повернуть и рассматривать с её помощью что угодно. Некоторые малыши впервые в жизни узнают, что существуют инструменты, с которыми процесс познания окружающего мир может стать увлекательным. «Вспышка» — это уже игровое пространство для младших школьников, рассчитанное на возрастную категорию 7–9 лет. Здесь собраны инструменты посложнее, но их тоже можно включать, крутить и наводить. В этом месте дети получают представление о научном эксперименте, о целом ряде законов физического и живого мира и о самых последних достижениях человечества.

 

Планетарий (Planetario)

Это одно из лучших заведений такого рода. Планетарий оснащен самой современной 3D системой создания космических эффектов и  богатой коллекцией лекционных программ о происхождении и строении вселенной.

Планетарий  воздушных шаров (Planetario Burbuja)

Этот раздел музея представляет собой детский  планетарий. Он ориентирован на возраст  от 3 до 8 лет. Этим малышам легче вообразить, как устроено мироздание, на моделях, выполненных на основе воздушных  шариков. Звёзды, планеты и даже дальний космос — всё представлено в виде шаровых скоплений. Даже взрослые признают познавательную ценность данной экспозиции.

Дотронься! (¡Toca!)

Этот раздел представляет собой реконструкцию  трёх географических и биологических  зон планеты — джунгли, пустыню и субтропики. В основе последней зоны лежит копия, снятая с экосистемы Средиземноморья. Здесь представлены рельеф местности и обитающие на ней растения и животные.

 

Научно-популярный центр  «Эврика» в Финляндии

Рис. 36 Входная группа научно-популярного центра «Эврика»

Назвать «Эврику» просто музеем язык не поворачивается — это место объединяет в себе научный и развлекательный центр  и музейный комплекс, посвященный  фундаментальным наукам. Датой основания  центра «Эврика» считается 1984 год, хотя потом прошло целых пять лет до той поры, когда 28 апреля 1989 года «Эврика» наконец-то открыла двери для своих гостей. И уже непосредственно в 1989 году этот современный научно-познавательный центр посетило порядка 430 000 человек, что было феноменальным успехом.

С тех пор  этот центр в пригороде Хельсинке  городке Вантаа является одним из популярнейших пунктов назначения среди туристов, особенно, если у  этих туристов есть дети. Именно для  детей посещение «Эврики» превращается в настоящий праздник и своеобразное погружение в мир научных открытий. Дело в том, что все выставки в «Эврике» интерактивные, а основная экспозиция насчитывает сразу 200 экспонатов, посвященных открытиям в области физики, астрономии, химии, биологии и математики. Интерактивные выставки — вот чем в первую очередь славится «Эврика», когда посетители сами могут, к примеру, поучаствовать в процессе изготовления бумаги, решать различные математические задачи, проводить химические опыты и многое-многое другое. Это приносит как положительные эмоции, так и дополнительные знания.

Рис. 37 3D изображение на центральной стене музея

В открытом научном  парке «Галилей», работающем с мая  по сентябрь, находится много аттракционов, в которых задействована вода. То есть тут можно строить свои мосты через маленькую реку, попытаться выработать энергию и поучаствовать еще во множестве других увлекательных экспериментах.

Информация о работе Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик