Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Проблема аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Основы проектирования музеев………………………………………..5
Методика проектирования……………………………………………...6
Классификация музеев…………………………………………………...8
Градостроительные принципы размещения музеев………………….11
Основы формирования экспозиций…….…………………………….13
Современные методы проектирования музейных пространств…….26
Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30
Социальные функции музея…………………………………….............40
Музейная коммуникации…………..……………………………………41
Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45
Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65
Список литературы……………...………

Файлы: 1 файл

понятие музей.doc

— 7.07 Мб (Скачать файл)

«Одно из важнейших свойств индустриального ресурса — истощаемость» — подчеркивает создатель многих интерактивных экспозиций А. Лебедев, сравнивая с индустриальным ресурсом музейные коллекции. «Информационные ресурсы обладают иными свойствами, обычно их относят к типу синергетических или саморасширяющихся. В процессе использования такие ресурсы увеличиваются, а качество их улучшается». На рубеже ХХ — ХХI веков наши музеи далеко не всегда имели возможность пополняться. Поэтому полноценная презентация времени в музее иногда невозможно без виртуальной реальности, создаваемой на основе информационных ресурсов.

Рис. 26 Светодиодный дисплей-сфера и 3D виртуальные театры в токийском музее Miraikan

Интернет  сделал возможным наряду музейным сайтом виртуальный музей. Зритель может пользоваться этим суррогатом для получения информации визуальной и вербальной. Однако, как некогда театр, музеи сегодня через интерактивные новые проекты попадают в поле эксперимента так ярко развернувшееся в зрелищных искусствах. Музейные ночи, Фестивали «Современное искусство в традиционном музее» Института «ПроАрте», Венецианские, Московские, Красноярские и другие биенале, Тагильские пленеры современного искусства, выставки Эрмитажа в Лас Вегасе и другие интерактивные проекты делают музей ценной частью современной межкультурной коммуникации и активной медиасреды.

Председатель  Комитета Госдумы по делам СНГ  и связям с соотечественниками Андрей Кокошин 23.03.07 сообщил, что он и многие другие его коллеги-депутаты в рамках нового партийного проекта «единоросов» «Историческое наследие» будут оказывать… всяческую поддержку деятельности художников, их организаций. Вопрос о возможностях духовного роста общества через культурные программы, в частности, возможности совершенствования интерактивности музеев не только через конкурсы грантов «Меняющийся музей в меняющемся мире», но и через новые правительственные национальные программы, которые постепенно начинают работать, обсуждается на текущих конференциях.

Рис. 27 Музей футбола Бразилии – ‘в высшей лиге’ с Dataton WATCHOUT™

            Международная конференция «EVA»  весьма успешно продвигает технологии  мультимедиа в культуре, искусстве,  образовании. В контексте дискуссий с Союзом журналистов Медиасоюз позиционировал себя как общественную организацию и часть гражданского общества, «…которая должна основываться исключительно на гражданской активности по всей стране». Так в диалоге современного музея и медиаптехнологий рождается путь преодоления рутины через интерактивность музейно-медийного проекта.

Схематизируя выводы этих размышлений о музее и современной медиасреде, можно представить их в следующей формуле: наследие + интерактивность музеев + медиасреда + национальные программы = культурной самоидентификации личности гражданина современной России.

            На основе такого синтеза музей возвращается к своим истокам, снова превращаясь в полифункциональный, мультимедийный общественно значимый институт.

 

Социальные  функции музея

 

В отечественном  и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре — функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования  и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

По мнению ряда исследователей помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Социальные  функции музея тесно связаны  между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

Итак, к новым  функциям музея относится функция  организации свободного времени и коммуникативная.

Музейная  коммуникация

 

Коммуникация (лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями — такой смысловой ряд выстраивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо носителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт, коммуникация осуществляется посредством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает.

Понимание как  сущность коммуникации предполагает единство языка коммуницирующих, единство ментальностей, единство или сходство уровней социального развития. Но возможна и коммуникация далеких во времени и пространстве культур; в таком случае понимание культур возможно как реконструкция или конструкция по тем законам обработки информации, которые приняты в воспринимающей культуре.

В начале XX в. появился термин «социальная коммуникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассматривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.

Понятие «музейная  коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой, — способность посетителя понимать «язык вещей».

Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями-экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспозиции должны принимать художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Во-вторых, экскурсоводам (музейным педагогам) следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В-третьих, в музей должны прийти новые специалисты — музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Работы Д. Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала настоятельно ощущаться потребность в теории, позволяющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Заполнить этот вакуум в музееведении помогли коммуникационные представления, получившие к тому времени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду и в полемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности. Существенный вклад в ее разработку наряду с трудами Д.Ф. Камерона внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М. Б. Гнедовского.

Постепенно  в музееведении сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные модели музейной коммуникации.

Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения — не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.

Принципиально новым в контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-исторического содержания»3. Музейная экспозиция в данном случае предстает как знаковая система, отображающая различные историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты. Причем отображается не сама действительность, а ее понимание автором экспозиции, которое представлено в виде определенной логики (концепции) и художественного образа (дизайна). Эта модель музейной коммуникации используется для общения с иной культурой, и главное в ней — преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в общении между двумя культурами.

Восприятие  экспозиции в значительной степени  зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения коммуникационных нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания предметов. Необходимы также социологические и психологические исследования в рамках «музей и посетитель», которые позволяют музеям устанавливать «обратную связь» со своей аудиторией.

 

Рис. 28 Морской музей Амстердама

Панорамное  изображение формируют 10 проекторов, управляемых Watchout

Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев

 

Музей естествознания и  техники в Мюнхене

Рис. 29 Один из основных залов музея в Мюнхене

В 1903 году идею о создании такого музея выдвинул мюнхенский инженер -электротехник  Оскар Мюллер Предложение его  было единодушно одобрено Объединением немецких инженеров, тем более что была получена финансовая помощь от отдельных предпринимателей, высших научных учреждений, государственных деятелей и промышленных фирм.

В отличие  от многих других музеев, которые в  основном являются хранителями национальных богатств, Музей естествознания и техники в Мюнхене с самого начала своего создания стал ориентироваться на показ образцов мировой техники Однако вскоре в его экспозициях ведущее место заняла именно немецкая техника, как претендующая на ведущую роль в мире.

Создатели Музея  не стали ждать, когда для него будет выстроено специальное  здание, и уже в 1903 году выставили  свои экспонаты во временном помещении  Однако сразу же началась грандиозная  разработка проекта нового здания Музея, специально приспособленного для его нужд и потребностей. В этом здании Музей разместился только через 25 лет.

 

Попадая в  него, посетитель прежде всего оказывается  в зале “Геология”. В центре зала -модель Земного шара в разрезе, и  на этом разрезе цветом показана узенькая (в один сантиметр) полоска земной коры Она как бы демонстрирует, что еще очень неглубоко проник в земные недра человек, добывая полезные ископаемые. По одну сторону входа в этот зал располагается барельеф “Бог Саваоф”, олицетворяющий идеи сотворения и происхождения мира. По другую сторону входа разместилась большая картина “Извержение вулкана”, а под ней расположились “вулканические бомбы”  в натуральную величину В этом же зале посетитель может познакомиться и с другими картинами на ту же тему “В пещере”, “Лес каменного века”,  “Образование горных террас” и т. д. Сотрудники Музея считают, что этот зал должен давать только самое общее представление о геологии

Информация о работе Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик